Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)
рабочая программа
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pesok.docx | 660.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа песочной терапии
«Волшебный песок»
(Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста
с использованием игр с песком)
Автор программы: педагог-психолог
МБДОУ детский сад «Аист»
Эмиргамзаева А.Л.
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала
- Основные направления программы
- Основная идея программы
- Советы по организации занятий.
- Оборудование
- Условия проведения занятий с песком
- Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
- Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы
- Сроки реализации программы
Тематическое планирование
- Планируемые результаты
- Приложения
Приложение №1«Ритуал вхождения в занятие» Приложение № 2 «Ритуал выхода с занятия» Приложение № 3 «Игры и упражнения на песке» Приложение №4 «Рисование песком»
Методическая литература, на основе которой была составлена программа
1. Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К.Д. Ушинский
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.
Цели и задачи программы
Основная цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
В соответствии с этой целью формируются
Задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- cпособствовать проявлению эмпатии;
- развивать фантазию и образное мышление;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала
В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут
существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.
Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутистической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это
«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.
Основные направления программы
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Основная идея программы
Основная идея программы – используя игры с песком и водой, кинетическим песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Советы по организации занятий.
- Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
- Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
- Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
- Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
- Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
- Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.
- Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
- Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
- Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
- Периодически песочницу нужно пополнять песком.
- Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
- После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.
Оборудование:
- Песочница.
- Песок.
- Кинетический песок.
- Фигурки:
Человеческие персонажи
Сказочные герои (злые и добрые) Животные (домашние, дикие и др.)
Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.) Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
- Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.) 6.Бросовый материал (трубочки, цветной картон).
- Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
- Пластиковые трубочки с отверстиями; 9.Совочки, грабельки, стаканчики, сито.
Условия проведения занятий с песком:
- У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
- Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Методы
Наглядные методы включают в себя:
- наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
- наглядно - зрительные / дидактический материал /;
- сенсорно - моторные / обследование /;
- тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
- формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
- элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
- объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
- указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
- вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
- Пояснения, уточнения;
Практические методы:
- метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
- игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму- никативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы
Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:
- состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
- уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас- спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
- уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
- сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
- личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
- уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
- уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
- стиль семейных отношений (диалоги между героями);
- уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не- произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
- воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:
- уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
- уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
- умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
- на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Сроки реализации программы
Программа реализовывается в течение четырёх лет. Программа используется для работы с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
2. Тематическое планирование
Тематический план работы с песком с детьми младшего дошкольного возраста.
Месяц | Неделя | Игры и упражнения |
Сентябрь | 1 неделя | «Знакомство со свойствами песка » |
2 неделя | «Знакомство со свойствами сухого песка и кинетического » | |
3 неделя | «Копаем – насыпаем» | |
4 неделя | «Пересыпаем» | |
Октябрь | 1 неделя | «Мышки в норках» |
2 неделя | «Перелетные птицы» | |
3 неделя | «Домики для животных» | |
4 неделя | «Посуда. Копаем – насыпаем» | |
Ноябрь | 1 неделя | «Цветные заборчики» |
2 неделя | «Мой дом. Угадай чьи следы» | |
3 неделя | «Я и моя семья…» | |
4 неделя | «Мама милая моя» | |
5 неделя | «Домашние животные» | |
1 неделя | «Зимняя сказка |
Декабрь | 2 неделя | «Угощения для животных» |
3 неделя | «Зимние забавы» | |
4 неделя | «Новогодние украшения» | |
Январь | 3 неделя | «Секретики» |
4 неделя | «Животные холодных и жарких стран» | |
Февраль | 1 неделя | «Снег идет» |
2 неделя | «Я пеку, пеку, пеку…» | |
3 неделя | «Мы едем, едем, едем..» | |
4 неделя | «23 февраля» | |
5 неделя | «Поварята» | |
Март | 1 неделя | «Подарок маме» |
2 неделя | «Признаки весны» | |
3 неделя | «Вода во круг нас. Кто живет в воде?» | |
4 неделя | «Приключение на морском дне» | |
Апрель | 1 неделя | «Отпечатки наших рук- птица» |
2 неделя | «Космос» | |
3 неделя | «Угощения друзьям» | |
4 неделя | «Что спряталось в песке?» | |
Май | 1 неделя | «Народная игрушка» |
2 неделя | «Праздничный салют» | |
3 неделя | «Цветочная поляна» | |
4 неделя | «Рисуем узоры» | |
5 неделя | «Рисуем песком» |
- Тематический план работы с песком с детьми средней группы.
Месяц | Неделя | Игры и занятия | |||
1 неделя | «Знакомство со свойствами песка » | ||||
2 неделя | «Знакомство | со | свойствами | сухого |
Сентябрь | песка и кинетического » | |
3 неделя | «Разные следы» | |
4 неделя | «Мышки в норках» | |
Октябрь | 1 неделя | «Чего не стало?» |
2 неделя | «Домишки для муравьишки» | |
3 неделя | «Секретики» | |
4 неделя | «Угадай на ощупь» | |
Ноябрь | 1 неделя | «Жили – были…» |
2 неделя | «Я, волшебник» | |
3 неделя | «Рисование песком» | |
4 неделя | «Море, река и их обитатели» | |
5 неделя | «Домашние животные» | |
Декабрь | 1 неделя | «Лесные жители» |
2 неделя | «Бабушкин дворик» | |
3 неделя | «Рисование песком» | |
4 неделя | «Я, волшебник» | |
Январь | 3 неделя | «Сказочная страна» |
4 неделя | «Лес и его обитатели» | |
Февраль | 1 неделя | «Жила – была рыбка…» |
2 неделя | инсценировка сказки «Колобок» | |
3 неделя | «Рисование песком» | |
4 неделя | «Выдуй цифры из песка» | |
5 неделя | «Поварята» | |
Март | 1 неделя | Инсценировка сказки «Колобок на новый лад» |
2 неделя | «Какой, какая, какое?» | |
3 неделя | «Я пеку, пеку, пеку…» | |
4 неделя | «Найди клад» | |
1 неделя | «Математический диктант» |
Апрель | 2 неделя | «На поляне расцвели ..» |
3 неделя | «Угадай на ощупь» | |
4 неделя | «Я, волшебник» | |
Май | 1 неделя | «Нелепицы» |
2 неделя | «Создай, что хочешь» | |
3 неделя | «Рисование песком» | |
4 неделя | «Найди больше» | |
5 неделя | «Рисуем песком» |
- Тематический план работы с песком для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной группы.
Месяц | Неделя | Игры и занятия |
Сентябрь | 1 неделя | «Знакомство со свойствами песка » |
2 неделя | «Знакомство со свойствами сухого песка и кинетического » | |
3 неделя | «Путешествие в Волшебную страну» | |
4 неделя | «Что спряталось в песке?» | |
Октябрь | 1 неделя | «Упражнения с палочками» |
2 неделя | Инсценирование сказки «Теремок» | |
3 неделя | «Выдуй цифры из песка» | |
4 неделя | «Рисуем песком» | |
Ноябрь | 1 неделя | «Отгадай загадку» |
2 неделя | «Город в котором мы живем» | |
3 неделя | «Я пеку, пеку, пеку…» | |
4 неделя | «Найди клад» | |
5 неделя | «Домашние животные» | |
1 неделя | «Водный мир» | |
2 неделя | «Сделай цифру из песка» |
Декабрь | 3 неделя | «Математический диктант» |
4 неделя | «В гостях на морском дне» | |
Январь | 3 неделя | «Секретики в песке» |
4 неделя | «Планета Динозавров» | |
Февраль | 1 неделя | «Пустыня» |
2 неделя | «Узнай букву и назови звук» | |
3 неделя | «Найди клад» | |
4 неделя | «Волшебные ладошки» | |
5 неделя | «Поварята» | |
Март | 1 неделя | «Выложи из палочек и загадай загадку» |
2 неделя | «Игра в хороших и плохих» | |
3 неделя | Инсценирование сказки «Зайкина избушка» | |
4 неделя | «Теплые лучики солнца» | |
Апрель | 1 неделя | Путешествие в сказку «Домики для трех поросят» |
2 неделя | «Бабушкин дворик» | |
3 неделя | «Выдуй цифры из песка» | |
4 неделя | «Найди клад» | |
Май | 1 неделя | Создание картины «Лес» |
2 неделя | «Необычайная история» | |
3 неделя | «Математический диктант» | |
4 неделя | «Я волшебник» | |
5 неделя | «Рисуем песком» |
- Планируемые результаты
- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
- дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
- песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого( формирование эмпатии );
- игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
- в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
- игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях;
Приложения
Приложение №1 «Ритуал Входа»
Дети встают во круг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. Углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия.
Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения: Мы ногами топ, топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп Мы чуть, чуть попрыгаем Ножками подрыгаем
Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.
В момент когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек: И мешочек вдруг проснулся
Всем ребятам улыбнулся!!!
(Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным!
Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться: Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят нажимая на песок: Здравствуй, здравствуй, наш песок!
Приложение №2 «Ритуал выхода»
Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.
Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:
Спасибо милый Наш песок Ты всем нам подрасти помог В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они!
Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря : До свидания Песочек!
Приложение №3 «Игры с песком»
Упражнение "Здравствуй, песочек"
Цель: снижение психоэмоциональго напряжения. Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".
Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение " Холодно - горячо"
Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции
Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.
Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать
Упражнение "Секретик"
Цель: возможность выражения позитивных эмоций
Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности
Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.
Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .
Упражнение "Сказочная страна"
Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем
Задание: оценить собственные ощущения
Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Задумал волшебник превратить ее в сказочную стрразными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.
Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?
Приложение №4 «Рисование песком»
- Методическая литература, на основе которой была составлена программа
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое со- провождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного обра- зовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально- волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста"
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мираЧто происходит с ребёнком, когда он играет в песок?Перенос традиционной педагогической деятел...
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....
Консультация "Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей младшего дошкольного возраста".
работа с родителями...
Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игр с песком
laquo;Волшебный песок»Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок?Играя с песком у ребенка усиливается...
Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста
В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....
Программа "Сказочный песок" по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Данная программа направлена на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми находящимися в социально-опасном положении. Д...
мастер-класс «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»».
мастер-класс педагога-психолога на тему: «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»»....