Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»
Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер детей старшего дошкольного возраста
Педагог-психолог:
Задорожная Н.Н.
Время занятия: 25 - 30 мин.
Тема: «Путешествие в Страну Эмоций»
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с эмоцией радости;
- Тренировать выразительность мимики и пантомимики;
- Закрепить знания о чувствах, настроении и эмоциях;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей;
-.Развивать эмпатию (умение сочувствовать и сопереживать);
- Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля;
- Развивать умение передавать эмоциональное состояние радости, используя различные выразительные средства;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к личности товарища и принятие индивидуальности каждого ребенка;
- Воспитывать умение вежливо общаться с окружающими;
Ожидаемый результат: дети приобретут уверенность в выражении эмоции радости; смогут использовать полученные навыки и умения в повседневной жизни, а именно терпимее относиться друг к другу, регулировать свое эмоциональное состояние; учитывать эмоциональное состояние окружающих.
Предварительная работа с детьми: реализация программы корекционно-развивающих занятий «Дружные ребята».
Оборудование: картинки - персонажи Веселинка, Добрин, карточка с графическим изображением радости; магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой; карточки с историями; коробка с машинками и куклами; цветные карандаши, листы бумаги.
Ход занятия
Дети проходят в кабинет и встают вместе с психологом в круг.
Организационный момент
Ритуал начала занятия: «Дружба начинается с улыбки»
Педагогическая цель: объединение участников, создание настроя на совместную деятельность.
Цель, которую должны достигнуть дети: передать мимически доброжелательный настрой к сверстникам
Методы и приёмы: словесная инструкция педагога
Цель для педагога: создать условия для выполнения организационного упражнения
Организационный момент: Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча, улыбаются друг другу: «Давайте подарим друг другу самую красивую, самую приятную улыбку».
Приветствие. Педагог: Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада вас всех видеть! Сегодня я предлагаю вам отправиться в Сказочную Страну Эмоций, но в гости в эту страну можно попасть лишь тем, кто умеет говорить добрые, ласковые слова другим людям. Вы умеете? (Ответы детей)
Упражнение «Комплимент»
Цель: способствовать повышению уверенности в себе.
Цель, которую должны достигнуть дети: самостоятельно думать, подбирать нужные слова.
Методы и приёмы: словесная инструкция педагога, игра с мячом: «кому кидают, тот отвечает»
Дети передают мяч по кругу и говорят друг другу комплименты – приятные, ласковые слова, которые хотелось бы сказать этому человеку.
Основная часть
Педагог: Вот мы и попали в «Страну Эмоций», приглашаю вас сесть на стульчики! Нас встречают девочка Веселинка и гном Добрин. Методы и приёмы: вопросы к детям:
- Как вы думаете, почему их так зовут? А какое лицо у наших героев? А настроение? А как ведут себя люди, когда им радостно и весело? (хлопают в ладоши, прыгают, громко разговаривают, что-то напевают).
Сочинение сказки о Веселинке-эмоции радости.
Цель: развивать речь, способность к воображению.
С кем она дружит? с Добрином? Как они относятся к животным? Где встретили, какие они, почему?
Педагог: Я хочу показать вам как изображают эмоцию радости. Лицо человечка веселое, радостное, глазки добрые, брови на месте, рот широко улыбается. Покажите ребята веселое лицо! (карточка с графическим изображением радости)
Упражнение «Я радуюсь, когда…». Каждый по кругу дополняет фразу: «Я радуюсь, когда…».
Цель: Помочь детям осознать эмоциональное состояние радости
Педагог: Предлагаю поиграть в любимую игру Добрина!
Упражнение: ''Передай по кругу'' (воображаемую воду, цветок, бабочку, гирю, птенчика, теплый ветерок и т.д.)
Организационный момент: дети встают в круг.
Цель: развитие воображения, выразительности движений, чувство юмора.
Физкультминутка:
Предложить детям потанцевать под веселую музыку.
Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения:
Мы попрыгаем немножко (дети прыгают).
И похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши).
А теперь мы покружились (кружатся).
И на землю опустились (садятся на пол близко друг к другу).
Потянулись, потянулись (потягиваются).
И друг другу улыбнулись (поворачивают голову друг к другу и улыбаются).
Здесь мы вместе: ты и я (показывают сначала на соседа, потом на себя).
Потому что мы — друзья! (встают, берутся за руки)
Педагог: - Молодцы ребята! Сейчас нас ждет задание Веселинки. Нужно запомнить историю и изобразить, как вели себя герои в ней.
Этюд «Встреча с другом»
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.
Ход: психолог рассказывает историю: "У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!" Дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.
Этюд «Новые игрушки»
Цель: развитие произвольности и выразительности движений.
Ведущий предлагает детям послушать рассказ о том, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Серёже – новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит весёлая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа. Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют.
Весело было сегодня в Стране эмоций! Пора возвращаться, для вас я приготовила задание. Ну-ка, садитесь все за стол!
Игровое упражнение: нарисуй радостное лицо человечкам.
Цель: развитие воображения, сосредоточенности, закрепление представлений об эмоции радости.
Педагог предлагает нарисовать человечкам эмоцию радости.
Вопросы: - Какое лицо получилось у ваших человечков?
- А как определить веселое настроение?
- А как чувствуете себя вы?
Заключительная часть
Рефлексия. Задать вопросы о чувствах и ощущениях:
Что тебе доставило удовольствие, радость? За кого ты порадовался? Что понравилось на занятии? Когда было трудно?
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию временных и пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
В занятие соблюдены все требования ФГТ, проходит весело за 25 минут...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
Психологические особенности развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста
Краткая и практико-ориентированная информация для педагогов ДОУ на тему развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Освящаются особенности развития коммуникативной сферы ребенк...
Перспективный план тренинговых занятий для профилактики нарушений в эмоционально-личностной сфере детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю перспективный план тренинговых занятий, которые помогут педагогу-психологу детского сада оказать психологическую помощь детям для профилактики нарушений в эмоциональн...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
общение детей со взрослыми и сверстниками...
Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...