Инновационные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста
консультация на тему

Меджитова Эльмира

Приводятся современные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО. Рассматриваются условия, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании игровой деятельности детей, использование игровой деятельности в режиме дня, в непосредственно образовательной деятельности  и в  самостоятельной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._innovats.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы к планированию игровой деятельности

детей раннего возраста»

(слайд 1)

(слайд 2)

Ранний возраст имеет огромное  значение для развития ребенка, т.к. именно на этот период приходится наиболее бурное развитие всех психических процессов и личности. А будет ли этот процесс эффективным и качественным в основном зависит от того, как организовано воспитание и обучение ребенка с первых дней его жизни.

(слайд 3)

В соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 года  при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции детских видов деятельности; в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; комплексно-тематическим принципом планирования, предполагая реализацию Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в формах, специфических для детей каждой возрастной группы.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности:

(слайд 4)

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

(слайд 5)

-экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.);

(слайд 6)

-общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

(слайд 7)

-самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

(слайд 8)

-восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

(слайд 9)

-двигательная активность.

Так как одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение является воспитатель, то именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована, особенной при работе с детьми от 1,5 до 3-х лет.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является календарный план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому каждое дошкольное учреждение, разрабатывая Положение о педагогической документации, определяет принципы и структуру планирования.

(слайд 10)

Однако существует несколько важных условий, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:

- объективная оценка содержания работы в момент планирования;

- выделение целей и задач планирования в рабочих программах на определенный период работы (учет темы недели), соотнесение их с Образовательной  программой дошкольного образования, по которой организуется образовательная деятельность в учреждении, с  возрастными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности ДОУ;

-четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода, т.е. иметь представление о целевых ориентирах;

-выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Чтобы образовательная деятельность в дошкольном учреждении отвечала требованиям и обеспечивала лучшие условия образования и воспитания, игра должна быть ведущим звеном в организации детской жизни.

(слайд 11)

Если говорить об организации игровой деятельности в I  половине дня, то необходимо помнить, что утро ребенка в группе складывается из многих моментов (приятных и неприятных). Это, прежде всего важная в воспитательном отношении встреча педагога с детьми и расставание с родителями. Поэтому можно использовать такую форму работы, как «утро радостных встреч»- это введение игрового персонажа (в соответствии с комплексно - тематическим планированием) с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в группе, персонаж поможет  расположить детей к общению и отвлечь от расставания с родителями.

(слайд 12)

Утренняя гимнастика может быть организована в разных формах:

-игровой  (построенной на подвижных играх, с использованием стихотворного текста)

-сюжетной (с использованием различных сюжетов )

- образной (с использование имитационных игр, подражательных действий).

Особое внимание следует уделить характеру игр после завтрака. Прежде всего, нужно обеспечить условия, чтобы до начала НОД дети могли еще играть не менее 8-10 минут, и те из них, для кого день в детском саду начинается рано, продолжили бы свои игры.

(слайд 13)

Организуя совместные игры после завтрака необходимо тщательно продумать их направление, оно   должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящей образовательной деятельности. Если согласно расписанию предстоит НОД по развитию речи, рисованию и другим, что требует сравнительно малоподвижной позы, то и игры должны быть активными и подвижными. В другом случае направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (музыкальное, физкультурное и т. д.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону.

(слайд 14)

Согласно режиму дня после непосредственно образовательной деятельности и 2-го завтрака проводится прогулка: с детьми организуют наблюдения, трудовые поручения, работу над основными видами движений, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Уже то, что играм отводится столько времени, обязывает отнестись к организации их педагогического процесса с особой ответственностью.

(слайд 15)

Необходимо помнить, что одним из ведущих принципов организации игр на прогулке является сезонность. При отборе подвижных игр и их проведении на прогулке воспитатель должен учитывать то, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья детей. Педагоги  выбирают подвижные игры, ориентируясь  на условия, состояние погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания; они должны быстро согревать детей, давать им  отдых.

Правильная организация игр на воздухе - важный этап развития детей в играх. Дети получают возможность интересно провести два часа на воздухе; смена игр, их разнообразие обеспечивают полноценное развитие ребенка.

(слайд 16)

Педагог должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самостоятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, развивающие  задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.

(слайд 17)

Вечером можно использовать дидактические, строительные, настольные игры. В них выявляется кругозор ребенка, развивается мелкая моторика пальцев рук, его умственные интересы. Дидактические игры можно проводить индивидуально или с малой подгруппой детей, от 2-3 человек

(слайд 18)

В играх детей со строительным материалом (образовательная область  «Познавательное развитие») развиваются умения самостоятельно сооружать элементарные  постройки, используя полученные ранее навыки конструирования; воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

(слайд 19)

Настольные игры со шнуровкой и застежками, липучками, например  «Помоги ёжику собрать яблоки», «Разноцветная поляна» и др. развивают мелкую моторику, способствуют развитию произвольного внимания, памяти,  навыков самостоятельности.   С помощью данных игр вы можете совершенствовать сенсорные представления ребенка, закреплять понятия цвет, форма, величина

(слайд 20)

Необходимо также сказать о сюжетно-отобразительных играх, которые так любят дети. Они могут быть организованы как в утренние часы, так и во второй половине дня. Наши наблюдения за играми детей показывают, что сюжетно-отобразительная игра занимают до 10-15 минут. В детском коллективе обычно всегда есть дети, которые особенно любят такие игры, они предоставляют возможность получить опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Мы видим, что к концу года дети самостоятельно подбирают игрушки и атрибуты для игры, выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.

(слайд 21)

Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях. Их можно проводить с небольшим количеством детей, иногда привлекать к ним и  всю группу детей.

В данном виде деятельности у детей прививается интерес  к русским народным сказкам, желание их слушать, дети могут договаривать отдельные слова или фразы, отвечать на вопросы по содержанию сказки, подпевать песенки и манипулировать со сказочными персонажами.

(слайд 22)

В вечерний период предоставляет педагогам широкие возможности развивающей работы с детьми, как с подгруппой, так и индивидуально по автоматизации движений, закреплению различных умений и навыков.

Работа по организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни  позволяет нам сделать следующие выводы:

(слайд 23)

Использование игровой деятельности в режиме дня, в непосредственно образовательной деятельности  и в  самостоятельной деятельности, позволит педагогу в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

(слайд 24)

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

(слайд 25)

При правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.

(слайд 26)

Таким образом, на сегодняшний момент рабочая программа – это стратегия построения образовательной деятельности на год, в том числе и игровой деятельности, как ведущего вида деятельности дошкольника. Будем надеяться, что наша стратегия выстроена на перспективу и успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход к организации игровой деятельности детей младшего возраста.

Опыт работы по формированию первичных геендерных представлений у младших дошкольников....

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ В РАМКАХ ФГОС.

выступление на педсовете о методах ,применяемых мною в работе с детьми раннего возраста по развитию речи....

Статья "Современные подходы к планированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Статья "Современные подходы к планированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста"...

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Основные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста

Презентация на тему "Основные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста " была мною подготовлена в рамках проведения Методического объединения. Затрагивает основные ...

Совет педагогов: "Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО"

Данный материал совершенствует педагогическое мастерство воспитателей, повышает методический уровень педагогов по организации различных видов игры....

«Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста»

В современном дошкольном образовании актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому в нашем детском саду ведется постоянная работа с родителями, в целях повышения педагогической куль...