Перспективный план работы по самообразованию Куркиной Ольги Михайловны Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».
методическая разработка на тему
Перспективный план работы по самообразованию
Куркиной Ольги Михайловны
Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Перспективный план работы по самообразованию
Куркиной Ольги Михайловны
Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».
Составила:
Куркина О.М.
Югорск
2016
Перспективный план работы по самообразованию
Куркиной Ольги Михайловны
Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы»
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. К среднему дошкольному возрасту заметно возрастает активность ребёнка. На протяжение всего дошкольного детства, на ряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитие ребенка имеет познавательная деятельность.
Основная особенность познавательной деятельности: познание объекта ребёнком в ходе практической деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, он прочно и
надолго это усваивает.
Актуальность:
Наше современное общество нуждается в творческих, активных и эрудированных людях. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка - это познание окружающего мира.
Цель:
Формирование у дошкольников представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, через опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Познакомить детей с методом «маленьких человечках».
- Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при работе с различными объектами.
- Развивать познавательные способности детей, через экспериментирование и опытническую деятельность.
- Развивать способности рассуждать и самостоятельно делать выводы
- Воспитывать интерес к неживой природе, активность в познании окружающего мира, бережное отношение к природным ресурсам.
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
-Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
-Исследовать эффективность использования метода МЧ в познавательном развитие дошкольников.
-Использовать в работе с детьми разработанные дидактические игры, методику проведения опытов.
Дата. | Тема | Работа с детьми | С родителями и педагогами |
09.2015г.- 10.2015г. | Создание предметно-развивающей среды | Подбор и изучение литературы. Создание мини лаборатории. | Памятка «Я познаю мир» |
11.2015г.- 12.2015г. | «Что могут глаза, уши, нос, руки, язык». Цель: Систематизация знаний детей о возможностях анализаторов в исследовании свойств объекта. | Дидактические игры «Раз, два, три ко мне беги», «Смени цвет, форму, размер». | Изготовление пособий: морфотаблица, «Наши помощники», карточки «Признаки» |
01.2016г.- 02.2016г. | 1.«Знакомство с человечками твердого вещества». Цель: Дать представление о строение твердого вещества, заменив слово «молекулы» словосочетанием «маленькие человечки». 2. «Дерево и его свойство». Цель: Познакомить со свойствами дерева с помощью анализаторов | Эксперимент. Опыты «Почему бумага рвётся, а ткань нет?», «Сохранение формы», моделирование. ММЧ. Дидактическая игра «Аукцион». Цель: Учить выделять дополнительные ресурсы объекта неживой природы. | Создание копилки «Интересное и необычное в неживой природе». Создание копилки «Дидактические игры по ознакомлению с неживой природой». Создание копилки «Опыты». |
03.2016г.-04.2016г. | 1.«Знакомство с жидкими человечками». Цель: Знакомство с человечками жидкости, сравнение свойств твердых и жидких веществ 2.«Вода в жизни обитателей Земли». Цель: Дать понятие о Мировом океане. Сформировать представление о значении воды в жизни обитателей Земли 3.« Куда делась вода после дождика». Цель: Дать представление о подземных водах. Продолжать учить моделированию явлений неживой природы | Дидактическая игра «Я возьму тебя в плавание, если ты скажешь, что умеет делать вода». Дидактическая игра «Теремок». Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества. Дидактическая игра «Хорошо- плохо». Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные отрицательные стороны. Опыты «Цвет и прозрачность», «Изменение цвета», « Изменение вкуса». | Консультация «Метод «маленьких человечков», что это?». НОД по познавательному развитию «Превращение капельки». |
05.2016г. | 1.«Растворы». Цель: Дать представление о растворах. Применение растворов. Растворение и выпаривание. 2.«Два агрегатных состояния воды (жидкое и твердое)». Цель: Уточнить свойства льда и воды. Дать представление о том, как осуществляется переход из твёрдого в жидкое и наоборот. Продолжать моделировать процессы 2.«Замерзание воды». Цель: Показать замерзание воды. Переход количества в качество. Значение этого явления в природе | Проведение опытов. Дидактическая игра «Давай поменяемся». Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает. Дидактическая игра «Теремок». Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества. Опыт «Испарение капли». | Задание родителям: Схематизация и зарисовка опытов, проведённых с ребёнком дома. |
09.2016г.-10.2016г | 1.«Превращения снежинки». Цель: Формирование у дошкольников представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, через опытно-исследовательскую деятельность. 2.«Почему идёт снег?». Цель: Дать понятие о том, как осуществляется переход воды из газообразного состояния в твердое. Сформировать представление о природе снега. 3.«Все твёрдые вещества могут быть жидкими». Цель: Показать, что все твёрдые вещества могут быть жидкими. Систематизировать знания об агрегатных состояниях. | Дидактическая игра «Перевёртыши». Цель: закрепить умение выделять в объектах и явлениях положительные отрицательные стороны. Дидактическая игра «Снеговая тучка». Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега. Дидактическая игра «Солнышко и льдинки». Цель: Показать переход воды из твёрдого в жидкое. Опыты: «Есть ли воздух в воде?», Есть ли воздух в сахаре?». | Сооружение построек на участке под девизом «Много снега –хорошо». |
11.2016г.-12.2016г. | 1.«Круговорот воды в природе». Цель: Систематизировать знания детей о трёх состояниях воды. Сформировать понятие о том, во что превращается пар, почему идёт дождь. Дать понятие о круговороте воды в природе. 2. Теплопроводность или почему пальто, шапка и варежки в мороз греют. Цель: Расширить представление о том, что одежда сохраняет тепло тела. Сформировать понятие о том, что воздух не пропускает тепло, а также является утеплителем. | Опыт «У воды температура», ММЧ. Дидактическая игра «Город смешанных человечков». Цель: Закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них. Дидактическая игра «Весёлый мяч». Цель: закрепить умение детей легко ориентироваться в твёрдых, жидких и газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят. Обогатить словарный запас детей. | Консультация «Как провести опыт с дошкольником на кухне». |
01.2017г.-02.2017г. | 1.«Знакомство с человечками газа». 2. «Свойства воздуха». Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, без цвета и запаха, имеет вес, может сжиматься и расширяться 3. «Откуда прилетел ветер». Цель: Сформировать понятие о том, почему дует ветер 4. «Воздух – смесь газов». Цель: Познакомить детей с составом воздуха. Уточнить, что для дыхания нам нужен кислород. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ - не пригодный для дыхания. Значение газов в природе. | Дидактическая игра «Хорошо- плохо». Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные отрицательные стороны. Опыты: «Есть ли воздух в воде?», «Есть ли воздух в сахаре?», «Превращения воздушных шариков». Дидактическая игра «Что умеет делать». Цель: формировать умение выявлять функции объектов. | Изготовление плаката «Хотим дышать чистым воздухом». Используя научную и художественную литературу, познакомить детей со способами применения человеком силы ветра, а также с областями применения искусственного ветра Подбор материала к проекту «Чем мы дышим». |
03.2017г.-04.2017г. | 1. «Воздушный океан». Цель: Дать понятие об атмосфере, систематизировать знания о свойствах воздуха. 2.«Чем и как мы дышим». Цель: Дать понятие о газообмене. Сформировать понятие о промышленном загрязнении среды. Воспитывать бережное отношение к природе. | Рассказать детям об атмосфере, о её значении для Земли. Чтение познавательной литературы. Дидактическая игра «Город маленьких человечков». Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества. Опыты. Игры с вертушками. | Открытый просмотр НОД по познавательному развитию. «Подсказки природы». Сообщение «Выявление познавательных интересов у дошкольников». |
05.2017г | 1.«Диффузия». Цель: Познакомить детей с летучими веществами. Сформировать представление о распространении запаха. Дать понятие диффузии. 2.«Нагревание и охлаждение». Цель: Уточнить знания детей о термических свойствах тел – расширятся при нагревании, и сжиматься при охлаждении. 3. «Греет ли шуба, или как Снегурочке попасть в Африку». Цель: Познакомить детей с тепловыми явлениями. Дать понятие о теплопроводности. | Эксперимент: Два мороженого, одно из которых завернуто в одеяло или шубу. ММЧ. Дидактическая игра «Мои друзья – это те, кто может издавать запахи». Опыты: «Разноцветная вода», «Куда делась капля?». Дидактическая игра «Цветные льдинки». Цель: знакомство с явлением диффузии. Опыт «У воды температура» (ММЧ). Опыт№6. Дидактическая игра «Мои друзья-то, что умеет сохранять тепло». |
Литература:
«Шаг в неизвестность» -Т.В.Владимирова . Ульяновск,2001
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» -Л.Н.Прохорова, Москва,2008
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»- Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова, Санкт-Петербург,2009.
«Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы» Т.В.Владимирова, Ульяновск,2002.
«Секреты природы - это так интересно!» - Л.В.Ковинько, Москва, 2004 .
«Почему вода мокрая?» -М.Константиновский,Москва, 1996 .
«Почему земля – магнит?» М.Константиновский, Москва, 1996 .
«Гром и молния» - А.Г.Мадера, Москва, 2000 .
«Моя самая первая книжка о превращениях в природе» -Л.С.Зазнобина, Л.В.Ковенько, Москва, 1992.
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» -Н.В.Веракса, О.Р.Галимов, Москва, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»
Тема: Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности....
Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков
мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....
Мастер-класс для педагогов теме: «Метод маленьких человечков»
Мастер-класс для педагогов «Метод маленьких человечков» как средство развития познавательных способностей детей старшего возраста....
План индивидуальной работы по самообразованию Нукиной Ольги Михайловны
Методическая работа...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ознакомление с явлениями неживой природы»
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию. Безопасное поведение в природеТема «Ознакомление с явлениями неживой природы грозой, громом и молнией»...
План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год
Развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку...