Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Мы любим лесные дары: ягоды и грибы!»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: "Мы любим лесные дары: ягоды и грибы!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sentyabr-_plan.docx | 57.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Мы любим лесные дары: ягоды и грибы!»
Группа: Старшая Месяц: Сентябрь Неделя – 19.09.2016г. по 23.09.2016г.
Цель: формирование познавательных действий, представлений о многообразии лесной растительности родного региона.
Задачи:
- Обучающая: создавать условия для самостоятельного установления причинно-следственных связей между природными явлениями, обобщения представлений детей о дарах родного края: ягодах, грибах; обогащать словарный запас детей, используя произведения художественной литературы, музыки, народные приметы по теме недели.
- Развивающая: развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных и подвижных игр, закреплять правила безопасного поведения в природе.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к исследовательской деятельности.
Итоговое мероприятие: Викторина «У медведя во бору грибы, ягоды беру».
Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями воспитанников | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Понедельник (19.09.2016г.) | |||
I. Музыкальная деятельность (Работа по плану узкого специалиста). II. Коммуникативная деятельность «Составление рассказа по картине И. Шишкина «Прогулка в лесу». Программное содержание: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное, находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описание природы; совершенствовать речь как средство общения; развивать умение составлять рассказ по картине. Предметно-практическая среда: фонограмма «Звуки леса», наглядно-демонстрационный материал с иллюстрациями леса, стихи И. Бунина «Лес, точно терем расписной…», картина И. Шишкина «Прогулка в лесу». Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребёнок – воспитатель, ребенок – ребенок. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный этап: рассматривание иллюстраций о лесе. 2.Основной этап: Привлечение к обсуждению и пересказу событий изображенных на картине. Физкультминутка: «А в лесу растет черника». Чтение стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем расписной…». 3.Рефлексивный этап: Чей рассказ понравился? Понравилось ли пересказывать по картине? | Первая половина дня Утренняя гимнастика (по плану физ. инструктора). Беседа о первом дне недели, повторение дней недели. Беседа о лесе: что растет, кто живет. Артикуляционная гимнастика: упражнение: грибочек, киска, лошадка. Распевка гласных звуков под музыку Е. Железновой. Закрепление слов песни «Наберу грибов лукошко…». Прогулка. Сравнение семян растений. Цель: обучать сравнивать семена растений; воспитывать интерес к изучению растений. П/и «Узнай растение». Д\и «Да или нет». Опыт: «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. Вторая половина дня Гимнастика после сна: «Киски просыпаются». Хождение по массажным дорожкам. Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения». Чтение художественной литературы: А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»). Прогулка Наблюдение за погодой. П/и «У медведя во бору». | Первая половина дня Оформление группы: подбор литературы в книжный уголок: Бианки В. «Лесная газета», Виталий Бианки «Лесные домишки», Николай Грибачёв «Лесные истории», Н. Сладков «Синичкина кладовая», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Подбор иллюстраций в центр художественного творчества: «Ягоды», «Дары леса», «Грибы». Дежурство в уголке природы (полив цветов, протирание листов). Прогулка Вынести семена для проведения опыта. Вторая половина дня Настольные игры: мозаика, кубики-пазлы «Окружающий мир», настольная игра «Уроки вежливости», шашки. Рассматривание и обсуждение иллюстраций из детских книг об осени. | Оформление семейных фотоотчетов: «Прогулка в лес». Подготовка материала для проведения итогового мероприятия. |
Вторник (20.09.2016г.) | |||
I. Познавательно-исследовательская деятельность «Эти разные грибочки». Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать формы и величины). Упражнять в сравнении пяти предметов по высоте, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра. Предметно-практическая среда: Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных грибов разной высоты и одинаковой ширины. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка). Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребёнок – воспитатель. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный этап: Игровое упражнение «Поручение» 2.Основной этап: Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки». Игровое упражнение «Когда это было?» 3.Рефлексивный этап: Что нового я сегодня узнал? Где я смогу применить полученные знания? Что мне понравилось больше всего? II. Двигательная деятельность (Работа по плану узкого специалиста). III. Конструктивно-модельная деятельность «Корзинка для грибов». Программное содержание: развивать умение делать корзины; совершенствовать навык работы с бумагой; обучать приемам бумажного конструирования. Предметно-практическая среда: Ножницы, бумага, грибочки, иллюстрации «Геометрические фигуры». Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребёнок – воспитатель. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный этап: беседа о правильном сборе грибов; куда следует складывать грибы, если они уже не помещаются в руки? 2.Основной этап: Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Беседа о корзинах, какой они могут быть формы. Пальчиковая гимнастика «На тропинке». Конструирование корзины из бумаги. 3.Рефлексивный этап: Рассмотреть работы. Получилось ли сделать корзину? Смогу ли я построить ее дома самостоятельно? | Первая половина дня Утренняя гимнастика (по плану физ. инструктора). Пальчиковая гимнастика «Помощники». Чтение и обсуждение стихотворения «Деревья». Беседа о дороге в детский сад; проезжая часть и тротуар. Чтение художественной литературы: В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик». Прогулка. Наблюдение за однолетними и многолетними растениями. Цель: расширять знания о состоянии растений осенью; учить анализировать делать выводы; воспитывать любовь к природе. П/и «Не замочи ног». Труд: обрезание опасных веток и транспортировка их до мусорного контейнера. Д/и «Придумай сам». Вторая половина дня Гимнастика после сна: Игровое упражнение: «Потягивание», «Мостик». Массаж пальцев: «Гусь». Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия: комплекс № 1 с мячом. ПДД: Улицы города Красноярска». Просматривание иллюстраций с улицами родного города. Дорожные знаки: «Подземный переход», «Надземный переход», «Пешеходный переход». Чтение и обсуждение в рамках ПДД стихотворения С. Маршака «Мяч». Просматривание и обсуждение мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности. Прогулка Наблюдение за растениями. П/и «Мяч водящему». | Первая половина дня Самостоятельная деятельность детей в центрах активности (игра в уголке ПДД: дорога в детский сад). Самостоятельные игры с конструктором: предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома) Прогулка Выносной материал: мячи, скакалки; мусорные пакеты и носилки для переноса обрезанных веток. Вторая половина дня Самостоятельная художественная деятельность: рисуем грибы, с помощью трафаретов. Прогулка Выносной материал: мячи для подвижной игры. | Памятка для родителей по оздоровлению воспитанников в осенний период времени. Подбор и разучивание с детьми загадок о грибах или ягодах для образовательной деятельности |
Среда (21.09.2016г.) | |||
I. Коммуникативная деятельность «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» Программное содержание: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). Предметно-практическая среда: стихотворение Ивана Никитина «Лес» Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребёнок – воспитатель. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный этап: напоминание стихотворения Ивана Никитина «Лес». 2.Основной этап: Разбор текста по смыслу, проговаривание текста стихотворения по строчкам. Чтение отрывка текста стихотворения с воспитателем, затем без. 3.Рефлексивный этап: О ком стихотворении шла сегодня речь? Какая часть стихотворения особо понравилась? Смогу ли я прочитать отрывок стихотворения маме? II. Двигательная деятельность (Работа по плану узкого специалиста). III. Изобразительная деятельность «Грибная полянка». Программное содержание: Учить отражать в рисунке впечатления о лесе, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по-разному, изображать деревья, траву, листья, грибы. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам. Предметно-практическая среда: Иллюстрации по теме. Акварельные краски, альбомные листы кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребёнок – воспитатель. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный этап: Поговорить с детьми о лесе и растущих там грибах. Спросить, какие деревья ребята видели в лесу, какие грибы знают. 2.Основной этап: Предложить им нарисовать картину грибной поляны. Напомнить, что дети по-разному изображали деревья, траву, листья, грибы. 3.Рефлексивный этап: подведение итогов с воспитанниками об акварельных красках и их использовании. Рассмотреть рисунки, уточняя, какие цвета и оттенки использовали дети, и полюбоваться получившимися красивыми работами. | Первая половина дня Утренняя гимнастика (по плану физ. инструктора). Ситуативный разговор: «Если ты оказался один в лесу». Разгадывание загадок о цветах. Д/и «Цветы». Прогулка. Наблюдение за цветником. Цель: продолжать знакомить с многообразием растительного мира. П/и «За грибами в лес идем…». Русская народная игра «Большой мяч». Вторая половина дня Комплекс гимнастики после дневного сна для старшей группы: «Забавные котята» (на кровати). Массаж лица для профилактики простудных заболеваний: «Белый мельник». Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес». Загадывание детьми выученных дома загадок о лесных грибах и ягодах. Прогулка Наблюдение за вечерним изменением погоды. П/и «Не замочи ног». | Первая половина дня Дежурство в уголке природы (поливка цветов). Художественная деятельность, творческие задания: работа с фигурным дыроколом – ягоды и грибы. Прогулка Выносной материал: шапочка ёжика для подвижной игры, мячи, скакалки. Вторая половина дня Уборка в центре познавательной активности: подклеиваем коробки, раскладываем пазлы правильно по коробкам. Самостоятельная художественная деятельность: «рисунки с помощью трафаретов геометрических фигур». | Советы родителям о совместном домашнем досуге с ребенком – игра с мячом «Весёлый повар». |
Четверг (22.09.2016г.) | |||
I. Познавательно-исследовательская деятельность «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы». Программное содержание: дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу; учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами; воспитывать бережное отношение к природе; Предметно-практическая среда: предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов и ягод. Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребёнок – воспитатель, ребенок – ребенок. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный этап: Беседа о лесе, о дарах леса: орехи, грибы и ягоды. Рассматривание картинок с изображением деревьев, кустарников, грибов и ягод, орех. 2.Основной этап: Рассказы воспитанников о своих приключениях в лесу. Физкультминутка «Грибок». Правила сбора грибов и ягод. Беседа: «Не все грибы съедобны». Рассматривание иллюстраций со съедобными и ядовитыми грибами. Просматривание мультфильмов о грибах: «Аркадий Паровозов. Разгадывание загадок о грибах. 3.Рефлексивный этап: Чей рассказ больше понравился? Можно ли срывать незнакомые грибы и ягоды? Что нового я сегодня узнал? II. Музыкальная деятельность (Работа по плану узкого специалиста). III Изобразительная деятельность «На лесной полянке выросли грибы». Программное содержание: Развивать образные представления. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов. Предметно-практическая среда: Картинки с изображением разных грибов. Бумага разных цветов для грибов, 1/2 альбомного листа для наклеивания изображений (желательно использовать бумагу зеленого цвета – получится полянка), неширокие полоски бумаги зеленого цвета, ножницы, клей, салфетка, клееночки (на каждого ребенка). Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребёнок – воспитатель. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный этап: Вспомнить с воспитанниками о сборе грибов, о том, как они недавно лепили грибы. Уточнить форму шляпок, ножек (используя обследование картинок, игрушек). 2.Основной этап: Уточнить приемы вырезывания частей грибов (овальных форм из прямоугольников). Показать (вызвать для показа детей) прием закругления углов у прямоугольника с целью вырезывания шляпок, ножек. Показать, как, закругляя углы, можно вырезать шляпку из треугольника (мухомор). Обращать внимание на то, чтобы дети использовали правильные приемы работы ножницами и аккуратного наклеивания. 3.Рефлексивный этап: рассмотреть все работы, подчеркнуть разнообразие решений. Предложить детям выбрать наиболее интересные работы, отметить их выразительность. | Первая половина дня Утренняя гимнастика (по плану физ. инструктора). Чтение и обсуждение стихотворения А. Степанова «Потемнели ветви…». Прогулка. Наблюдение за погодой. Цель: продолжать отмечать состояние погоды; познакомить воспитанников с явлениями природы; воспитывать познавательный интерес к миру природы; развивать любознательность и наблюдательность. Д/и «Расскажи без слов». П/и «Лягушки и цапля». Д/и «Так бывает или нет?». Русская народная игра «Блуждающий мяч». Вторая половина дня Гимнастика после сна: «А у нас котята». Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия: комплекс № 1 с мячом. Заучивание стихотворения А. Степанова «Потемнели ветви…». Музыкальная д/и «Нам игрушки принесли». Прогулка. Наблюдение за лужами. П/и « Не дай мяча водящему». | Первая половина дня Дежурство в уголке природы (поливка цветов). Самостоятельная художественная деятельность: штриховка геометрических фигур. Прогулка Выносной материал: наголовники цапли и лягушек, для игры; мячи, машинки. Вторая половина дня Самостоятельная художественная деятельность: лепим ягоды и грибы из пластилина. Самостоятельная музыкальная деятельность: оркестр (творческое задание). Прогулка Выносной материал: мячи для подвижной игры. | Рекомендации родителям - посмотреть с ребенком мультфильмы: «Чьи в лесу шишки?» (1965 г.) и «Лесные путешественники». |
Пятница (23.09.2016г.) | |||
I. Двигательная деятельность (Работа по плану узкого специалиста). II. Изобразительная деятельность «Рябина». Программное содержание: Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны рябины; изображать много ягод. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промачивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво, располагать изображения на листе. Предметно-практическая среда: Альбомный лист, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребёнок – воспитатель. Примерный план деятельности: 1.Мотивационно-побудительный этап: Поговорить с детьми о том, что скоро наступит зима, выпадет снег, насекомые спрятались и птицам в лесу нечего будет есть. 2.Основной этап: Рассматривание иллюстрации с рябиной. Уточнить характерные особенности фруктовых деревьев: низкий ствол, развесистая крона. Затем предложить ребятам изобразить рябину с созревшими ягодами. 3.Рефлексивный этап: все рисунки расположить для просмотра, отметить, что дети, нарисовали много деревьев, и получилась большая картина, на которой поспели ягоды для птиц. Предложить выбрать, какие деревья особенно красивы, почему они им понравились. | Первая половина дня Утренняя гимнастика (по плану физ. инструктора). Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Часы», «Лопатка», «Иголочка». Повторение текста стихов к празднику осени. Беседа о грибах: внешний вид и польза либо вред; среда прорастания и вкусовые качества, о блюдах из грибов. Прогулка. Рассматривание почвы. Цель: формировать представления о значении почвы в природе, ее связи с другими компонентами; познакомить с некоторыми животными и насекомыми, обитающими в почве, и их приспособленностью к жизни в такой среде. П/и «Мяч водящему». Русская народная игра «Стадо». Д/и «Похож – не похож». Труд: окапывание лунок вокруг деревьев и кустарников. Вторая половина дня Гимнастика после сна: «Киски просыпаются». Хождение по массажным дорожкам. Викторина «У медведя во бору, грибы, ягоды беру». Прогулка Рассматривание почвы. П/и «Краски». | Первая половина дня Самостоятельная деятельность детей в центрах активности: игра с игровым комплексом «Кухня»: готовим блюда с грибами. Игровая деятельность с конструктором (угадай, что я построил). Прогулка Выносной материал: мячи, машинки. Вторая половина дня Совместная деятельность с детьми в центрах активности – наводим порядок в игровом комплексом «Кухня»: моем игрушки. | Участие родителей в организации подвижных игр на прогулке. Рекомендации к заучиванию текста стихов о защите природы. Помощь родителей в организации и проведении викторины «У медведя во бору, грибы, ягоды беру».
|
Викторина «У медведя во бору, грибы, ягоды беру».
Цель: обобщение представлений детей о ягодах и грибах, которые растут в осеннем лесу.
Задачи:
Обучающая:
-формировать устойчивый интерес к природе родного края
- расширять знания о природе;
Развивающая:
- развивать творческие способности детей, активность, сообразительность и речь;
Воспитательная:
-воспитывать бережное отношение к природе
Среда взаимодействия: воспитатель – группа, ребенок- ребенок.
Оборудование: «чудесный мешочек», бумажки с изображением грибов и ягод. Плакаты – «Осенний лес», «Грибы», «Ягоды». Картинки с изображение грибов. Музыкальное сопровождение.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание деятельности | |
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
Мотивационно-побудительный | Дети входят в зал. Звучит фонограмма звуков леса. Воспитатель предлагает поиграть в игру-викторину; разделение на две команды «Грибы» и «Ягоды», помощью жребия. | Из «чудесного мешочка» вытягивают одну карточку, с изображением гриба или ягоды. Вытянувшие ягоды – команда «Ягоды», а грибы – «Грибочки». |
Основной | Блиц – опрос. Кто носит шляпку на ноге? (Гриб). Бывают грибы съедобные, а бывают — ... (Несъедобные). Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы). Соседи березы. (Подберезовики). Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики). Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки). Больше всего подходят для засолки. (Грузди). Розовый гриб, хорош в засолке. (Волнушка). Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны). Игра на внимание "Грибы и ягоды ". Две команды стоят в две шеренги лицом друг к другу. Воспитатель называет различные ягоды и грибы. Если слово относится к грибам, то дети должны быстро присесть, а если к ягодам - поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперёд. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок. Игра соревнование «Соберём грибы». На столе разложены картинки с изображение грибов, одна команда должна собрать все ядовитые грибы, другая съедобные. Выигрывает та команда, у которой меньше всего ошибок. Разгадай загадку. Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов. Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела... (земляника).
На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки. Эти дружные ребята Называются... (опята)
Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая... (клюковка)
Этот миленький грибок Выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь-ка, Ведь съедобна... (сыроежка)
Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с... (малиной)
Он живет под елками, Скрытый их иголками. Много у него братишек. Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —... (черника)
Догадайтесь-ка, ребята: Шляпка у него мохната. Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? (Волнушка)
На колючем кустике Желтенькие бусинки. Наступила осень тихо, И созрела... (облепиха) Физкультминутка: «А в лесу растет черника». Кто больше назовёт грибов: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, опёнок…. Кто больше назовёт ягод: малина, рябина, калина, клюква, рябина, черника…. | Ответы на блиц - опрос. Если слово относится к грибам, то команды должны быстро присесть, а если к ягодам - поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперёд. Команды собирают картинки с изображением грибов. Команды разгадывают загадки Команды перечисляют грибы Команды перечисляют ягоды. |
Рефлексивный | Понравилась ли викторина? Какое задание понравилось больше всего? Какая команда победила? Награждения: дары леса – яблоки. | Делимся впечатлениями. Анализируем у какой команды больше правильных ответов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на тему: "Мир вокруг нас" старший дошкольный возраст
Учебно-методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов. В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при про...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот…?» (старшая группа)
Тематическое планирование на неделю (старшая группа)...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья»
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья»...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Что нам осень принесла?"
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Что нам осень принесла?"...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме "К нам в гости приехал цирк".
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме"К нам в гости цирк приехал" на последнюю неделю декабря....
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме "Лекарственные травы".
КТП...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Посмотри, как хорош Край, в котором ты живешь»
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме:«Посмотри, как хорош Край, в котором ты живешь»...