Программа "Сказочный песок" по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.
рабочая программа по психологии
Данная программа направлена на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми находящимися в социально-опасном положении. Данная программа способствует снятию мыщечного напряжения, проявлению. волевых качеств, развитию любознательности и доверию к миру, установлению контакта ребенка со специалистом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_sop_pesochnaya_terapiya_moya.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий
МБДОУ д/с «Северное сияние»
_____________С. А. Алгинкина
«________»_____________2023г.
Программа песочной терапии
«Сказочный песок»
(развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком, в том числе и с детьми находящиеся в социально-опасном положении)
Составитель:
педагог - психолог
Балабановой Е. В.
с. п. Нижнесортымский - 2023г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Полное название программы | Программа «Сказочный песок» по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. |
Основание для разработки программы | «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); Конституция Российской Федерации. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». |
Разработчик | педагог-психолог Балабанова Е. В. |
Срок реализации | 2023-2024 г.г. |
Цель программы | формированию всесторонне развитой, гармоничной, самостоятельной, зрелой и законопослушной личности. Формирование и развитие у обучающихся устойчивого поведения к нарушению социальных норм и правил поведения, основанного на собственной личностной позиции и индивидуальности. |
Задачи программы | обеспечивание гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом. Развитие высших психических функций, мелкой моторики, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии. Формирование первичных социальных представлений, умений и навыков, понятия: «что такое хорошо», «что такое плохо». Формирование нравственных качеств, первичных ценностных представлений у детей дошкольного возраста. Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников как профилактика конфликтного, деструктивного поведения в среде дошкольной образовательной организации. Создание условий для формирования активной жизненной позиции. Создание условий для минимизации факторов риска детского неблагополучия и реализации позитивных намерений ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрских отношений с ребёнком. Воспитание у дошкольников нравственности. Воспитание толерантности, терпимости к мнению сверстника. |
Целевые группы | дети дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет). |
Кадровое обеспечение | педагог-психолог. |
Ожидаемый результат | Сформированность у детей дошкольного нравственных качеств, чувства толерантности, позитивных представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Усвоение обучающимися норм толерантности, нетерпимости к любому проявлению жестокости, и агрессивности. Сформированность позитивной самооценки и умения сказать «нет». |
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы……………………………………………………………2
Содержание ……………………………………………………………………4
1.Пояснительная записка …………………………………………………….. 5
1.1. Цели и задачи программа…………………………………………………5
1.2. Основные направления программы «Сказочный песок» ………………6
1.3. Материалы необходимые для реализации программы………………….7
1.4. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса…………7
1.5. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы……………………………………………………………………… 8
2. Тематическое планирование ………………………………………………10
3. Планируемые результаты …………………………………………………11
4. Список литературы ………………………………………………………..12
1.Пояснительная записка.
Одним из направлений государственной политики Российской Федерации является развитие и воспитания подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что одним из критериев успешного развития ребенка дошкольного возраста, должно быть усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В последнее время, в век технологий, отмечается повышение количества детей, которые имеют нарушения в социальной и эмоционально-волевой сферах, что выражается в трудности вхождения ребёнка в контакт с ровесниками, педагогами, в боязни новых помещений и новых ситуаций. Такие дети могут быть пассивными на занятиях, иметь страхи, отказываться следовать речевым инструкциям взрослых, проявлять замкнутость либо иметь двигательную расторможённость.
1.1.Цели и задачи программы.
Цель программы песочной терапии «Сказочный песок»: направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сфер, коррекцию и развитию социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, в том числе и для детей находящиеся в социально-опасном положении, испытывающие повышенную тревожность, имеющие страхи. Данная программа ориентирована на установление контакта педагога с ребёнком, коррекцию негативных эмоциональных состояний, снижение уровня мышечной зажатости, при помощи игр на песке; формирование гармоничной личности, ориентированной на общественно одобряемый образец поведения.
Задачи программы:
∙ стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
∙ вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
∙ формировать позитивное отношение к своему «Я»;
∙ формировать позитивное отношение к сверстникам;
∙ развивать навыки социального поведения;
∙ совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
∙ способствовать проявлению эмпатии;
∙ развивать фантазию и образное мышление;
∙ побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
; ∙ использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
Программа ориентирована на 32 сеанса, но может количество занятий варьироваться, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения сеансов. Это зависит от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка, от социальной и эмоциональной ситуации внутри семьи. Количество занятий, чередование тем или их повторяемость зависит от темпа продвижения ребёнка, сложности дефекта, готовности к принятию помощи педагога. Тематический план занятий носит ориентировочный характер, т. к. занятие корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
1.2. Основные направления программы «Сказочный песок».
Игровая деятельность:
- формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
- побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке. В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое:
- позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
- помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
- развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное:
- создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Социально-коммуникативные навыки:
- развивать понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
1.3.Материалы необходимые для реализации программы:
- Песочница.
- Песок.
- Фигурки и предметы, отражающие окружающую реальность.
- Бросовый материал (трубочки, цветной картон).
- Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
- Пластиковые трубочки с отверстиями.
- Совочки, грабельки, стаканчики, сито.
Условия проведения занятий с песком:
1.У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2.Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки
1.4. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса.
Наглядные методы включают в себя:
∙ наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
∙ наглядно - зрительные / дидактический материал /;
∙ сенсорно - моторные / обследование /;
∙ тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
∙ формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
∙ элементы психогимнастика / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
∙ объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
∙ указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
∙ вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
∙ пояснения, уточнения;
Практические методы:
∙ метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
∙ игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы: индивидуальные игры (позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка). Групповые игры (игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка).
1.5. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, можно диагностировать:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок, говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность; • воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.). В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
2. Тематическое планирование.
Тематический план работы с детьми дошкольного возраста.
Месяц | Неделя | Упражнения |
Сентябрь | 1 неделя | «Знакомство со свойствами песка и воды». |
2 неделя | «Знакомство со свойствами сухого песка». | |
3 неделя | «Отпечатки наших рук». | |
4 неделя | «Копаем-насыпаем». | |
Октябрь | 1 неделя | «Пересыпаем». |
2 неделя | «Волшебные секреты». | |
3 неделя | «Домики для животных». | |
4 неделя | «Рисуем пальчиком». | |
Ноябрь | 1 неделя | «Репка». |
2 неделя | «Колобок». | |
3 неделя | «Курочка-ряба». | |
4 неделя | «Продолжи сказку» | |
Январь | 3 неделя | «Новогодние заботы». |
4 неделя | «Зимушка -зима». | |
Февраль | 1 неделя | «Домашние животные». |
2 неделя | «Лесные и дикие животные» | |
3 неделя | «Профессии». | |
4 неделя | «Моя семья». | |
Март | 1 неделя | «Подарок маме». |
2 неделя | «Найди клад». | |
3 неделя | «Радость и грусть». | |
4 неделя | «Обида и гнев». | |
Апрель | 1 неделя | «Страх и спокойствие». |
2 неделя | «Удивление и отвращение». | |
3 неделя | «Стыд и скука». | |
4 неделя | «Радостная радуга». | |
Май | 1 неделя | «Остров дружбы». |
2 неделя | «Незнакомец на улице». | |
3 неделя | «Один дома». | |
4 неделя | «Лето красное». |
3. Планируемые результаты работы:
- улучшение эмоционального самочувствия детей;
- снятие стрессовых состояний;
- снижение уровня нервно-психического напряжения, поднятие общего эмоционального тонуса;
- улучшение адаптации к детскому саду, социализации за счёт создания опыта положительных эмоций;
- получение опыта самостоятельного преодоления трудностей;
- развитие социально-коммуникативных навыков;
- формирование нравственности и ответственности;
- умение слушать и слышать другого (формирование эмпатии);
- формирование и развитие познавательного интереса, способности к логическому мышлению, формирование элементарных математических представлений;
- развитие психических процессов: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- развитие сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Развивающие игры на песке. – М.: Академический проект, 2021. – 335 с. – (Психологический проект).
3.Андреенко Т. А. Использование кинестетического песка в работе с дошкольниками. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. -128.-128 с.
4. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2015. -96 с. (Вместе с детьми).
5. Коломийченко Л. В., Чугаева г. И., Югова Л. И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. -М.: ТЦ Сфера, 2019. -176 с.
6. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социально-коммуникативному воспитанию./Л. И. Коломийченко. -М.: ТЦ Сфера, 2019. -176 с.
7. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов. / И. А. Пазухина. -СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 272 с.
8. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошк. учрежд. М. ВЛАДОС, 2003. -224 с. –(Здоровьесберегающая педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
Игры и упражнениядля развития и коррекциипознавательной сферыдетей дошкольного возрас...
Консультация для родителей "Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста"
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мираЧто происходит с ребёнком, когда он играет в песок?Перенос традиционной педагогической деятел...
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....
Самообразование «Развитие музыкально - творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через игры - драматизации».
Представлено перспективный план работы по самообразованию музыкального руководителя...
картотека "Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста".
картотека "Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста"....
Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...
КАРТОТЕКА Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Игра «Найди заданный предмет на картинке»Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.Условия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и ...