План по самообразованию на 2016 - 2021 гг.
материал на тему

Шамаева Ольга Юрьевна

Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня педагога на межаттестационный период 2016-2021 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы повышения

профессионального уровня педагога

на межаттестационный период 2016-2021 г.г.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
                                                                                                                        В.Сухомлинский

Тема: «Реализация технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в рамках формирования экологического сознания дошкольников и исследовательской деятельности»

Период работы над темой: 2016 -2021 год

1. Шамаева Ольга Юрьевна

2. Образование – среднее специальное

3. Категория – не имею

4. Стаж работы – 6лет

5. Прохождение курсов повышения квалификации: 

1. Курсы повышения квалификации для воспитателей по теме  «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта», в  Институте экономики управления и права, г.Казань, 72 час. Удостоверение    №162401305954, выдано 27 мая 2014г.

6. Методическая тема: «Формирования экологического сознания дошкольников и исследовательской деятельности по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»

7.Тема самообразования: «Реализация технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в рамках формирования экологического сознания дошкольников и исследовательской деятельности»

8. Актуальность:      Современное общество нуждается в активных, творческих и, несомненно, эрудированных людях. Эти качества закладываются с дошкольного возраста. Ключевые компетентности, такие как индивидуальная, коммуникативная и технологическая, формируются у ребёнка до семилетнего возраста и не могут возникнуть без содержательного основания.          

Процесс развития ребёнка важно направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М.Монтеня, ребёнок «чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри».

    С раннего возраста дети приобретают знания и сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии. Под умелым руководством дети задумываются над тем, как усовершенствовать какой-то предмет, сделать его более красивым и полезным, т.е. у них пробуждается творческое мышление.

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

 В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе,  не заменит живого общения с ней.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает  познавать красоту, разнообразие природы.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.

Для того чтобы личность ребенка развивалась, чтобы он становился  «субъектом собственной жизни», ему необходимо овладевать средствами и способами взаимодействия с миром: средствами и способами познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и Здоровья, общения с миром, его оценивания в соответствии с этими законами. 

 Цель:   формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.

        Задачи:

 • Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

• Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.

Основные направления и действия для повышения    личного самообразования

Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

2. Знакомиться с новыми авторскими программами по развитию исследовательской деятельности и экологического воспитания.

3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

4. Принимать активное участие в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, семинарах.

5. Посещать НОД  коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного,  в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами)

7. Привлечение  родителей к активному участию в образовательном процессе по формированию экологического воспитания и исследовательской деятельности.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Проектировать персональный сайт.

3.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет-сайты.

             

 План методической работы  на 2016-2017 учебный год

                               Содержание работы

Сроки

1

Разработка рабочей программы по формированию экологического воспитания и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС

2016

2

Изучение психолого-педагогической методической литературы

2016

3

Памятки для родителей по формированию экологического воспитания

2016

4

Работа с родителями: проведение природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Помоги планете выжить» (уборка мусора) и другие

2017

5

Разработка цикла мероприятий, направленных на формирование экологического воспитания у  дошкольников с помощью ТРИЗ -технологии

2017

                     План методической работы  на 2017 -2018 учебный год

                               Содержание работы

Сроки

1

Аттестация на 1 кв. категорию

2017

2

Выступление в муниципальном этапе республиканского конкурса «Воспитатель года Республики Татарстан»

2017

3

Выступление на республиканском этапе XI Всероссийских педагогических Занковских чтений “Системно – деятельностный подход к образованию в условиях реализации ФГОС”

2017

4

Сообщение с презентацией  «ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в развитие исследовательской деятельности дошкольников»

2017

5

Изучение литературы и других печатных изданий

2018

План методической работы  на 2017-2018 учебный год

                                  Содержание работы

Сроки

1

Выступление  на МО для воспитателей «Формирование исследовательской деятельности дошкольников средствами современных образовательных технологий»

2018

2

Консультация для воспитателей «Взаимодействие инструктора с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

2018

3

Стендовое сообщение на МО для воспитателей  по теме: «Формирование экологического воспитания у дошкольников с помощью игр по технологии ТРИЗ»

2018

4

Оформить папку – передвижку «ТРИЗ – школа творческой личности»

2018

5

Индивидуальные беседы с родителями на тему «Дидактические игры, направленные на формирование экологического воспитания детей, предлагаемые технологией ТРИЗ»

2019

План методической работы  на 2019-2020 учебный год

                                  Содержание работы

Сроки

1

Пополнение картотеки: Развитие дошкольников.

2019

2

Выступление на педсовете: «Мастер класс по изготовлению игр для педагогов».

2019

3

Курсы повышения квалификации

2019

4

Консультации для родителей на темы:

  •  «Организация детского экспериментирования»
  • «Научите ребенка любить природу»

2020

5

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория - волшебника».

2020

           

                    План методической работы  на 2020-2021 учебный год

                                   Содержание работы

Сроки

1

Участие в педагогических конкурсах

2020

2

Выступление на МО «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

2020

3

Публикация в  социальной сети работников образования, разработок НОД, проектной деятельности и других творческих работ

2021

4

Открытый показ НОД «Удивительное рядом»

2021

5

Подготовка к прохождению аттестации

2021

                        Ожидаемый результат самообразования:

Результаты экологического образования дошкольников и по диагностическим данным, и по субъективным оценкам показывают значительный эффект, оказанный эколого-образовательным процессом, в изменении личного отношения детей к природным объектам, в принятии ценности и уникальности любого живого существа. Таким образом, мы еще раз убеждаемся и подчеркиваем необходимость развития ценного, личностно-значимого отношения к природе закладывания основ экологической культуры уже в период дошкольного детства, чтобы не упустить важный и ответственный «период первоначального фактического склада личности», так как сегодня экологическое воспитание – это прежде всего, нравственно-ценностное образование.

В результате проделанной работы,  дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2016-2021 уч.г.

План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.«Развитие цветового восприятия у дошкольников»...

план по самообразованию на 2016-2021 год

план по самообразованию на 2016-2021 год...

план самообразования на 2016-2021

План самообразования по теме:" опытно-эксперементальная деятельность"...

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия Анатольевна

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия АнатольевнаМАДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»             ...

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год Воспитатель: Кручинина Татьяна Анатольевна

План самообразования на 2016 – 2021 учебный годВоспитатель: Кручинина Татьяна АнатольевнаМАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида»...

План самообразования на 2016-2021 год

Папка по самообразованию вопитателя МАДОУ «Детский сад № 392» Ибрагимовой Люции Тимербулатовны.    Индивидуальный план профессионального развития воспитателя...

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2021 У.Г..

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2021 У.Г.....