«Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни»
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема общения является одной из актуальных и значимых в отечественной психологии. Она составляет предмет многих теоретических и экспериментальных исследований таких ученых, как А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, М.С. Каган, И.А. Коробейников, В.Л. Леви, Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.
По мнению М.И.Лисиной, общение ребенка со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, на втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, признании и уважении сверстника; на третьем этапе (6-7 лет) общение становится внеситуативно - деловым, складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Процесс вхождения ребёнка в социум предполагает формирование особенностей его характера и поведения с учетом гендерных различий.
Согласно взглядам Т.А.Репиной, суть полоролевой социализации дошкольников заключается в том, что при активном взаимодействии как со взрослым, так и сверстниками у ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе.
Арутюнова Л.А., Алешина Ю.Е., Волович А.С. и другие отмечают, что старший дошкольный возраст является благоприятным для развития у детей таких социальных признаков как фемининность, маскулинность. Поэтому организуя процесс общения детей со сверстниками в повседневной жизни, педагог должен научить ребенка видеть, осознавать образ своего «Я»: «Я - мальчик», «Я - девочка», содействовать освоению полоролевого поведения.
Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы и побудила меня к выбору темы исследования: «Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни».
В соответствии с темой работы была определена проблема исследования: каковы способы организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни. Решение данной проблемы и составляет цель исследования: разработать и частично апробировать перспективный план работы, направленную на полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс общения детей дошкольного возраста со сверстниками, а предмет исследования - процесс организации общения мальчиков и девочек 5-6 лет в повседневной жизни.
В соответствии с поставленной целью мной были определены следующие задачи исследования:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- изучить возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками;
- рассмотреть способы полоролевой социализации мальчиков и девочек в повседневной жизни;
- изучить особенности идентификаций детей старшего дошкольного возраста со своим полом;
-разработать и частично апробировать перспективный план полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.
-разработать рекомендации для воспитателей по вопросам полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать результаты проведенного исследования.
Методологической основой являются психолого-педагогические исследования Л.А.Арутюновой, Н.Ф.Головановой, А.Г. Рузской, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Т.А.Репиной по проблемам общения и полоролевой социализации детей дошкольного возраста со сверстниками.
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад №4 ст. Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края.
Для выполнения поставленных задач я использовала метод беседы, эксперимент, наблюдение, теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании процесса общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в использовании педагогических ситуаций, тематических бесед, дидактических и развивающих игр, ролевых игр, этюдов и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в целях полоролевой социализации.
Анализ процесса и результата организации игровой деятельности и общения с детьми показал, что произошли позитивные изменения в поведении большей части респондентов старшей группы. Мальчики и девочки стали чаще объединяться в совместные игры. Разделение обязанностей в трудовой деятельности по половому признаку существенно обогатило содержание ролевых игр. Дети стали внимательнее относиться друг к другу, научились адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников, старались контролировать свои поступки.
Список использованной литературы
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Издательство Гном И Д, 2003.- 85 с.
- Кон И.С. Половое различие и дифференциация социальных ролей. - М. Просвещение, 1985. – 251 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Просвещение, 2006. – 216 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Просвещение, 1997.- 264 с.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет /Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Просвещение, 2001.- 217 с.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1985.-254 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: Российское педагогическое агенство, 2000. – 164 с.
- Татаринцева И.Е. Программа полоролевого поведения дошкольников. Мир мальчика и девочки.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 142 с.
- Фромм А. Азбука для родителей (пер. с англ.) – М. Просвещение, 1991. - 123 с.
- Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада //Ребенок в детском саду.- 2013.- №2- С. 12-16.
- Смирнова Е.О. Общение дошкольников со сверстниками. //Мама и малыш.- 2012.- №9 - С.51-54.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_nertik_o.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На третьем этапе (6-7 лет) общение становится внеситуативно - деловым, складываются устойчивые избирательные предпочтения. По мнению М.И.Лисиной, общение ребенка со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов . На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию. На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, признании и уважении сверстника.
Гендерное воспитание — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с учётом их пола ( полоролевое воспитание). В период раннего и дошкольного детства формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
Пол — биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку, как мужчину и женщину «Я- девочка» «Я- мальчик» У ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе
Игровая с итуация 1. Ребенку предлагается ситуация выбора: «Представь себе, что ты попал в сказку, в какого героя ты хотел бы превратиться - в Илью Муромца, Золушку, Ивана Царевича, Василису прекрасную? Почему тебе нравится этот герой, какой он? Примеры суждений детей Света Р.: «Папа сильный, может чинить дверь, а мама не может» Дима В.: «Папа в гараже ремонтирует машину, а мама вкусно готовит кушать, мама - добрая». Коля С.: «мужчины - рыцари, а женщины - принцессы, я тоже буду сильным, смелым, как папа».
На мониторе картинки, изображающие различные виды деятельности: ребёнок играет с машинами; ребёнок играет с куклами; д ети играют в подвижную игру; атрибуты для ИЗО деятельности ( альбом, краски, карандаши); атрибуты для учебной деятельности ( книга, портфель и т.д.); атрибуты для шитья ( иголка с нитками, выкройки); инструменты для работы с деревом ( молоток, гвозди, ножовка ); ребёнок накрывает стол; дети трудятся на грядках. Игровая ситуация 2. «Умный компьютер»
Компоненты гендерного воспитания
Педагогическая ситуация «Нужно быть друзьями» Мы – разные ! Ребята учились обращать внимание на эмоциональное состояние сверстника, определять по внешнему виду, мимике, голосу его настроение. Стали больше задумываться, как вести себя, что делать, чтобы помочь улучшить это состояние. Игровой блок позволил формировать навыки общения с ровесниками противоположного пола за счет проигрывания этюдов, упражнений, игр.
Ролевые игры «Спасатели» «Диагностический центр » «Хозяюшка» « Полиция » « Рыболовное судно» « Пассажирский корабль » «Салон красоты» «День рождение»
Ролевая игра «Спасатели» Однополые объединения мальчиков создают условия для появления игровых сюжетов, отражающих мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. Мальчики изображают мужественные поступки и характеры. В то же время объединения девочек создают условия для игровых сюжетов, отражающих типичные женские поступки и характеры. Разные роли в играх не разъединяют детей. Напротив, в общении наблюдаются так называемая доброжелательная пристрастность не только к представителям своего, но и другого пола.
Рекомендации педагогам С девочками, если им трудно, надо до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Старайтесь, давая задание мальчикам, включать момент поиска, требующий сообразительности. . Вы должны знать, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Если вам надо отругать девочку, не спешите выразить своё отношение, бурная, эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чем её ошибка. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы не довольны, он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Игровые ситуации в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Советы и рекомендации....
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь з...
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)
Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...
"Особенности организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации"
ВВЕДЕНИЕ Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и их индивидуальным особенностям режим повседневной жизни. Большинство педагогов, физиологов, меди...
Особенности организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации
Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и их индивидуальным особенностям режим повседневной жизни. Большинство педагогов, физиологов, медиков определяют...
Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"
В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и ре...