Общение мальчиков и девочек в группе
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками. «Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, способность быстро оценивать ситуацию за то, что он знает, чего он хочет, за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность и прочее . Однако дети с особенно самой высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством. «Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность. Таких принимают в игру на посредственные роли. У этих детей копиться обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение.
Уже в дошкольном возрасте у детей могут сложиться определенные позиции по отношению к другим детям: эгоистическая, конкурентная или гуманная. Эгоистическая позиция проявляется в том, что ребенку совершенно безразличны другие дети. Его интересы сосредоточены на предметах - игрушках, картинках, сладостях и др. Такому ребенку нетрудно толкнуть сверстника, допустить грубость, проявить агрессию. Такой ребенок не замечает состояния сверстника, нередко даже не знает имен других детей в группе. Эта позиция опасна не только по отношению к другим детям, но и вредна для самого ребенка. Каждому человеку необходимо признание, уважение других людей. Эгоистичных сверстников дети не любят, не желают с ними играть, а тем более дружить. Постепенно такие дети оказываются в стороне от общих дел, в одиночестве.
Конкурентная позиция заключается в том, что ребенок видит в сверстнике прежде всего конкурента, которого нужно хоть в чем-то превзойти. Дошкольник с такой позицией нередко добивается признания и становится популярным в своей группе, его хвалят и любят воспитатели. Но он ревностно относится к чужим успехам, радуется любым неудачам других детей. Данная позиция также является неблагоприятным фактором развития. Общение, основывающееся на постоянном сравнивании себя с окружающими, не доставляет радости, постоянно держит в напряжении.
Ребенок с гуманной позицией по отношению к сверстнику относится к нему как к самоценной личности, способен чувствовать внутреннее состояние другого ребенка . Дошкольник положительно относится к остальным, считает всех добрыми, хорошими; по собственной инициативе помогает другим, делится тем, что имеет сам, испытывая при этом радость и удовольствие.
Это крайние формы поведения, которые могут наблюдаться у дошкольников по отношению к другим детям. В реальной жизни разные позиции чаще всего перемешиваются и зависят от партнеров, характера совместной деятельности и иных условий: с одним сверстником ребенок может быть гуманным , в отношении другого проявлять эгоизм ; в одних обстоятельствах дошкольник стремится утвердиться, в других - выказывает доброту и сочувствие. Причина противоречивого поведения кроется в том, что опыт общения с окружающими людьми еще недостаточен и отношение к другим еще только складывается, оно еще неустойчиво.
Социальные изменения, происходящие современном обществе , привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Общение мальчиков и девочек Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».
В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.
Психологические портреты мальчиков и девочек Девочки: В центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Их чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании. Мальчики: Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Они интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, а потому мальчики меньше проявляют интереса к домашним делам, позже приучаются к самообслуживанию.
Девочки: Игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Мальчики: Игры чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам . Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные трюки и т.д.
Девочки: Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче. Они обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Девочки реже поднимают руку, хотя и знают не хуже мальчиков. Отвечая, девочка смотрит в лицо воспитателю и ищет у него в глазах подтверждения правильности ее ответа, и только после кивка взрослого продолжает более уверенно. Мальчики : На занятиях «раскачиваются» долго, на педагога смотрят редко. В то время, как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а поэтому мальчики начинают задавать вопросы воспитателю, самое важное они пропустили и не поняли. Мальчики чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Отвечая, мальчик смотрит в сторону, на стол, перед собой.
Заключение Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них проявляется выраженная потребность в общении со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию «Я – мальчик, я – девочка» (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию«Я – мальчик, я – девочка» (старшая группа) Воспитатель:Чобан Ю.Ю. Вид занятия:комплексное (по центрам развития).Программное соде...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Мальчики и девочки" (средняя группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Мальчики и девочки", целью данной деятельности является создание условий для успешного формирования представлений о различии полов ...
Консультация "Особенности общения мальчиков и девочек"
Раскрываются вопросы становления и развития полоролевой идентификации у девочек и мальчиков, в соответствии с их психическим развитием от рождения и до пяти - шести лет. Рассматриваются особенности об...
Конспект НОД "О мальчиках и девочках"( старшая группа).
Задачи.1.Способствовать формированию положительных эмоций при общении друг с другом.2.Закреплять представления детей об особенностях мальчиков и девочек, их внешнем отличии.3. Формировать поняти...
Особенности общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Мальчики и двочки. Два разных мира. Особенности коммуникации мальчиков и девочек страшего дошкольного возраста....
«Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни»
Проблема общения является одной из актуальных и значимых в отечественной психологии. Она составляет предмет многих теоретических и экспериментальных исследований таких ученых, как А.А. Бодалев, А.Б. Д...
Особенности в общении мальчиков и девочек в ДОУ
Особенности взаимодействия с детьми разного пола....