Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
методическая разработка на тему

Каптюг Виктория Алексеевна

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, отношение к себе, как к педагогам. Практикум предназначен для обучения воспитателей, общению друг с другом и родителями, развитию открытости, доверия, умения воспринимать других такими, какими они есть. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Проект

на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог»

(семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

Выполнила: Каптюг Виктория Алексеевна

заместитель заведующего по УВР

2018 год


Введение

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, отношение к себе, как к педагогам.

Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия - общение педагогов с родителями.

Как показывает практика, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности.

Предлагаемый мною практикум предназначен для обучения воспитателей, общению друг с другом и родителями, развитию открытости, доверия, умения воспринимать других такими, какими они есть. Особенность практикума - это использование упражнений тренингового характера. Их выбор был обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов социально активного обучения подготовки педагогов к общению. Цель практикума:

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в общении с родителями.

Задачи:

  • Развивать понимание и принятие взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнёров;
  • Формировать умение ориентироваться в способах диалогического и монологического общения;
  • Способствовать осознанию своей позиции в общении с родителями, осознанию собственных достижений и проблем в общении с ними.

Результатом участия педагогов в практикуме является приобретение коммуникативного опыта:

  • умение ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;
  • конструировать программу деятельности с родителями;
  • преодолевать психологические барьеры общения с родителями;
  • осуществлять индивидуальный подход к родителям;
  • осознавать собственные трудности в общении.

Основная часть

Каждому воспитателю ДОУ заранее был дан тест, который определял уровень общительности педагога с родителями. Педагоги отвечали на следующие вопросы:

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас её ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребёнке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задаёт Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном процессе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтёте ли вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счёт не приемлете?
  15. Считаете ли Вы что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Проанализировав ответы воспитателей, я сделала следующие выводы: в среднем по подсчётам баллов было набрано 12 очков, что означает, что педагоги весьма общительны. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у них неприятных переживаний. Хотя некоторые воспитатели вспыльчивы, но отходчивые. Им недостаёт терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. Но в целом всё хорошо!

А сейчас я предлагаю Вам выполнить несколько упражнений:

Упражнение 1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Целью этого упражнения является осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Воспитателям предлагается в группах по 4 человека создать, обобщённый портрет родителя, общение с которым у них вызывает отрицательные эмоции. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные чувства. Выполнив это упражнение, мы проанализируем его и ответим на следующие вопросы:

  • Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт?
  • Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
  • Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
  • Что Вы чувствовали при создании портрета «положительного» родителя? Есть ли в вашей группе такие родители?

(Выслушиваю ответы педагогов)

Упражнение 2. Игра-инсценировка, «Какие роли мы принимаем, общаясь с родителями»

В этом упражнении нужно показать фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями. Для выполнения этого задания воспитатели делятся на две подгруппы. В каждой подгруппе выбирают воспитателя, который будет вести фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями воспитанников в соответствии с принятой на себя ролью («учитель», «опекун», «партнёр», «всегда правый» т др.). Все остальные участники выступают в роли родителей воспитанников.

После завершения игры-инсценировки мы обсудим, в какой ситуации они чувствовали себя более комфортно: в роли ведущего или в роли родителей; какие позиции ведущего (воспитателя) способствуют их диалогическому общению с родителями, а какие ориентируют на монолог. (Выслушиваю мнения воспитателей)

Упражнение 3. «Войди в круг»

Целью упражнения является демонстрация воспитателями необходимости гибкого отношения к общению с родителями. Чтобы выполнить упражнение воспитатели встают в круг и крепко держатся за руки - это круг родителей. Один участник остаётся за кругом - это воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова. После упражнения мы анализируем проделанную работу: что Вы испытывали, выполняя упражнение; легко ли Вам было войти в замкнутый круг; удалось ли это с первого раза, почему; как Вы считаете, общаясь с родителями вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом? (Выслушиваю ответы педагогов)

Упражнение 4 «Желаю Вам...»

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного обращения с родителями.

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы. В конце можно отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребёнке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребёнке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Давайте проанализируем это упражнение:

  • Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
  • Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  • Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания? (Выслушиваю ответы)

Упражнение 5. «Мимика и жесты»

Цель упражнения: формирования умения осознанного использования мимики и жестов в общении.

Воспитателям предлагается передать какое-либо сообщение, используя только невербальные формы общения. Показать только при помощи рук родителям, как вёл себя сегодня их ребёнок. То же, только при помощи мимики (без жестов). То же, только при помощи мимики, жестов, поз.

Воспитатели, играющие роль родителей, задают вопросы педагогу до тех пор, пока не поймут смысл показанного. Выполнив упражнение, анализируем его:

  • Часто ли Вы используете мимику и жесты в общении с родителями?
  • Оказывают ли влияние Ваша мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с родителями?
  • Можете ли Вы определить состояние родителей по их мимике и жестам? (Выслушиваю педагогов)

В завершении практикума хотелось бы, чтобы Вы ответили на некоторые вопросы:

1. Позволил ли Вам практикум проявить свою активность и творчество и свою индивидуальность, поделиться опытом, убедиться, что проблемы в общении с родителями есть у всех педагогов; что-то другое?

Что Вы считаете главным в практикуме:

  • формирование нового взгляда на процесс общения педагогов и родителей;
  • преодоление психологических барьеров общения с родителями;
  • формирование умений осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;
  • осознание собственных трудностей в общении с родителями;
  • другое? (Выслушиваю мнения педагогов)

Рефлексия практикума

Педагогам предлагается образным выражением передать эмоции, испытываемые ими в начале и конце занятия (возможно использование метафор, поэтических строк).


Заключение

При проведении практикума цель и задачи были выполнены. Отсутствие у педагогов мотивации для активной работы на практикуме, личностные взаимоотношения участников, страх, нежелание выполнять упражнения - таких трудностей на практикуме не было. Педагоги были активны и заинтересованы. Многие из них сделали для себя некоторые выводы. На практикуме воспитатели выделили методы работы с родителями, которые ориентируют на диалогическую форму общения, и методы, ориентирующие на монологическую форму общения. Педагоги считают, что главным в практикуме является преодоление психологических барьеров общения с родителями, осознание собственных трудностей в общении с родителями.

Практикум помог проявить педагогам свою активность, творчество, индивидуальность, понять свою позицию в общении с родителями.


Используемая литература:

  1. Давыдова О.И., Богославцев Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. Этнографический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Дошкольное воспитание.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004, №11 с.57
  4. Дошкольное воспитание.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004, №1 с.60
  5. Дошкольное воспитание.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007, №3
  6. Зверева O.J1. Родительское собрания в ДОУ: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  7. Зверева O.JL, Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. -М.: ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...

Семинар-практикум «Эффективное общение воспитателя с родителями»

Цель: способствовать преодолению педагогами трудностей в общении и взаимодей­ствии с родителями.Задачи:1)   актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родите­лями;2)...

Семинар-практикум «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»

Цель.  Расширить теоретические знания и практические умения пеагогов в вопросах  сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе....

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка....

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Воспитатель и родители. Навыки конструктивного общения»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:Развивать умение конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.Повысить п...