«Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Родничок»» а. Габукай
Консультация:
«Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОУ №5 «Родничок» Тлехуч З. Ш.
Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольника.
Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает комплимент, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Комплимент имеет функции установления контакта и поддержания приятных, добрых отношений между людьми. Успех комплимента зависит от знания соответствующих правил речевого поведения. В такой ситуации оказывается важным не только сообщение о добрых чувствах и расположении к собеседнику, но и адекватная реакция «объекта комплимента»
Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым.
Наиболее высокочастотен прямой комплимент, когда отмечаются физические, нравственные, интеллектуальные и профессиональные качества адресата: ты красивая, самый добрый, умница, лучше всех нарисовал. Реже используется косвенный комплимент.
В нем оцениваются те же качества адресата, но через:
- положительную оценку предмета, которым он обладает (У тебя красивое платье);
- положительное отношение к действиям адресата (Я так люблю тебя слушать);
- сравнение адресата с кем или чем-либо, имеющие положительную модальность (ты умный, как компьютер).
Шестилетним детям малохарактерно применение комплимента при общении с окружающими, но, вместе с тем, желание дошкольников вызвать симпатию у собеседника очень высоко. При этом они преимущественно используют различные тактики самопрезентации и очень редко осуществляют стратегию комплимента.
Неофициальное общение с близкими взрослыми более всего располагает дошкольников к использованию комплиментов. В основном комплименты адресуются (89% детей) матери и отцу.
Матери чаще дарят прямые комплименты, отмечающие ее физические и нравственные качества: Мамочка, ты такая красивая!; Красавица ты моя!; Ты самая добрая в мире.
Отцу адресуются комплименты, оценивающие его физические, интеллектуальные и профессиональные качества: Пап, ты прям силач; Ты на работе, наверное, самый умный!
Итак, в общении с близкими взрослыми дошкольники используют преимущественно прямые комплименты, отмечая личностные, профессиональные и физические качества старших.
Комплимент в адрес посторонних взрослых звучит в речи дошкольников реже, чем в адрес близких взрослых.
Прямые комплименты дошкольники (65%) дарят знакомым взрослым (в том числе и воспитателю детского сада): У вас сегодня такая красивая прическа!;
Например: Нина Васильевна, вы сегодня такая красивая!
В косвенных комплиментах, адресованных знакомым взрослым, дети отмечают схожесть с теми людьми, которых они любят и ценят.
Использование комплиментов в использовании с посторонними взрослыми помогает дошкольникам наладить с ними контакт и показать себя в качестве внимательного собеседника.
Дети в общении с ровесниками реже реализуют стратегию комплимента, чем со взрослыми. Соотношение же прямых и косвенных комплиментов примерно равное.
Прямые комплименты, адресуемые сверстникам, отмечают в основном "профессиональные" качества (умение хорошо что-либо делать), косвенные - содержат положительную оценку предмета, которым обладает адресат.
Приведем примеры форм прямого комплимента: ты лучше всех нарисовала;
Примеры косвенных комплиментов: Здоровские у тебя кроссовки!; какая у Оксанки кукла красивая!;
Вот это робот! Класс!
Имеют место и такие случаи, когда функцию комплимента выполняют:
отдельные междометия и нестандартные возгласы: ух-ты, вау, ого-го, класс, о, здоровски и т.п.
невербальные знаки: мимическая маска восторга, радости; всплескивание руками; жесты и мимика, изображающие потерю сознания.
При достаточно редком использовании дошкольниками комплиментов в адрес собеседника наблюдается высокая степень ожидания комплиментов в свой адрес. 92% детей указали на то, что им нравится, когда им дарят комплименты:
Интересна реакция дошкольников на полученный комплимент: вместо благодарности дети используют речевые акты похвальбы или предложения своих услуг адресанту комплимента.
Пример:
Надя: У тебя такие красивые фломастеры!
Света: Ага, у меня их дома - завались!
Воспитатель: Какую красивую куколку ты, Аня, нарисовала!
Аня: Хотите, Нина Васильевна, я вам такую же нарисую?
Комплиментарность общения дошкольников пониженная. Редкое использование комплиментов объясняется по-видимому неумением и, вместе с тем, нежеланием ребенка (особенно в общении с ровесниками) сообщать о том, что партнер или отдельные его качества ему нравятся. Если дошкольники и реализуют стратегию комплимента, то в адрес взрослых обычно звучат прямые комплименты, при общении же со сверстниками доля прямых и косвенных комплиментов примерно равна.
Типично детским комплиментом является косвенная форма, где положительно оценивается предмет, которым обладает «объект комплимента»: у тебя классный рюкзак, красивое колечко и т.п.
В то же время в детской коммуникативной практике функцию комплимента могут выполнять не только определенные речевые акты, но и отдельные междометия, а также невербальные знаки. Необходимо отметить и распространенную среди старших дошкольников реакцию на комплимент, присущую только этому возрасту: а у меня ещё больше, красивее, лучше…; а хотите (хочешь) я вам (тебе) тоже нарисую (принесу, дам…).
Наконец важно то, что при редком использовании комплиментов в своей речи, дети (92%) ждут комплиментов в свой адрес.
Как же научить детей делать комплименты?
- Во-первых, вы должны показать детям пример. Хвалите детей, замечайте их достижения, их внешний вид, обсуждайте это с детьми в форме восхищения. У ребенка параллельно будет формироваться правильный вкус.
- Во-вторых, обращайте внимание на ваши достижения и напрашивайтесь на комплимент. Например, Вам понравилось сегодня занятие? Или какие мы молодцы с вами сегодня?
- Используйте на занятиях игру «Комплимент». Воспитатель: у меня в руках мягкая игрушка, первый человек говорит соседу комплимент и передает игрушку, принимающий должен поблагодарить за приятные слова, или ответить комплиментом. Так по цепочке участвуют все дети.
- Игра-Упражнение «Мне в тебе нравится...» Все встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся качество. Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему в нем качества. Мяч должен побывать у всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника
Доклад на тему "Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника"...
Методическая разработка "Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников"
Сценарий театрализованного вечера-досуга с родителями для детей средней группы, посвященного Дню матери и Осенинам (дням осенних именинников)...
«Логоритмика как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников».
Ведущей педагогической идеей моего опыта работы является понимание того, что чем больше дети будут двигаться, ритмично соотносить движения с речью, общаться в совместных играх и общих делах, тем лучше...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дидактическая игра...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дидактическая игра...
Краеведческий мини-музей как одна из форм развития коммуникативных навыков дошкольников
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27151121","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27151076","...