Семинар - практикум "Исследовательская деятельность дошкольников"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
М У У Д О
Семинар - практикум
на тему: «Исследовательская деятельность дошкольников».
Составила:
воспитатель д/с 36
Галявиева Е.Н.
г. Нижнекамск
20113г.
Расскажи – и я забуду
Покажи – и я запомню
Дай попробовать – и я пойму
(Китайская мудрость)
А попробовать ребенок может в ходе экспериментирования – направления, особенно актуального в настоящее время в дошкольном развитии и образовании. Именно детское экспериментирование предполагает получение ребенком новых сведений о том или ином предмете или продукте окружающего мира.
Полученные диагностические данные свидетельствуют о том, что именно практическое участие ребенка в познании окружающего мира приводит к положительным изменениям в личности дошкольника, дает ему большие возможности для общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивает память, внимание, мышление, воспитание, речь, познавательный интеллект. Ребенок учится самостоятельно формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания о том или ином предмете.
Что же такое экспериментирование? Это опыты или исследование с теми или иными объектами, предметами окружающей действительности. Особенно большой простор для исследовательской деятельности представляют экологические объекты. Сегодня я познакомлю с двумя объектами экспериментирования: «Погода» и «Извержение вулкана».
Рассмотрим первый. Его цель – познакомить детей с понятием «погода», дать представление об атмосфере, об атмосферном давлении, о том, как образуются облака, тучи, почему идет дождь.
Исследовательская деятельность по этой теме состоит из нескольких фрагментов.
Первый фрагмент «Что такое атмосфера»
Я уже говорила выше, что исследовательская деятельность детей опирается на уже полученные знания. Потому сначала воспитатель рассказывает детям, что атмосфера состоит из множества слоев воздуха, в которых находятся различные газы (азот, кислород и т.д.), водяные пары и пыль. Изменения погоды вызываются изменениями в атмосфере. Воздух нагревается лучами солнца. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а вниз опускается холодный.
Опыт
Докажем, что теплый воздух действительно поднимается вверх. Вырежем из картонного круга спираль и подвесим на нитке над включенным радиатором. Спираль начинает вращаться. Это доказательство того, что теплый воздух легче холодного, и он поднимается вверх.
Второй фрагмент «Как образуются облака»
Рассказ воспитателя. Облако – это скопление капелек воды или кристалликов льда. Они образуются при охлаждении восходящих (испаряющихся) потоков влажного воздуха, которые конденсируются в капельки воды.
Опыт
Напустить в ванну горячей воды. Над ней образуется облако пара или напомнить пластиковую бутылку горячей водой. Через несколько минут вылить 2/3 воды и положить на горлышко бутылки кубик льда – начинают образовываться облака.
Третий фрагмент «Дождь»
Вода постоянно находится в движении. Испаряется под лучами солнца с рек, озер, океанов. Поднимается вверх в виде пара (мы это уже видели), конденсируется в капли воды, образуя облака, тучи. Когда капли становятся большими они тяжелеют , падают на землю в виде дождя. Это явление называется – круговорот.
Опыт (проводит взрослый)
Взять кипятильник, банку с водой, 2 бутылки из под кетчупа, желоб из пластиковой бутылки, лед или снег. Погрузить кипятильник в банку с водой, бутылку со льдом прикрепить над банкой, под ней разместить желоб так, чтобы вода по нему стекала в банку с водой. Вода в банке закипает, превращается в пар, который касается бутылки со льдом (это холодное небо). Пар превращается в маленькие капельки воды (облако). Маленькие капельки сливаются друг с другом в большие. Это туча. Большие капли тяжелые, они падают вниз. Начинается дождь.
Сколько дождя выпало, мы можем измерить с помощью дождемера.
Опыт
Срежем верхушку у пластиковой бутылки и вставим горлышком вниз в нижнюю часть. К боковой части приставить линейку. Она будет измерять уровень выпавшей дождевой воды. На участке сделать ямку в почве и поставить туда дождемер так, чтобы верхняя часть возвышалась над почвой. После дождей можно измерить, сколько дождя выпало за день, за неделю.
Вообще с водой можно производить множество опытов, чтобы определить ее свойства.
- Изменение формы.
Для этого опыта потребуются сосуды разной формы, налить в них воду.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
- Вода – это жидкость. Она растекается.
Опрокинуть стакан с водой. Что делает вода? Растекается.
- Вода прозрачная, бесцветная.
Опустить ложку в стакан с водой и с молоком. Сделать вывод.
- Вода нагревается.
Оставить стакан с водой около обогревателя. Измерить температуру воды до и после. Сделать вывод.
- Вода испаряется.
Оставить стакан с водой утром около батареи. Вечером проверить. Стакан пустой. Куда пропала вода? Испарилась.
- Из холодильника достать бутылку с водой, поставить на блюдце. Скоро бутылка запотеет и капельки воды упадут на блюдце.
Вывод: мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.
- Вода – пар.
Взять термос с кипятком, открыть, поднести зеркало. На нем образовались капельки. Это состояние воды называется пар.
- Опыты по изменению состояния воды: замерзает, тает.
- Талую воду пропустить через салфетку. Она грязная. Какой снег на улице?
Вывод: после всех опытов с водой: вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Вторая тема «Извержение вулкана»
Цель – познакомить с вулканом, как природным явлением.
Рассказ воспитателя о вулкане с использованием иллюстраций (один «спит», другой с извергающейся лавой).
Какой формы вулкан?
Вершина – кратер. Это дыра, уходящая глубоко в землю. Если вулкан оживет, то из Кратера низвергнет лава.
Давайте оживим спящий вулкан.
Сделаем из картона конус. Это вулкан. Внутрь конуса поместим стаканчик из под йогурта.
Теперь сделаем лаву.
В банку насыплем чайную ложку соды, немного красной краски, 5 капель моющей жидкости, 5 капель уксуса. Заливаем в вулкан – получилось извержение.
Профессор Н.Н.Поддъяков считает, что детское экспериментирование может претендовать на роль ведущего типа деятельности ребенка – дошкольника. Поэтому экспериментировать ребенок должен не только в детском саду, но и дома. Включение родителей в данную проблему позволяет им понять, как данную проблему позволяет им понять, как можно образовывать детей, опираясь на их природную любознательность и исследовательскую активность. Взаимодействию родителей с детьми, содержанием которого выступает экспериментирование, необходимо учить.
На родительском собрании воспитатель знакомит родителей с экспериментированием, как формой сотрудничества с детьми, направленную на познание окружающего мира, проводит анкетирование, позволяющее выявить степень их интереса к данной проблеме, создает условия для проявления исследовательской деятельности детей и родителей. Каким образом?
Первое – постановка проблемной ситуации.
«Очень хочется рисовать, но нет красок, карандашей», «Хочется сделать подарок, но нет клея», «Хочу гулять, но на улице дождь». Это дает возможность ребенку вместе со взрослым поэкспериментировать и ответить на вопросы «Как?», «Почему?».
Второе – научить родителей новым формам взаимодействия с детьми с использованием различных экспериментальных материалов.
Это опыты:
- с мукой: рассыпать, нарисовать на ней, подуть на нее, рассмотреть через лупу, смешать с водой, с солью, сделать цветное тесто, слепить из него;
- с глиной: то же самое;
- с пластилином.
Чем похожи? Чем различаются? Сравнение свойств этих материалов: тянется или нет; прилипают к рукам или нет; можно ли разломить, проткнуть пальцем, зубочисткой; из чего легче лепить?
Предложить несколько экспериментов, которые можно провести в домашних условиях:
«Волшебные краски» (3 – 7 лет)
Чем можно рисовать? Откуда берутся краски? Предложить ребенку лист плотной бумаги, тертую свеклу, морковку, измельченную зелень и несколько видов ягод. У ребенка появиться возможность оставить след на бумаге с помощью овощей, ягод, зелени. Это натуральные краски. Их нам дает природа.
«Музыкальные банки» (3 – 5 лет)
Маленькие дети будут в восторге от шума и от чувства первооткрывателей этого шума, если перемешают воду в стакане с ложкой.
Дети постарше будут экспериментировать с бутылками. 6 – 7 бутылок с водой, менять уровень воды в бутылках, высота звука будет разной.
«Слепки с природы» (3 – 5 лет)
Прижать кусочки глины или пластилина к дереву, к кирпичной или бетонной поверхности и посмотреть какие изгибы и трещины получились на слепке. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.
«Картофельный человек» (4 – 7 лет)
Взять картофелину, вырезать немного мякоти с одного конца, смочить ватный кусочек водой и поместить его в вырезанное картофельное отверстие. Насыпать туда семена салата. Поставить картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые волосики. Это прорастают семена салата.
Использованная литература:
- Журнал «Дошкольное воспитание» №9 – 2099г., №9 – 2010г., №1 – 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...