«Логоритмика как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Ведущей педагогической идеей моего опыта работы является понимание того, что чем больше дети будут двигаться, ритмично соотносить движения с речью, общаться в совместных играх и общих делах, тем лучше будут развиваться коммуникативные навыки. Исходя из современных требований, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников мною была разработана программа логоритмических упражнений для развития коммуникативных навыков дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логоритмика как средство формирования коммуникативных навыков
детей дошкольного возраста
Брекало Татьяна Юрьевна, воспитатель
МБДОУ «Черлакский детский сад №7
комбинированного вида»
Черлакского муниципального района
2014
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что ведёт к негативным последствиям. Речевые нарушения часто влекут за собой отставание в развитии. Поэтому, очень важно, вовремя заняться исправлением звукопроизношения. Федеральные государственные стандарты предполагают коррекцию нарушения речевого развития детей и оказание им квалифицированной помощи в освоении программы. В нашем детском саду действует логопедическая группа, однако посещают ее дети с 5 лет. Поэтому в младших и средней группах необходимо усиленно заниматься речевым развитием по общеобразовательным программам. Таким образом, на сегодняшний день особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях обычного детского сада. Кроме того, современные дети мало гуляют на свежем воздухе, увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативных умениях, навыках, а затем и в общении. Современной наукой доказана тесная связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Одним из основных методических средств моей работы стала логоритмика, задачи которой – развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания речевой культуры. Логоритмические занятия не только способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства, но и на основе сочетания музыки, движения, слова способствуют решению коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Проводя ежегодное диагностирование детей второй младшей группы на выявление речевых, умений и навыков на основе программы «Детство», автор О.Н. Сомкова, обнаружила проблему: у многих детей речь синтаксически и грамматически не оформлена, невнятная, имеются сложности в звукопроизношении. Дошкольники четвертого и пятого года жизни испытывают острую потребность в движении. Поэтому в данной группе очень важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку. Исходя из возрастных особенностей детей и их потребностей, я решила объединить эти два понятия: речь и движение. Именно этому способствует логоритмика- коррекции и профилактике имеющихся речевых нарушений посредством сочетания слова и движения. Для решения данных задач изучила теоретическую и методическую литературу О.Н.Сомковой, М.Ю.Картушиной, Г.А.Волковой, С. и Е.Железновых и других. Ознакомившись с рядом методик, я убедилась, что логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, влияющие на развитие чувства ритма, способствуют созданию ритмического строя речи, учат детей координировать движения со словом, что позволяет, в первую очередь, сформировать коммуникативные навыки детей.
Ведущей педагогической идеей моего опыта работы является понимание того, что чем больше дети будут двигаться, ритмично соотносить движения с речью, общаться в совместных играх и общих делах, тем лучше будут развиваться коммуникативные навыки. Исходя из современных требований, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников мною была разработана программа логоритмических упражнений для развития коммуникативных навыков дошкольников.
Цель программы: сформировать коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста через логоритмические упражнения.
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
5. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
6. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
7. Развивать коммуникативные способности.
В основу своей программы я взяла методическое пособие М. Ю. Картушиной, которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на лексические темы. Где многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в образовательном процессе. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Работа в данном направлении реализуется через кружковую деятельность. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые. музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания. В основу таких занятий положены комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, наш детский сад, лучше нет родного края, человек без семьи, что дерево без корней, зимующие птицы и т. д.). Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении материала способствуют развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в развитии.
Работа по логоритмике проводится 2 раза в неделю, во второй половине дня. Оно длится от 15 до 20 минут. Структура упражнений состоит из трех частей.
Подготовительная часть – продолжается 3-5 минут.
В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.
Основная часть – занимает от 10 до 12 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
На развитие дыхания, голоса и артикуляции, на развитие основных сторон внимания, счетные упражнения, развитие чувства темпа и ритма, на развитие координации движения, на координацию речи с движениями, на координацию пения с движением, слушания музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах, на развитие тонких движений пальцев рук, на развитие речевых мимических движений, коммуникативные игры.
Заключительная часть – занимает от 2 до 3 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Качество и результативность моей работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук, карточки для артикуляционных упражнений, подборки чистоговорок, стихов, загадок, пальчиковых игр, театральных этюдов, игр на развитие коммуникативных навыков и т.д. В музыкальном центре имеются наборы детских шумовых и музыкальных инструментов, подборка дидактических и подвижных игр, фонотека и пр. В группе также имеются физкультурный центр и театральный уголок.
Немаловажную роль играет взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагога-напарника, музыкального руководителя, учителя-логопеда, старшего воспитателя, помощника воспитателя, родителей воспитанников. Опыт показывает, что тесная взаимосвязь повышает эффективность преодоления нарушений моторики и речи дошкольников, способствует овладению правильной, чистой речью, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества.
Закрепление приобретенных навыков происходит в повседневной жизни через все режимные моменты. Чистоговорки, пальчиковые игры, стихотворения используются и в других видах деятельности. Песенный и двигательный материал разучивается и закрепляется на музыкальных и физкультурных занятиях Комплексы общеразвивающих упражнений включаем в утреннюю гимнастику или физкультурное занятие. Подвижные игры проводятся во время прогулок детей. Подготовленный речевой материал используется при проведении непосредственно образовательной деятельности, в досугах и развлечениях.
Немаловажную роль в достижении результатов играют родители воспитанников. Встречи с интересными людьми, консультации по соответствующим темам, индивидуальные беседы, рекомендации о том, как можно заниматься с детьми дома, совместные досуги и развлечения, все это способствует развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Апробировав систему кружковой работы и проведя промежуточную диагностику, я утвердилась в правильности выбранной темы. У детей значительно повысился уровень речевой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность логоритмического воздействия на развитие речи детей дошкольного возраста подтвердилась и можно вводить ее в практику детских садов не только как средство коррекции, но и прежде всего, как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников.
В дальнейшем планируем продолжить эту работу в рамках кружковой деятельности уже с дошкольниками старшего возраста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов. В.А. Гринер
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определённого речевого материала.
И спользуя э лементы логоритмики в образовательной деятельности можно решить следующие задачи: Развивать фонематическое восприятие и фонематическое представления. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать слуховое внимание и память. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. Развивать коммуникативные способности.
Возможность включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподрожаниями . Проговаривание потешек , чистоговорок , приговорок во время режимных моментов- умывание, одевания на прогулку и т.д.) Динамические паузы между НОД Физкультурная деятельность с использованием речевого материала. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием. Подвижные игры с речетативом и движениями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определённого речевого материала.
И спользуя элементы логоритмики в образовательной деятельности можно решить следующие задачи: Развивать фонематическое восприятие и фонематическое представления. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать слуховое внимание и память. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. Развивать коммуникативные способности.
Возможность включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподрожаниями . Проговаривание потешек , чистоговорок , приговорок во время режимных моментов- умывание, одевания на прогулку и т.д.) Динамические паузы между НОД Физкультурная деятельность с использованием речевого материала. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием. Подвижные игры с речетативом и движениями.
Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов. В.А. Гринер
Предварительный просмотр:
Цикл занятий «Разноцветная полянка» с элементами логоритмики
Предлагаемые занятия можно проводить в утренние часы (вместо утренней гимнастики) один раз в неделю. Все занятия разделены по блокам («Осень», «Зима», «Весна») и каждое имеет свою тему. Последнее занятие в месяце построено по мотивам какой-либо сказки. Использование игрушек, музыкальных инструментов, игровых атрибутов, аудиозаписей заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. Создать обстановку, соответствующую теме занятия, помогает оформление музыкального зала. Постоянным атрибутом оформления являются макеты деревьев (осенью – с желтой листвой, зимой – «заснеженные»), обозначающие границы «Разноцветной полянки».
Начало занятия (Игра-приветствие) проходит в одной части зала, продолжается – в другой, оформленной, как «Разноцветная полянка».
ОКТЯБРЬ. Занятие 1. «Признаки осени»
Оборудование. Макеты осенних деревьев, осенние листья, тучи с капельками для оформления зала. Карточки с изображением грибов на каждого ребенка для игры. Фонограмма звука ветра. Шаблоны листьев (дубовый, кленовый, рябиновый, березовый, осиновый) из картона для подарка детям в группу.
Задачи. Закреплять с детьми знания о признаках осени: часто дуют холодные ветры, желтеют и опадают с деревьев листья, идут дожди, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Развивать координацию между движением и речью, мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
Учить слышать две части в музыке, менять движение в соответствии с изменением характера музыки.
Воспитывать коммуникативные качества, любовь к природе.
Ход занятия.
Приветствие. Песня-игра «Хэй-хэй» (Журнал «Музыкальный руководитель» 1/2004, стр. 17)
Предложить детям отгадать загадку.
Вот художник, так художник, Все леса позолотил! Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот? (ОСЕНЬ)
- По каким признакам можно понять, что наступила осень, мы сегодня узнаем. Для этого отправимся на Разноцветную полянку.
Звучит фонограмма «Ветер».
- Ребята, что это за звуки? (Ветер) Да, это подул холодный осенний ветер. Ветер бывает разный: легкий, тихий ветерок, а бывает резкий, порывистый. Покажем под музыку слабый ветерок и сильный ветер.
Упражнение «Ветерок и ветер». Музыка Л. Бетховена
(Продолжать развивать у детей навык различать динамические оттенки и отражать их в движении. Развивать умение изменять силу мышечного напряжения.)
Тихая музыка – «шелестят листья на деревьях» (покачиваются кисти рук). Громкая музыка – «качаются деревья» (дети на каждый такт броском сгибают корпус то вправо, то влево).
Фонопедическое упражнение «Ветер северный»
- Теперь покажем, как ветер свистит:
Ветер северный подул – С-С-ссс С деревьев он все листья сдул – С-С-ссс
«Падают листья». Музыка М. Красева (Развивать творческое воображение, внимание.)
- Мы превратимся в осенние листья и полетим на Разноцветную полянку. Музыка закончится, и мы опустимся на землю.
Педагог исполняет первый куплет песни, дети бегут, изображая осенние листья, с окончанием музыки приседают.
- Много листьев облетело с разных деревьев. Расскажем о них.
Пальчиковая игра «Осень»
Ветер по лесу летал, Выполняют плавные движения руками к груди и обратно. Ветер листики считал: По очереди загибают пальцы, начиная с большого Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук.
- Очень приятно шуршат листья под ногами.
«Вальс». Музыка Гречанинова
Дети выполняют скользящий шаг и одновременно произносят Ш-Ш-Ш...
- А как легко дышится здесь! Воздух чистый и свежий.
Дыхательная гимнастика. (Развивать плавный вдох и плавный выдох)
1, 2 – вдох 3, 4 – выдох с произнесением А-А-А 1, 2 – вдох 3, 4 – выдох с О-О-О 1, 2 – вдох 3, 4 – выдох с У-У-У
- Осенью дни становятся короче, Ночи дольше и темней. В серых тучах небосвод,
И все чаще дождик льет.
Дождик, дождик, ты нам нужен, Будем шлепать мы по лужам. (Дети очень выразительно повторяют слова с педагогом)
Упражнение «После дождя». Венгерская народная мелодия
На 1-ю часть музыки дети двигаются по кругу осторожным шагом вокруг воображаемой лужи.
На 2-ю часть – энергично топают в центр «лужи» то правой, то левой ногой, чтобы «брызги летели».
При повторении упражнения на 2-ю часть музыки можно прыгать двумя ногами в «лужу».
- После дождя в лесу вырастает много грибов – съедобных и несъедобных. Вот и мы отправимся по грибы. Кому попадется съедобный гриб, скажет: «Ах!», а кому несъедобный, скажет: «Ох!»
Игра «Кто скорее возьмет гриб». На мелодию «Ах вы, сени» (Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Развивать координацию между пением и движением. Воспитывать выдержку, внимание.)
На полу лежат обручи, внутри каждого – карточки с изображением грибов. Дети стоят вокруг обручей.
Мы идем, идем, идем, мы грибы сейчас найдем Идут вокруг обручей, поют. Под листочком, под травинкой, на пенечке, под осинкой.
Вот гриб, не зевай - Показывают двумя руками на грибы, проговаривая слова. И быстрей его хватай. Хлопают, с окончанием быстро берут гриб.
Кому попался съедобный гриб, говорит: «Ах!», а кому несъедобный, говорит: «Ох!»
- Съедобные грибы положим в корзинку, а несъедобные брать не будем. Для нас они опасны, а для лесных жителей пригодятся. Например, лось мухоморами лечится.
Наше первое путешествие подходит к концу. Давайте, ребята, вспомним, по каким признакам мы узнаем, что наступила осень. (Дети перечисляют.)
Можно всем вместе спеть первый куплет «Осенней песенки». Музыка Л. Семеновой
Листики кружатся, песенку поют, Как желтые кораблики по лужицам плывут. Ветер подгоняет их, за собой маня. Улетают птички в теплые края.
Кап, кап, кап дождинки, целый день стучат. И гулять без зонтика нам не велят.
Детям дарят в группу шаблоны листьев (дубовый, кленовый, рябиновый, березовый, осиновый) из картона для обводки и раскрашивания.
Занятие 2. «По грибы да по ягоды»
Оборудование. Макеты осенних деревьев, осенние листья, тучи с капельками, вырезанные из бумаги изображения грибов для оформления зала. Письмо от Осени в красивом конверте или на осеннем листочке. Демонстрационный материал: грибы, лесные ягоды. Карточки с изображением грибов на каждого ребенка для игры. Плоскостная корзинка в виде наборного полотна с карточками грибов и ягод для подарка детям в группу. Клюква или брусника для угощения детей.
Задачи. Закреплять знания детей о грибах и лесных ягодах.
Продолжать развивать у детей координацию между движением и речью, речевое дыхание, мелкую, общую и артикуляционную моторику. Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии с частями музыки.
Воспитывать коммуникативные качества, любовь к природе.
Ход занятия.
Приветствие. Песня-игра «Хэй-хэй»
Загадка об осени.
Солнышко не хочет землю согревать. Листья пожелтели, стали опадать. Часто дождик льется, птицы улетают. Догадались, дети, когда это бывает? (Осенью.)
Педагог обращает внимание детей на необычное письмо. Читает его:
Щедра я и красива и золотом блещу, И нынче всем на диво гостей я угощу. В лесных моих кладовках – и ягод, и грибов! Ребята, кто здесь ловкий? Кто в лес идти готов?
Дети отвечают: «Мы!»
- По грибы да по ягоды пойдем? (Да!) А хорошее настроение возьмем? (Да!)
Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять, Дети маршируют. Будем весело шагать. По тропиночке пойдем Идут «змейкой» между деревьями. Друг за дружкою гуськом. Ноги выше поднимаем, Идут высоким шагом, перешагивая через «кочки». На кочки мы не наступаем. На носочки встали Бегут на носочках. И к лесу побежали. Маршируют.
Упражнение на развитие переключаемости голосового аппарата
- Хорошо в осеннем лесу! Прилетел легкий ветерок и тихо запел высоким звуком: у-у-у! (Дети повторяют вместе с педагогом)
Громко завыл низким голосом сильный ветер: У-У-У! (Дети повторяют за педагогом)
Покажем под музыку слабый ветерок и сильный ветер.
Упражнение «Ветерок и ветер». Музыка Л. Бетховена
- Ветер принес большую дождевую тучу. Скажем дождику: Дождик, дождик, ты нам нужен. Будем шлепать мы по лужам. (Дети повторяют слова.)
Упражнение «После дождя». Венгерская народная мелодия
Педагог обращает внимание на грибы под деревьями.
- А это что за чудо ряд? (Дети отвечают.) В ряд в лесу грибы стоят.
Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
Меж еловых мягких лап Поочередно протягивают руки вперед, широко раздвинув пальцы. Дождик – кап-кап-кап. Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой. Где сучок давно засох, поднимают к плечам и опускают руки, согнутые в локтях, ладони
развернуты друг к другу, пальцы соединены и выпрямлены. Всюду мох, мох, мох. Сжимают и разжимают пальцы. Где листок к листку прилип, Трут ладони друг о друга. Вырос гриб, гриб, гриб. Постепенно поднимают руки, ладони развернуты вниз. Кто нашел его, друзья? Протягивают руки вперед, ладони развернуты вверх. Я, я, я, я! Показывают ладонью на грудь (4 раза).
Загадки о грибах.
- Соберем грибы в корзинку?
Педагог загадывает загадки, показывая иллюстрации грибов. Ребенок, отгадавший загадку, ставит маленькую карточку в корзинку - наборное полотно.
Этот гриб любимый мой, С ножкой толстой и прямой. Красной шляпкой он накрылся, Под осинкой схоронился. (Подосиновик)
Эти славные сестрички Не едят цыплят. Эти дружные сестрички Рядышком стоят. Словно желтенькие кнопки В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)
Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой. И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой? (Опята)
Вдоль лесных дорожек Много белых ножек. В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай, не мешкай, Это… (Сыроежки)
Этот гриб на белой ножке В красной шапочке в горошек. (Мухомор)
- Мухомор положим в корзинку? Нет, он ядовитый.
Игра «Кто скорее возьмет гриб»
Упражнение на развитие внимания «По ягоды»
Грибы собрали, пора по ягоды идти. Соберем (показывает иллюстрацию ягод. Дети называют) землянику.
Мы шли, шли, шли, Дети идут по кругу друг за другом. Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять! Приседают и «собирают ягоды». Мы идем искать опять. Встают.
В. Волина
Педагог показывает другую иллюстрацию, дети называют ягоду, игра повторяется. Карточки с изображением ягод по ходу игры ставят в корзинку – наборное полотно.
Логопедическая гимнастика (На выработку энергичного сокращения мускулов гортани и глотки, развитие мимических мышц).
- Теперь присядем, отдохнем, ягод поедим:
- Сладкую землянику – имитируют жевание, на лице удовольствие.
- Кислую бруснику - имитируют жевание, лицо сморщить.
- Полезную чернику - имитируют жевание с серьезным выражением лица.
- Все вместе произносят: «Вкусные ягоды!» (Облизнуть кончиком языка верхнюю и нижнюю губу от одного уголка рта до другого).
Игра «Осенние дары»
Дети делятся на две команды. Под веселую музыку одна собирает в корзинку ягоды, другая – грибы.
- Много грибов и ягод собрали, назовем их. (Педагог показывает карточку, дети называют ягоды и грибы.)
Прощаются с Разноцветной полянкой, «садятся на поезд», уезжают. Корзинку с карточками грибов и ягод забирают в группу. Можно угостить детей брусникой или клюквой.
Занятие 3 «У бабушки в деревне» (Овощи и фрукты)
Оборудование. Домик, макеты фруктовых деревьев (яблоня, груша, вишня), овощная грядка (полоска плотной ткани или ковролина, на ней муляжи овощей), фартук и косынка для бабушки, карточки с изображением фруктов, две корзинки, пластмассовые овощи для игры «Собери урожай», шляпа для игры «Пугало», свежее яблоко, разрезанное на дольки.
Задачи. Закреплять знания детей об овощах и фруктах.
Развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие, координацию между движением и речью, пением и движением. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание. Развивать ловкость, мышление, слуховое внимание.
Учить детей отгадывать загадки о фруктах, классифицировать предметы по определенным признакам (месту их произрастания).
Воспитывать в детях трудолюбие, навык взаимодействия и сотрудничества, желание помогать, уважительное отношение к старшим. Поддерживать интерес к исполнению песен на коми языке.
Ход занятия.
Приветствие. Песня-игра «Хэй-хэй»
– Ребята, у бабушки в деревне вырос богатый урожай в саду и в огороде. Поможем ей с уборкой овощей и фруктов? (Да!) Тогда садитесь в автобус, поедем!
«Автобус голубой». Музыка А. Филиппенко
Дети двигаются топающим шагом. В припеве подпевают педагогу: «Би-би-би!», нажимая на воображаемую кнопку ладонью.
- Дальше автобус не проедет, дорогу размыло после дождя. Пойдем пешком.
Дети идут с высоким подъемом ног, повторяют за педагогом слова:
Мы шагаем, мы шагаем, ноги выше поднимаем.
- Вот и бабушка нас встречает. (Педагог надевает косынку и фартук).
- Здравствуйте, ребята. Помощники, видно, приехали? Пойдемте в огород, покажу, что там растет.
Общеразвивающие упражнения «На огороде»
Мы пришли в огород посмотреть, как все растет, Дети маршируют. Как играют в прятки огурцы на грядке. Приседают, закрывая ладонями лицо, встают – открывают Как подсолнухи в картошке Поднимаются на носки, руки - через стороны вверх Тянут к солнышку ладошки. Опускаются, руки – через стороны вниз. Как от утренней росы у бобов блестят усы. Наклоны корпуса вправо-влево, руки на поясе. Как краснеют у забора великаны-помидоры. Повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе. Все растет, все цветет, никому не тесно. Наклоны корпуса вперед, руки в стороны. Приходите в огород – очень интересно. Прыжки на двух ногах с хлопками над головой.
Е. Благинина
- Стали овощи друг перед другом хвастаться. Вот так.
Чистоговорка
Ох-ох-ох – лучше всех горох. Ритмично соединяют большой и указательный пальцы. Ха-ха-ха – это чепуха! Хлопают в ладоши. Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор. Ударяют кулачками по коленям. Овь-овь-овь – сладкая морковь. Хлопают ладонями по коленям. Ла-ла-ла – вкусная свекла. Ритмично сжимают пальцы в кулаки. Оп-оп-оп – душистый укроп. Ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх.
- Поможем бабушке собрать огурцы и помидоры.
Игра «Найди свою корзину»
Под веселую музыку дети бегают по залу. С окончанием музыки раскладывают огурцы в одну корзину, помидоры в другую.
– Помогли бабушке овощи собрать. А давайте для нее песню споем!
Песня «Зарни ар». Музыка Г. Попова
– Чтоб вороны да галки урожай не клевали, стоит в огороде у меня помощник на одной ножке. Догадались кто это? (Пугало)
Игра «Пугало». Музыка Т. Бокач
Дети идут по кругу хороводным шагом, в центре – Пугало (ребенок).
В огороде пугало, пугало стоит. Огурцы нам пугало рвать с грядки не велит. Мы тихонько подойдем Подходят осторожным шагом к пугалу. И огурчиков нарвем.
Пугало. Огурцы нельзя здесь рвать, буду вас я догонять!
Пугало догоняет детей.
– А сейчас мы находимся в саду. Закройте глаза и понюхайте, чем в саду пахнет? (Детям дают понюхать разрезанные яблоки) Правильно яблоками.
Дыхательная гимнастика.
На счет 1,2,3, - вдох. На выдохе сказать: «Ах, как вкусно пахнет!»
Соберем фрукты на компот. А какие фрукты будем собирать догадайтесь.
Перед детьми разложены карточки с изображением различных фруктов, они слушают загадку и выбирают карточку, с изображением фрукта-отгадки.
С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. (Апельсин)
Он почти, как апельсин С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один – Кислый очень, очень. (Лимон)
В садочке есть плод, Он сладок, как мед, Румян, как калач, Но не круглый, как мяч, - Он под самой ножкой Вытянут немножко. (Груша)
Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок. (Яблоко)
Артикуляционная гимнастика. (Сидя на ковре)
- Вкусный получился компот.
Все вместе произносят: «Вкусный компот!» (Облизнуть кончиком языка верхнюю и нижнюю губу от одного уголка рта до другого).
Дидактическая игра «Что сажают в огороде и в саду» (на развитие мышления и слухового внимания)
- Теперь мы знаем, что растет в саду, а что в огороде. Давайте повторим. Я буду называть разные овощи и фрукты, а вы с закрытыми глазами внимательно слушайте. Назову фрукт, поднимайте руки вверх, назову овощ – руки на коленях.
- Как много интересного мы сегодня узнали и сколько полезных дел сделали, порадовали бабушку! Но нам пора возвращаться.
Бабушка угощает детей яблоками. Дети «уезжают»
Занятие 4. По сказке «Репка»
Оборудование. Настольный театр «Репка», апельсин или апельсиновая кожура, карточки с изображением грибов на каждого ребенка для игры, репка для угощения детей.
Задачи. Закреплять знание детей сказки «Репка».
Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, координацию между движением и речью, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, лесных ягодах.
Учить детей отгадывать загадку о знакомой сказке, самостоятельно изменять движения со сменой частей музыки, точно выполнять правила игры, выразительно, эмоционально исполнять игровые образы, петь с хорошей артикуляцией.
Обогащать словарный запас (гербарий).
Воспитывать в детях желание помогать героям сказки, поддерживать интерес к исполнению песен на коми языке, в играх воспитывать выдержку, силу воли.
Ход занятия.
Приветствие. Песня-игра «Хэй-хэй»
Сегодня на Разноцветной полянке нас ждет сказка, а какая, узнаете, если отгадаете загадку.
В этой сказке дедка есть, Бабушка и внучка. Вместе с ними жили кошка, Мышка, псинка Жучка. Мирно жили, не тужили, Не было заботы, Дружно, весело, с охотой Делали работу. (Репка).
Возможно, героям сказки понадобится наша помощь. Поможем? (Да) Тогда превратимся в осенние листья и полетим на Разноцветную полянку.
Педагог исполняет первый куплет песни «Падают листья» М. Красева, дети бегут, изображая осенние листья, с окончанием музыки останавливаются.
Далее все действия сопровождаются показом настольного театра.
- Вот домик, а вот и огород. Чего тут только не растет!
Общеразвивающие упражнения «На огороде»
- Помидоры и огурцы бабка сажала. А вот дед посадил репку.
Чтобы репке подрасти надо дождику пойти.
Все дети говорят слова: «Дождик, дождик, ты нам нужен, будем шлепать мы по лужам».
Упражнение «После дождя». Венгерская народная мелодия
– После дождя репка выросла большая-пребольшая. Вот такая!
Артикуляционная гимнастика. (На укрепление мускулатуры щек.)
- Надуть обе щеки одновременно.
- Перегонять воздух из одной щеки в другую.
Пошел дед репку тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может. Нужны помощники. Позвал дед бабку. А бабка в лес ушла по грибы да по ягоды. Поможем ей собрать полные корзинки.
Игра «Кто скорее возьмет гриб» (в общем кругу) Кому попался съедобный гриб, говорит: «Ах!», а кому несъедобный, говорит: «Ох!»
Грибы собрали, теперь на болото пойдем клюкву собирать.
Игра «По ягоды»
Мы шли, шли, шли клюкву нашли. Раз, два, три, четыре, пять, больше не пойдем искать.
Вернулась бабка домой с полными корзинками. Побежала деду помогать репку тянуть. Тянуть-потянут, вытянуть не могут. (можно предложить детям говорить эти слова всем вместе и имитировать вытаскивание репки из земли). Позвала бабка внучку. А внучка во дворе осенние листья для гербария собирает. (Объяснить детям значение слова «гербарий».)
Пальчиковая игра «Осень»
Собрала внучка листья и скорей бабушке, дедушке помогать. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
Жучка по двору ходила, Жучка носиком водила.
Чем это здесь пахнет? (Дети определяют по запаху фрукт – апельсин.)
Дыхательная гимнастика.
Жучка сказала: «Апельсины я не ем» 1,2,3 – вдох Выдох – «Апельсины я не ем»
Побежала Жучка помогать репку тянуть. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. А кошка с мышкой играет. Кошка - на лавку, Мышка – под лавку. Кошка за мышкой, Мышка от кошки.
Игра «Кот и мыши». Музыка Т. Ломовой
Ребенок-кот сидит на стуле у одной стены. Дети-мыши у противоположной стены – в норке. «Мыши» говорят слова: Три-та-та, три-та-та, Не боимся мы кота.
Под музыку «мыши» приближаются к «коту». На окончание музыки «кот» вскакивает и ловит «мышей», которые стремительно убегают в свою норку.
- Кошка, мышка, скорее сюда бегите, репку тянуть помогите.
Прибежали. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянули репку. От радости стали все петь да плясать.
Песня «Зарни ар». Музыка Г. Попова
Вот и сказке конец, а кто героям сказки помогал молодец!
Детей угощают репкой, дети уходят.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение на интонационную выразительность в сочетании речевых, мимических движений
Упражнение на развитие чувство ритма, мелкую моторику, координацию движения в сочетании с музыкой
Упражнение на развитие мелкой моторики. Согласованное движение руки и речи, чувство ритма в сочетании с музыкой.
Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха под музыку. Упражнение на развитие прослеживающей функции глаза.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Черлакский детский сад комбинированного вида № 7»
План–конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе в рамках образовательной области «Здоровье»
«Путешествие в волшебный лес Радуги здоровья»
Разработала:
воспитатель
Брекало Т.Ю.
Черлак 2017
Тема НОД: «Путешествие в волшебный лес Радуги здоровья».
Программные задачи:
Формировать у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Обогащать представления об алгоритме действий при заболевании.
Активизировать в речи детей слова: Градусник, доктор, лекарство.
Развивать речевые навыки, через логоритмические упражнения.
Формировать умения составлять короткий описательный рассказ, отвечать на вопросы.
Совершенствовать слуховое восприятие.
Формировать умения коллективного взаимодействия. Воспитывать заботливое отношение друг другу.
Ход НОД:
Дети заходят, здороваются с гостями.
Ребята, а к нам ещё в гости пришел колокольчик. (Колокольчик звенит)
Поздороваемся с ним. А знаете, вы ведь не просто здороваетесь, вы желаете при этом друг другу здоровья и хорошего настроения.
Поиграем с колокольчиком в игру «Здравствуй», подарим всем нашим друзьям частичку здоровья.
Упр. «Здравствуй» (Пока колокольчик звенит, дети свободно гуляют, как только замолчит, начинают играть).
Здравствуй, здравствуй милый друг,
Посмотри ка ты вокруг,
Здравствуй, здравствуй, улыбнись,
И друг другу поклонись.
(дети имитируют движения по тексту)
А все ли ваши друзья пришли сегодня в детский сад? Почему?
(кто то заболел).
Колокольчик был в гостях у Глеба, он действительно заболел.
(педагог выставляет на мольберт картинку с больным мальчиком)
Посмотрите, что колокольчик увидел.
Ребята, что случилось с нашим другом? (простудился)
Как вы догадались? (измеряет температуру, перевязано горлышко, пьет лекарство, лежит в постели)
Какое у него настроение? (грустный, печальный)
Ребята, Глеб нам передал картинки, что бы знать, что надо делать, если ты простудился. Посмотрим, что на них?
Ой, колокольчик пока их нес, они все перепутались, соберем их, и узнаем что на них! Давайте разделимся на пары, что бы быстро и дружно собрать картинки, а чья пара вперед соберет, картинку, то сообщит нам, позвонив потихонечку в колокольчик.
(дети парами складывают картинки)
(Педагог проводит словарную работу и ОБЖ по картинкам)
(Градусник, врач, доктор, лекарство, теплый чай, с малиной, медом)
Зачем нужен градусник? Что делает доктор?
Измеряет температуру, доктор лечит.
Ребята помните любое лечение, прописывает врач.
Как вы думаете, если Глеб будет соблюдать все то, что ему прописал доктор, он будет здоров?
Ребята, а что бы не болеть, свое здоровье надо беречь и укреплять, а как же нам его укрепить?
(Звенит колокольчик) Колокольчик нам говорит, что у него есть знакомая радуга здоровья, она то и знает, как нам сохранить здоровье, и не болеть.
Только надо взять колокольчики и громко, громко позвонить.
(Звучит волшебная музыка, из-за ширмы появляется радуга здоровья)
«Здравствуйте, ребята! Я радуга-здоровья! Вы звали меня? Что у вас случилось, чем могу вам я помочь?»
Наш друг заболел, а нам совсем не хочется болеть, мы хотим, что бы наше здоровье было крепким!
Что бы узнать, как сохранить, укрепить свое здоровье, я вас приглашаю, в свой волшебный лес, по своим радужным дорожкам здоровья, а проводит вас мой друг колокольчик.
(Звенит колокольчик, дети идут по массажным дорожкам со словами и имитируют движения в соответствии с текстом)
По тропинке в лес пойдем,
Лужи мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек
Посмотрели мы направо,
Посмотрели мы налево,
Посмотрели вверх на солнышко,
Посмотрели мы на травку,
Ах,
Как красиво!
(Звучит фонограмма леса)
Какой в лесу свежий воздух, Очень полезно дышать свежим воздухом!
(выполняют дыхательную гимнастику 2-3-раза)
Носом-вдох, ртом-выдох со звуком- АХ.
Звенит колокольчик, вот мы и пришли, смотрите, какие здесь пенечки, присядем.
Рычит медведь Э-Э-Э. Кто это?
Да это Медведь! Педагог приглашает ребенка рассказать, кого он видит на картинке, что делает медведь и зачем.
Это Мишка.
Мишка умывается чистой водой с мылом. Что бы быть здоровым, нужно соблюдать чистоту. Каждый день мыться с мылом.
Молодец!
- А вы, ребята каждый день умываетесь?
Чистота-залог здоровья!
Какие правила гигиены вы еще знаете?
Поиграем с Мишкой, походим и порычим как медведи.
Автоматизация звука Э.
Смотрите ребята, а это кто?
Что он делает? (играет с мячом), т.е. заниматься спортом, физкультурой.
Зачем нужно заниматься спортом, физкультурой? (Чтобы быть здоровым).
Физкультура и спорт сохраняют наше здоровье, делают его крепче!!!
-А мы с вами занимаемся физкультурой?
Хотите поиграть с зайкой?
Логоритмика: «Зайка прыгал»
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал, и устал,
Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял.
2 раза.
И услышал зайка тихий, очень тихий звук
Посмотрел, по сторонам в норку прыгнул вдруг.
Кого услышал зайчик?
-Ёжика.
Ёжик собрал фрукты и ягоды. Он везет их на тележке.
Зимой он будет ими питаться, в ягодах и фруктах много витамин.
Зачем ёжику кушать фрукты и ягоды?
Полезная еда-укрепляет здоровье!
(Звенит колокольчик) Ребята, посмотрите колокольчик, радуется, он теперь знает, что надо делать, чтобы оставаться здоровым.
Радуга: Ребята, я думаю вы тоже теперь знаете, как сохранять свое здоровье, что бы не болеть (соблюдать чистоту, заниматься физкультурой и правильно питаться). Ну, а мне пора к другим ребяткам.
Под песенку здоровья вы можете вернуться обратно в группу. До свидания.
Ребятки, вот мы и в группе, мы знаем, как сохранить свое здоровье, а Глеб то не был в волшебном лесу радуги здоровья, как нам ему рассказать, как сохранить свое здоровье, когда он поправится? (написать письмо)
Колокольчик сообщает, что он уже написал.
Картинки со схематическими изображениями. Дети становятся в круг, находят одинаковые схемы, объясняют их, одну часть оставляем в группе, а вторую часть отправляем письмом с Колокольчиком.
До встречи, спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...
Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.
Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...
Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников
В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников коммуникативным умениям...
Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.
Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....
Тимбилдинг -инновационная игровая технология, как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников
Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия межд...