Консультация "Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей младшего дошкольного возраста".
консультация на тему

Винниченко Екатерина Юрьевна

работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_pesochnitsy_v_korrektsii_emotsionalno.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей младшего дошкольного возраста.

Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.    

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно   быстро заражаться как  положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми, является весьма эффективным, многофункциональным и результативным. Это позволяет рекомендовать метод песочной терапии специалистам и педагогам-дошкольникам к использованию в работе с детьми с нарушениями развития разного уровня сложности.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

  • трудности в общении;
  • взаимоотношения детей и родителей;
  • психологические травмы;
  • расстройства настроения;
  • кризисные ситуации;
  • страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
  • проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я - концепцию;
  • развить самооценку;
  • обрести веру в себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
  • научить способам самовыражения

Игры с песком для детей 3-5 лет
       «Автогонщик»
      Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно  на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.
      «
Загадка».
     Взрослый загадывает загадку ребенку,   он отгадывает, В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.
     «
Заборчик».
     На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов.
Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.
    «
Сад- огород».
    Предлагаю игрушечные овощи  и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты - отдельно. Овощи - отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.
    «
Чьи следы».
   Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.)  и величину (большой, маленький, средний).
  «
Ловкие пальчики».

     Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.
    «
Пекарня».
     Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы. А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4  части. Таким образом, ребенок знакомиться  в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.
    «
Столовая».
     Предложите ребенку - повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок  будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве  крупы, соли, сахара,
     «
Зоопарк».

      Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней.  Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц
     «
Ферма».

       Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома- стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сторожевой пес.
     
«Художник».

      Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.
 

 Игры с песком для детей  5-7  лет.
        «
Угадай по описанию».
       Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность  ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.
       «
Продолжи узор».

Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.
      «
Секрет». 

Для игры понадобиться кусочек прозрачного пластика, примерно 10 см. В  песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает камушки, элементы разнообразных мозаик, а затем накрывает их сверху «стеклышком» и засыпает эту композицию песком. Секрет готов. Осторожно расчистить пальцами песок, любой желающий может посмотреть.
      
«Повторялка».

Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию.
       «
Узнавалка».

В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже.
        «
Точка, точка, запятая».       Точка, точка, запятая-
                                                            Вышла рожица кривая.
                                                            Ручки, ножки, огуречик-
                                                            Получился человечек.
       Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверное, ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человека.
       
«Художники».

Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть (проводить можно только одну линию) и  дорисовать одну линию. Взрослый должен  придумать что-то другое и дорисовать следующую линию в соответствии со своим замыслом. Так  до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не сможет изменить рисунок. Выигрывает тот, кто внес последние  изменения.                                                       
       «
Одновременно». 

Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой
рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.
       «
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»

 Нарисуйте на песке 2 параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш ее отремонтирует.
       «
Подсказка».

Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек.В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой справа». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где его искать. По мере усвоения  порядкового счета, количество кучек может возрасти до 10.
       
«Вензеля из камушков».

По заранее выдавленным в песке  бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование. От вензелей, состоящих из одной буквы, можно перейти к выкладыванию коротких слов.
      «
Песчаные замки».

Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

     Опыты с песком.
     
Опыт  1. 
      Возьмем стакан с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. Поэтому и говорят, что песок- «сыпучий». Первый вывод –песок -рыхлый.
       
Опыт  2.
        С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек- песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые. Полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие – нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт  3.
       Во время этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза и нос. Поэтому можно проводить опыты в 3-х литровых банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать воздух в банку. Один конец трубки в банке, в другой конец - обычная резиновая груша. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик.
Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.
     
Опыт 4.
     
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее в стаканчик с песком.
Представим, что мы сажаем маленькое дерево. В песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держаться друг за друга» и поэтому ее воткнуть легко.        Песок- 
рыхлый.
     
Опыт 5. 
     
Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал. Влажным, мокрым. А куда исчезла вода?  Она «забралась» в песок и устроилась между песчинками. « Посадим» палочку в мокрый песок. Она легче входит в сухой песок.

Также во влажную землю легче сажать растения.    
       
Опыт 6

Из какого песка может получиться кулич. Из мокрого. Если налить много воды, получиться не тесто, а  «каша - малаша».

Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, особенно с детьми, соматически ослабленными.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

Особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня

В статье описаны особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня, а также влияние семьи на развитие таких детей....

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....

План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"

План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"...

Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...

Программа "Сказочный песок" по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Данная программа направлена на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми находящимися в социально-опасном положении. Д...