Семейный театр в детском саду
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный театр в детском саду.
Сегодня потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации детей.
Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Развитие такого взаимодействия стимулируется посредством организации на базе образовательного учреждения семейного клуба, семейных праздников, конкурсов, выставок, мастерских, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении.
Одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей может стать семейный театр.
Семейный театр - это конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов), пробуждает интерес к истории и культуре малой Родины.
Наш опыт показывает: в процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральными представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.
С чего начинать организацию совместной театральной деятельности в условиях ДОУ? Как обучать детей и взрослых актерскому искусству?
Поиск ответов на эти вопросы привел нас к необходимости создания творческого проекта «Семейный театр в детском саду».
На первом организационно-исследовательском этапе) нужно было определить исходный уровень воспитательного потенциала семей, уровень творческой активности детей и взрослых (родителей и педагогов); выявить потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок.
В ходе бесед были определены основные формы взаимодействия:
- Совместные занятия детей, родителей и педагогов в театральных мастерских: знакомство с историей театра, театральных кукол, костюмов и пр.; изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организация театральных постановок в детском саду и дома.
- Индивидуальные занятия с детьми, родителями.
- Творческие встречи с театральными коллективами, студиями, режиссерами и актерами.
- Посещение спектаклей с детьми и родителями.
На встречах участники клуба знакомились друг с другом, делились своим опытом приобщения детей к театру в играх и упражнениях.
На этом этапе ведущая роль принадлежит педагогу – специалисту, выполняющему обязанности художественного руководителя, главного режиссера, дирижера и т.д. Так же совместными усилиями педагогов и родителей, бабушек, дедушек, других родственников детей создается атрибутика театрального пространства:
Театральный зал: сцена, занавес, хорошее освещение (люстры, бра, подсвечники, лампы), оборудование (музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон).
Костюмерная: помещение с театральными костюмами, бижутерией с другими необходимыми для спектакля атрибутами.
Гримерная: помещение с большими зеркалами, гримом, париками и т.д.
Фонд театральных кукол, изготовленных из бросового, в том числе нетрадиционного, материала.
Хранилище для декораций, атрибутов дизайна, ширм для настольного, теневого театра.
Театральная библиотека: литература, иллюстрированные альбомы, книжки-театры и т.д.
Передвижные выставки: детские работы, фотоматериалы об уже состоявшихся театральных постановках; семейные театральные газеты.
Театральные уголки (в каждой группе ДОУ): пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театр, фланелеграф, атрибуты к театральным играм и т.д.
На втором поддерживающе – развивающем этапе укрепляется стремление семьи больше узнавать о театральном искусстве, получать новые сведения из истории и культуре родного края, знакомиться с новыми формами проведения досуга в семье. На этом этапе активно развиваются творческие способности всех участников семейного театра на систематических занятиях в театральных мастерских ДОУ с родителями и детьми. Взрослые и дети познавали друг друга на ежегодных традиционных (зимних, весенних, летних, осенних) праздника, в играх, хороводах, основанных на традициях, обрядах севера. Так, семьи воспитанников участвовали в праздниках: «На бабушкином дворе» (осенний сбор урожая), «Новый год на дворе», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица широкая», «Как весна с зимой повстречались», «Праздник Параскевы – льницы», «Северные посиделки». Такие мероприятия помогают овладевать песенным творчеством своего народа, его обычаями и особенностями подготовки к тому или иному празднику.
На данном этапе музыкальный руководитель продолжает выполнять функцию руководителя семейного театра, но не подавляя своими авторитетом участников процесса, а поддерживая их стремление к творчеству. Музыкальный руководитель стимулирует переход родителей от объективной позиции к субъективной, тем самым способствуя их переходу на позицию сотрудничества, а впоследствии – на позицию понимания, осознания и развития своих воспитательных способностей.
На завершающем конструктивно-рефлекторном этапе семьи самостоятельно реализуют собственные творческие проекты как в детском саду (объединение нескольких семей, педагогов), так и дома. Проводиться анализ совместных достижений, исследуется уровень развития воспитательного потенциала семей, оцениваются результаты взаимодействия ДОУ с родителями посредством совместной театральной деятельности. Итогом работы за год является постановка спектакля силами педагогов, детей и родителей, например за последние годы мы поставили такие музыкальные сказки «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод – технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач семейного воспитания:
- гармонизации детско-родительских отношений на всех возрастных этапах;
- переход родителей и ребенка от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и в самостоятельную организацию домашних театральных постановок;
- переходу родителей от «проживания рядом» с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости;
- переход от отдельных театрализованных игр к совместным праздникам в ДОУ и домашним театральным постановкам в кругу близких, родных;
- сближению членов семьи и развитию доверительных отношений с педагогами ДОУ;
- переход от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому содержательному, эмоционально наполненному досугу.
Заключение
Участие в совместной досуговой деятельности помогает повысить уровень воспитательного потенциала семьи, способствовует переходу на более высокий уровень развития семейных отношений.
Родители охотно участвуют в театральных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении сцены, изготовлении элементов костюмов. При подготовке к спектаклю обсуждают с ребенком дома особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля – полученный результат. Дети стали более коммуникабельны, активно участвуют в праздниках, охотно исполняют индивидуальные роли в детском саду и домашних спектаклях.
Проект работы с родителями клуба «Семейный театр».
Цель: проводить работу с родителями с учетом развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной поддержки между педагогами и родителями;
- объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей в пространстве культурно-досуговой деятельности;
- консультировать родителей о возможностях организации культурно-досуговой деятельности как одной из форм развития творческих способностей дошкольников;
- помочь родителям использовать полученные знания в повседневной жизни.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Сроки реализации: один год (подготовительная к школе группа).
План работы с родителями
месяц | Тема заседания клуба | Практическая деятельность |
сентябрь | Составление плана работы. Анкетирование на тему «Любите ли вы театр?» | Изучение репертуара детских театров. Приобретение билетов |
октябрь | Мастер класс для родителей на тему «Как изготовить театральную куклу?» | Изготовление кукол и их презентация. Организация концерта учащихся детской музыкальной школы |
ноябрь | Консультация на тему «Что должен знать дошкольник о том, как вести себя в театре?» | Совместный просмотр кукольного спектакля. Знакомство с режиссером, актерами, театральными помещениями |
декабрь | Консультация на тему «Развитие творческих способностей с помощью речевых игр» | Самостоятельный подбор речевых игр родителями и их демонстрация |
январь | Подведение итого работы клуба за первое полугодие Утверждение сценария и подготовка к спектаклю «Царевна - лягушка» | Оформление фотоальбома «Наши достижения» |
февраль | Консультация на тему «Как организовать домашний театр» | Выбор и инсценировка литературных произведений (сказок стихов и т.д.) родителями |
март | Показ спектакля «Царевна - лягушка» | Подготовка вопросов к педагогам по проблемам театрализованной и музыкальной деятельности |
апрель | Вечер - беседа на тему «Волшебный мир искусства» | Изготовление книжки-самоделки «Как прекрасен этот мир» |
май | Обсуждение предстоящего досуга «Есть волшебная страна, где сказка с музыкой дружна» Подведение итогов работы клуба за год | Изготовление атрибутов и активное участие родителей в досуге. Самостоятельная организация досуга родителями |
Формы работы специалистов детского сада с семьями воспитанников.
«Семейный театр в детском саду»
Музыкальный руководитель
МДОУ №38 «Рыбка»
Чешихина Л.В.. 1 кв.к.
г.Северодвинск
2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Проект «Семейный театр в детском саду»
Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитате...
"Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Для дошкольников...
«СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТР В ДЕТСКОМ САДУ»
Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия ДОО с семьей, объединяющая всех участников образовательных отношений в целях развития воспитательного потенциала семьи....
"Семейный театр в детском саду"
Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьёзные и...
Сценарий занятия кукольный театр в детском саду «Мы идем в театр!»
Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к миру сказок, ...
Сценарий развлечения на тему: Кукольный театр в детском саду «Мы идем в театр!»
Цель: Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к ми...