План по самообразованию на 2016 - 2021 гг.
материал на тему
Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня педагога на межаттестационный период 2016-2021 г.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы повышения
профессионального уровня педагога
на межаттестационный период 2016-2021 г.г.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский
Тема: «Реализация технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в рамках формирования экологического сознания дошкольников и исследовательской деятельности»
Период работы над темой: 2016 -2021 год
1. Шамаева Ольга Юрьевна
2. Образование – среднее специальное
3. Категория – не имею
4. Стаж работы – 6лет
5. Прохождение курсов повышения квалификации:
1. Курсы повышения квалификации для воспитателей по теме «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта», в Институте экономики управления и права, г.Казань, 72 час. Удостоверение №162401305954, выдано 27 мая 2014г.
6. Методическая тема: «Формирования экологического сознания дошкольников и исследовательской деятельности по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
7.Тема самообразования: «Реализация технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в рамках формирования экологического сознания дошкольников и исследовательской деятельности»
8. Актуальность: Современное общество нуждается в активных, творческих и, несомненно, эрудированных людях. Эти качества закладываются с дошкольного возраста. Ключевые компетентности, такие как индивидуальная, коммуникативная и технологическая, формируются у ребёнка до семилетнего возраста и не могут возникнуть без содержательного основания.
Процесс развития ребёнка важно направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М.Монтеня, ребёнок «чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри».
С раннего возраста дети приобретают знания и сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии. Под умелым руководством дети задумываются над тем, как усовершенствовать какой-то предмет, сделать его более красивым и полезным, т.е. у них пробуждается творческое мышление.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Какой же выход из создавшейся ситуации?
Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.
Для того чтобы личность ребенка развивалась, чтобы он становился «субъектом собственной жизни», ему необходимо овладевать средствами и способами взаимодействия с миром: средствами и способами познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и Здоровья, общения с миром, его оценивания в соответствии с этими законами.
Цель: формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
Задачи:
• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
• Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
Основные направления и действия для повышения личного самообразования
Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
2. Знакомиться с новыми авторскими программами по развитию исследовательской деятельности и экологического воспитания.
3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
4. Принимать активное участие в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, семинарах.
5. Посещать НОД коллег и участвовать в обмене опытом.
6. Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами)
7. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по формированию экологического воспитания и исследовательской деятельности.
Методическое направление:
1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
2. Проектировать персональный сайт.
3.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет-сайты.
План методической работы на 2016-2017 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Разработка рабочей программы по формированию экологического воспитания и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС | 2016 |
2 | Изучение психолого-педагогической методической литературы | 2016 |
3 | Памятки для родителей по формированию экологического воспитания | 2016 |
4 | Работа с родителями: проведение природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Помоги планете выжить» (уборка мусора) и другие | 2017 |
5 | Разработка цикла мероприятий, направленных на формирование экологического воспитания у дошкольников с помощью ТРИЗ -технологии | 2017 |
План методической работы на 2017 -2018 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Аттестация на 1 кв. категорию | 2017 |
2 | Выступление в муниципальном этапе республиканского конкурса «Воспитатель года Республики Татарстан» | 2017 |
3 | Выступление на республиканском этапе XI Всероссийских педагогических Занковских чтений “Системно – деятельностный подход к образованию в условиях реализации ФГОС” | 2017 |
4 | Сообщение с презентацией «ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в развитие исследовательской деятельности дошкольников» | 2017 |
5 | Изучение литературы и других печатных изданий | 2018 |
План методической работы на 2017-2018 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Выступление на МО для воспитателей «Формирование исследовательской деятельности дошкольников средствами современных образовательных технологий» | 2018 |
2 | Консультация для воспитателей «Взаимодействие инструктора с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей». | 2018 |
3 | Стендовое сообщение на МО для воспитателей по теме: «Формирование экологического воспитания у дошкольников с помощью игр по технологии ТРИЗ» | 2018 |
4 | Оформить папку – передвижку «ТРИЗ – школа творческой личности» | 2018 |
5 | Индивидуальные беседы с родителями на тему «Дидактические игры, направленные на формирование экологического воспитания детей, предлагаемые технологией ТРИЗ» | 2019 |
План методической работы на 2019-2020 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Пополнение картотеки: Развитие дошкольников. | 2019 |
2 | Выступление на педсовете: «Мастер класс по изготовлению игр для педагогов». | 2019 |
3 | Курсы повышения квалификации | 2019 |
4 | Консультации для родителей на темы:
| 2020 |
5 | Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория - волшебника». | 2020 |
План методической работы на 2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Участие в педагогических конкурсах | 2020 |
2 | Выступление на МО «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ» | 2020 |
3 | Публикация в социальной сети работников образования, разработок НОД, проектной деятельности и других творческих работ | 2021 |
4 | Открытый показ НОД «Удивительное рядом» | 2021 |
5 | Подготовка к прохождению аттестации | 2021 |
Ожидаемый результат самообразования:
Результаты экологического образования дошкольников и по диагностическим данным, и по субъективным оценкам показывают значительный эффект, оказанный эколого-образовательным процессом, в изменении личного отношения детей к природным объектам, в принятии ценности и уникальности любого живого существа. Таким образом, мы еще раз убеждаемся и подчеркиваем необходимость развития ценного, личностно-значимого отношения к природе закладывания основ экологической культуры уже в период дошкольного детства, чтобы не упустить важный и ответственный «период первоначального фактического склада личности», так как сегодня экологическое воспитание – это прежде всего, нравственно-ценностное образование.
В результате проделанной работы, дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2016-2021 уч.г.
План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.«Развитие цветового восприятия у дошкольников»...
план по самообразованию на 2016-2021 год
план по самообразованию на 2016-2021 год...
план самообразования на 2016-2021
План самообразования по теме:" опытно-эксперементальная деятельность"...
План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия Анатольевна
План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия АнатольевнаМАДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида» ...
План самообразования на 2016 – 2021 учебный год Воспитатель: Кручинина Татьяна Анатольевна
План самообразования на 2016 – 2021 учебный годВоспитатель: Кручинина Татьяна АнатольевнаМАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида»...
План самообразования на 2016-2021 год
Папка по самообразованию вопитателя МАДОУ «Детский сад № 392» Ибрагимовой Люции Тимербулатовны. Индивидуальный план профессионального развития воспитателя...
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2021 У.Г..
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2021 У.Г.....