План самообразования на 2016-2021 уч.г.
материал на тему
План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.
«Развитие цветового восприятия у дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.
«Развитие цветового восприятия у дошкольников»
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.Сначала дети пользуются ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. По результатам диагностики было выявлено, дети :
- не обращают внимания на окраску предметов;
- с ошибками соотносят цвета;
- многие не знают их названия, плохо их дифференцируют;
- они заменяют названия промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, жёлтый, вместо фиолетового – голубой, синий и т.п.), причем перенос этот не является стойким;
- малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние.
Все это натолкнуло меня на то, что с такими детьми, необходимо проводить специальную работу по развитию цветового восприятия и цветоразличения.
Цель работы : смоделировать и экспериментально проверить процесс обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению на интегрированных занятиях.
- формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета на каждом занятии;
- реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного, речевого, двигательного аппаратов, и направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их на интегрированных занятиях;
- использование разнообразного натурного материала, дидактических игр, упражнений, дидактических материалов, позволяют обеспечить овладение умениями цветовосприятия и цветовоспроизведения.
Изучив специальную литературу, поставила перед собой цель - способствовать развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения для расширения границ общения с миром, творческого воображения и способности фантазировать, развивать связную речь.
Поставленная мною цель обусловила выбор задач:
- Развивать у детей наблюдательность, внимание и зрительную память.
- Расширять представления о разных цветах, развивать умения их различать, способность тонко чувствовать цвет.
- Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
- Способствовать развитию творческих проявлений детей.
- Совершенствовать коммуникативные качества, развивать умение гармонично взаимодействовать с партнерами и предметами.
I этап - учить детей различению цветов
На этом этапе воспитанникам предлагаются игры и задания, основанные на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость, при этом, еще не владея восприятием цвета.Первые игры и упражнения проводились с предметами, резко различными по цвету, что давало детям возможность осуществить выбор по образцу, побуждая их к самостоятельности при выполнении задания, постоянно менялись предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет. II этап - формировать умение зрительно соотносить цвета
Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Игры и упражнения на этом этапе подбирались так, чтобы дети сначала вычленяли цвет как значимый признак и выполняли задание: "Найди такого же цвета". Только после этого мы называли цвет. Сначала давались названия основных цветов: желтого, красного, зеленого, синего, а также белого и черного, а затем дополнительных цветов и оттенков. С помощью этих игр я учила детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производилось, только глазами, на расстоянии. Часть игр носила подвижный характер, т.е. решение умственной задачи сочеталось с движением, которое приносило детям радость и служило естественной эмоциональной разрядкой.
III этап - способствовать запоминанию, связанному с представлением о цвете
Игры данного этапа основаны на том, что было усвоено детьми при проведении дидактических игр с использованием цвета на предыдущих этапах. Постепенно у детей формировались представления о цвете, которые закреплялись в слове-названии. Предлагаемые мною игры, занятия помогли научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Кроме того, правильное называние цвета являлось условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Игры, предложенные в книге Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи". Расширяя представления воспитанников о цвете, использовался опыт логопеда-практика: Н.В.Нищевой, предложенный в книге "Разноцветные сказки" по развитию речи, формированию цветовосприятия . Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «зазеленеть» и т.п. Более того, они пытаются использовать подобные слова в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь воспитанников, что является одной из важнейших задач, стоящих передо мной. Кроме ведущей цели – развития цветовосприятия и цветоразличения, - в них предусмотрены развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, мышления и т.д. . "Разноцветные сказки", в свою очередь подарили детям яркие образы, доставили им радость, помогли воспитанию художественного вкуса, формированию эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту.
План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.
№ | Раздел плана | сроки | Форма проведения |
1 | Подготовительный этап | Октябрь 2016-февраль 2017 | Знакомство с теоретическим материалом, отбор литературы. Ознакомление родителей с планом работы по развитию цветовосприятия |
2 | Основной этап | 2016-2021г. | Работа с детьми- составление планов по развитию цветового восприятия для детей разных возрастных групп. Картотека дидактических игр по цвету оформить презентации к занятиям: «Разные краски в волшебной сказке», «Цветные загадки»; сделать видеоролики : «Пустыня», «Север», «Мимикрия». Дополнить «Приложение» цветными стихами и прозой. Работа с родителями С помощью родителей изготовить новые игры по цвету, каждому ребенку приобрести «Раскраску» (для старшей группы) Подбор консультаций для родителей Работа с воспитателями Апробация занятий, дидактических игр, раскраски. Составление перспективного плана, распространение материала на уровне ДОУ,РМО, в интернете,
|
3 | Заключительный этап | Апрель 2021 г. | Презентация работы по развитию цветовосприятия у дошкольников Обобщение опыта, подведение итогов по самообразованию |
План проведения дидактических игр по развитию цветового восприятия во второй младшей группе
Задачи: формировать интерес к игре с цветом, ориентируясь на цвет; закреплять знания цветов; учить называть цвета; уметь находить «такой же» цвет. Учить называть желтые (красные и др. предметы). Развивать мелкую моторику рук, выполняя действия с прищепками. Развивать речь детей, желание общаться со взрослыми, сверстниками.
Дата проведения | Название дидактической игры |
сентябрь | Веселая гусеница |
октябрь | Игра с прищепками «Красивые цветочки» |
ноябрь | Помоги Винни Пуху выбрать шар |
декабрь | Посади бабочку на цветок |
январь | Геометрическое лото |
февраль | Доделай игрушку (С прищепками) |
март | Покажи и назови |
апрель | Рамки и вкладыши |
май | Выложи коврик (по образцу) |
План проведения дидактических игр и интегрированных занятий по развитию цветового восприятия в средней группе
Задачи: учить детей соединять представление о цвете с предствлениями о реальных объектах; дифференцировать цвета; закреплять знания о цветах спектра и порядке их расположения, видеть цветосочетание, развивать способность различать до 2-х оттенков цвета, ввести в активный словарь слова, обозначающие оттенки, «осветляет»; стимулировать развитие инициативности в общении со взрослыми, сверстниками
Литература «Здравствуй ,мир!» А.А.Вахрушев , Е.Е. Кочемасова
сентябрь | 1.занятие «Путешествие в зеленую страну» стр.18 2.Дид. игра «Назови все зеленое» |
октябрь | 1.занятие «Путешествие в красную страну» стр.24 2.занятие «Путешествие в желтую страну» стр.26 |
ноябрь | 1.занятие «Путешествие в оранжевую страну» стр28 2.Дид. игра «Осенние ветки» |
декабрь | 1.занятие «Путешествие в синюю страну» стр.47 2.занятие «Путешествие в фиолетовую страну» стр.49 |
январь | 1.Дид. игра «Обувной магазин» |
февраль | 1.занятие «Красный-синий-фиолетовый» стр.51 2.Дид. игра «Какой хвост у петушка?» |
март | 1.занятие «Путешествие в голубую страну» стр.79 2.Дид. игра «Чудесные превращения» |
апрель | 1.занятие «Приключения Кляксы» 2.Дид. игра «Цветные стихи и загадки» |
май | 1.занятие «Цветной мир» стр.53 2.Дид. игра «Нарисуем рудугу» |
Дата проведения | Название занятия, игры. Литература |
План проведения дидактических игр и интегрированных занятий по развитию цветового восприятия в старшей группе
Задачи: формировать представление о теплой и холодной цветовых гаммах; формировать представления о разных оттенках цвета по светлоте, группировать темные и светлые, активизировать зрительное внимание, учить определять, в какой цветовой гамме написана картина, какое настроение пытался передать художник; стимулировать использовать в речи слова «пастельные», «высветлить»; формировать представления о сочетаемости цветов. Учить высказывать свое мнение, вести диалог со сверстником, способствовать словесному творчеству
Литература: «Краски, сказки, маски» Федотова В.М.
Дата проведения | Название занятия, игры | Раскраска, номер страницы |
сентябрь | Дид. Игра «Вспоминаем краски лета» Занятие «Палитра радости и грусти» | № 2,№3 |
октябрь | 1.Занятие «Волшебные превращения» 2.Дид. игра «Осенние сказки» насыщенность тона | №5 №6 |
ноябрь | 1.Занятие «Гармония черного и белого» 2.Ахроматические цвета . Дид. Игра «Бусы» | №1 №7 |
декабрь | 1.Занятие « Путешествие в холодную страну» 2.Пастельные тона. Волшебства белой краски. Дид. игра | №4,№9 №16 |
январь | 1.Занятие «Разные краски волшебной сказке» | № 10 |
февраль | 1.Занятие «Путешествие в страну Рисовандию» 2.Дополнительные цвета. Дид. Игра «Составь пару» | № 13 |
март | 1.Занятие «Путешествие в теплую страну» 2.Контрастные цвета. Дид. Игра «Добавь цветы в букет» | №11 №14 |
апрель | 1.Занятие «Декоративное народно- прикладное творчество» в русском и татарском орнаменте 2.Получаем коричневый цвет. Разный тон . Дид. игра | №15 |
май | 1.Занятие «Натюрморт» 2.Дид. игра «Я на радуге живу» | № 17 |
План проведения дидактических игр и интегрированных занятий по развитию цветового восприятия в подготовительной группе
Задачи: формировать представления о многообразии цветовой гаммы и сочетании цветов, учить подбирать сочетающиеся цвета: оттенки одного цвета, близкие, контрастные цвета, разные по насыщенности цвета, теплые и холодные цвета; закреплять представления о взаимосвязи цветов, о том, что смешивая цвета , друг с другом, можно получить самые разнообразные цвета. Активизировать словарь на основе цветового восприятия; развивать умение строить общение со взрослыми и сверстниками.
Литература: «Краски, сказки, маски» Федотова В.М.
Дата проведения | Название занятия или дидактической игры |
сентябрь | 1.Занятие «Осенние посиделки»( национальные костюмы народов Поволжья) 2.Подбери краски для художника. Дид. игра |
октябрь | 1.Занятие «Цветовой круг» 2. Какой цвет лишний? Дид. игра |
ноябрь | 1.Занятие «Гармония контрастов» 2.Каких цветов не хватает? Дид. игра |
декабрь | 1.Занятие «Волшебница зима» 2.Найди оттенки одного цвета. Дид. игра |
январь | 1.радуга речи. Дид. игра |
февраль | 1.Занятие «Это ярмарки краски» 2.Цвет и форма. Дид. игра |
март | 1.Занятие «Цвет в природе» 2. Мастерская волшебников. Дид. игра |
апрель | 1.Занятие «.Юные модельеры» 2.Ателье .Дид. игра |
май | 1.Занятие «Природа- мозаика цветов» 2.Украсим крылья бабочки. Дид. игра |
Литература
- Л.Яхнин «Программа развития и обучения дошкольника. Книга о цвете». Москва, 2002г.
- Т.С. Комарова «Цвет в детском творчестве», 2005 г.
- О.Л. Соболева «Радуга речи». Сакт-Петербург, 2001г.
- Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир». Москва, 2003г.
- Дубровская Н.В. «Цвет творчества» 2011г.
- Т.В.Калинина «путешествие с красками». Москва, 1995 г.
- И.Г.Сухин «Мойдодыр,Черномор, Снеговик». Москва, 1996г.
- Арианна Холден «Цвета. Веселые уроки». Москва, 2001г.
- О.И. Нестеренко Краткая энциклопедия дизайна. Москва, 1994г.
- Мода и стиль. Аванта + Москва, 2002г.
- Мелани и Джон Эйвис «Интерьер. Выбираем цветовой дизайн». Москва, 1997г.
- Р.К. Шаехова «Ступеньки к творчеству» Казань, 2004г. В. Холмогорова «Школа добрых волшебников». Москва, 2001г.
- Н.В. Нищеева «Разноцветные сказки»
- Л.Филиппова «Каким цветом?» РАСКРАСКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования на 2016-2021
План самообразования по теме:" опытно-эксперементальная деятельность"...
План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия Анатольевна
План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия АнатольевнаМАДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида» ...
План самообразования на 2016 – 2021 учебный год Воспитатель: Кручинина Татьяна Анатольевна
План самообразования на 2016 – 2021 учебный годВоспитатель: Кручинина Татьяна АнатольевнаМАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида»...
План самообразования на 2016-2021 год
Папка по самообразованию вопитателя МАДОУ «Детский сад № 392» Ибрагимовой Люции Тимербулатовны. Индивидуальный план профессионального развития воспитателя...
План самообразования на 2016-2021 гг.
Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать.(Луначарский А. В.)...
План самообразования на 2016- 2021 учебный год
Педагог-психолог: Макарова Татьяна АлександровнаМАДОУ «Детский сад №...
План самообразования на 2016 - 2021 год
Обзор по теме самообразования...