план самообразования на 2016-2021
материал на тему

План самообразования по теме:" опытно-эксперементальная деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план профессионального развития педагога

1.Ф.И.О. педагога-Гаврилова Елена Юрьевна

2.Образование.высшее.

3.Тема самообразования:

«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников в ДОУ»

4.Актуальность.

 Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

5.Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности

6.Задачи:

-Создание условий для исследовательской активности детей;

-Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

 -Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной         деятельности.

Год/Этапы

Методы и приемы

Работа с детьми

2016-2017

Диагностический

Определение тематики, подбор и изучение методической литературы в периодической печати и в Интернете.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

2017-2018

Прогностический

Определение целей и задач

сентябрь

-Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде

-Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

-Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

-Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение  в процессе проведения игры

Октябрь

-Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

-Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

-Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Ноябрь

-Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

-Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает .

-Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Декабрь

-Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

-Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

-Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

-Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Январь

-Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

-Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа

-Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Февраль

-Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

-Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

-Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

-Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Март

-Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

-Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

-Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .

-Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

Апрель

-Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

-Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

-Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

-Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Май

-Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

-Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

-Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

-Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

2018-2019

Практический

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, но может менять цвет

Значение воды в жизни растений

Игра « Водяной у нас в гостях»

Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противоположные по значению

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

Умеют называть водоемы и их обитателей.

октябрь

Ветер, ветер ветерок.

Поиски воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами

существительным.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

ноябрь

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Плавающие и тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

декабрь

Песок. глина.

Волшебная рукавичка

Метал

Действие магнита на предмет

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

Владеет навыком

январь

Как снег становиться водой.

«Льдинка и снежинка»

Вода, лед, снег.

Умеют делать выводы и заключения.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Путешествие в мир стеклянных вещей

Как достают скрепку из воды.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

Почему растаяла Снегурочка

Освобождение бусинок из ледяного плена .

Теплая капелька

Стекло ,его качества и свойства

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух

Почва( песок, глина камни)

«Солнечные зайчики

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

Называют комнатные растения.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

Зачем растения вертятся

«Растениям – теплую водичку»

Передача солнечного зайчика

В мире пластмассы

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

2019-2020

Обобщающий

Подведение итогов

2020-2021

Внедренческий

Использование приобретенного нового опыта в процессе своей дальнейшей работы, распространение полученного опыта. Участие во  Всероссийских интернет-конкурсах. Создание методических разработок..

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2016-2021 уч.г.

План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.«Развитие цветового восприятия у дошкольников»...

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия Анатольевна

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия АнатольевнаМАДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»             ...

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год Воспитатель: Кручинина Татьяна Анатольевна

План самообразования на 2016 – 2021 учебный годВоспитатель: Кручинина Татьяна АнатольевнаМАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида»...

План самообразования на 2016-2021 год

Папка по самообразованию вопитателя МАДОУ «Детский сад № 392» Ибрагимовой Люции Тимербулатовны.    Индивидуальный план профессионального развития воспитателя...

План самообразования на 2016-2021 гг.

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать.(Луначарский А. В.)...

План самообразования на 2016- 2021 учебный год

Педагог-психолог: Макарова Татьяна  АлександровнаМАДОУ «Детский сад №...

План самообразования на 2016 - 2021 год

Обзор по теме самообразования...