Перспективный план работы по самообразованию Куркиной Ольги Михайловны Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».
методическая разработка на тему

Куркина Ольга Михайловна

Перспективный  план работы по самообразованию

Куркиной Ольги Михайловны

Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Перспективный  план работы по самообразованию

Куркиной Ольги Михайловны

Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».

Составила:

Куркина О.М.

Югорск

 2016


Перспективный  план работы по самообразованию

Куркиной Ольги Михайловны

Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы»

    Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. К среднему дошкольному возрасту заметно возрастает активность ребёнка. На протяжение всего дошкольного детства, на ряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитие ребенка имеет познавательная деятельность.

Основная особенность познавательной деятельности: познание объекта ребёнком в ходе практической деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, он прочно и

надолго это усваивает.

Актуальность:

 Наше современное общество нуждается в творческих, активных и эрудированных людях. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка - это познание окружающего мира.

Цель:

Формирование у дошкольников представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, через опытно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Познакомить  детей с методом «маленьких человечках».
  • Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при работе с различными объектами.
  • Развивать познавательные способности детей, через экспериментирование и опытническую деятельность.
  • Развивать способности рассуждать и самостоятельно делать выводы
  • Воспитывать интерес к неживой природе, активность в познании окружающего мира, бережное отношение к природным ресурсам.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки:

-Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.

-Исследовать эффективность использования метода МЧ в познавательном развитие дошкольников.

-Использовать в работе с детьми разработанные дидактические игры, методику проведения опытов.

Дата.

Тема

Работа с детьми

С родителями и педагогами

09.2015г.- 10.2015г.

Создание предметно-развивающей среды

Подбор и изучение литературы.

Создание мини лаборатории.

Памятка «Я познаю мир»

11.2015г.- 12.2015г.

«Что могут глаза, уши, нос, руки, язык».

 Цель: Систематизация знаний детей о возможностях анализаторов в исследовании свойств объекта.

Дидактические игры «Раз, два, три ко мне беги»,

«Смени цвет, форму, размер».

Изготовление пособий: морфотаблица,  «Наши помощники», карточки «Признаки»

01.2016г.- 02.2016г.

1.«Знакомство с человечками твердого вещества».

Цель: Дать представление о строение твердого вещества, заменив слово «молекулы» словосочетанием «маленькие человечки».

 2. «Дерево и его свойство». Цель: Познакомить со свойствами дерева с помощью анализаторов

Эксперимент.

Опыты «Почему бумага рвётся, а ткань нет?», «Сохранение формы», моделирование.

ММЧ.

Дидактическая игра «Аукцион».

Цель: Учить выделять дополнительные ресурсы объекта неживой природы.

Создание копилки «Интересное и необычное в неживой природе».

Создание копилки «Дидактические игры по ознакомлению с неживой природой».

Создание копилки «Опыты».

03.2016г.-04.2016г.

1.«Знакомство с жидкими человечками».

Цель: Знакомство с человечками жидкости, сравнение свойств твердых и жидких веществ

2.«Вода в жизни обитателей Земли».

 Цель: Дать понятие о Мировом океане. Сформировать представление о значении воды в жизни обитателей Земли

3.« Куда делась вода после дождика».

Цель: Дать представление о подземных водах. Продолжать учить моделированию явлений неживой природы

Дидактическая игра «Я возьму тебя в плавание, если ты скажешь, что умеет делать вода».

Дидактическая игра «Теремок».

Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества.

Дидактическая игра «Хорошо- плохо».

Цель: учить  выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные отрицательные стороны.

Опыты «Цвет и прозрачность», «Изменение цвета»,

 « Изменение вкуса».

Консультация «Метод «маленьких человечков», что это?».

НОД по познавательному развитию «Превращение капельки».

05.2016г.

1.«Растворы».

Цель: Дать представление о растворах. Применение растворов. Растворение и выпаривание. 

2.«Два агрегатных состояния воды (жидкое и твердое)».

 Цель:  Уточнить свойства льда и воды. Дать представление о том, как осуществляется переход из твёрдого в жидкое и наоборот. Продолжать моделировать процессы 2.«Замерзание воды». 

Цель: Показать замерзание воды. Переход количества в качество. Значение этого явления в природе

Проведение опытов.

Дидактическая игра «Давай поменяемся».

Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.

Дидактическая игра «Теремок».

Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества. 

Опыт «Испарение капли».

Задание родителям: Схематизация и зарисовка опытов, проведённых с ребёнком дома.

09.2016г.-10.2016г

1.«Превращения снежинки».

Цель: Формирование у дошкольников представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, через опытно-исследовательскую деятельность.

2.«Почему идёт снег?».

Цель: Дать понятие о том, как осуществляется переход воды из газообразного состояния в твердое. Сформировать представление о природе снега.

 3.«Все твёрдые вещества могут быть жидкими». Цель: Показать, что все твёрдые вещества могут быть жидкими. Систематизировать знания об агрегатных состояниях.

Дидактическая игра «Перевёртыши».

Цель: закрепить умение выделять в объектах и явлениях положительные отрицательные стороны.

Дидактическая игра «Снеговая тучка».

Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега.

Дидактическая игра «Солнышко и льдинки».

 Цель: Показать переход воды из твёрдого в жидкое.

Опыты: «Есть ли воздух в воде?», Есть ли воздух в сахаре?».

Сооружение построек на участке под девизом «Много снега –хорошо».

11.2016г.-12.2016г.

1.«Круговорот воды в природе».

Цель: Систематизировать знания детей о трёх состояниях воды. Сформировать понятие о том, во что превращается пар, почему идёт дождь. Дать понятие о круговороте воды в природе.   

2. Теплопроводность или почему пальто, шапка и варежки в мороз греют. Цель: Расширить представление о том, что одежда сохраняет тепло тела. Сформировать понятие о том, что воздух не пропускает тепло, а также является утеплителем.

Опыт «У воды температура», ММЧ.

Дидактическая игра «Город смешанных человечков».

Цель: Закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.

Дидактическая игра «Весёлый мяч».

 Цель: закрепить умение детей легко ориентироваться в твёрдых, жидких и газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят. Обогатить словарный запас детей.

Консультация «Как провести опыт с дошкольником на кухне».

01.2017г.-02.2017г.

1.«Знакомство с человечками газа».

2. «Свойства воздуха». Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, без цвета и запаха, имеет вес, может сжиматься и расширяться

3. «Откуда прилетел ветер». Цель: Сформировать понятие о том, почему дует ветер

4. «Воздух – смесь газов». Цель: Познакомить детей с составом воздуха. Уточнить, что для дыхания нам нужен кислород. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ - не пригодный для дыхания. Значение газов в природе.

Дидактическая игра «Хорошо- плохо».

Цель: учить  выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные отрицательные стороны.

Опыты: «Есть ли воздух в воде?», «Есть ли воздух в сахаре?», «Превращения воздушных шариков».

Дидактическая игра «Что умеет делать».

Цель: формировать умение выявлять функции объектов.

Изготовление плаката «Хотим дышать чистым воздухом».

Используя научную и художественную литературу, познакомить детей со способами применения человеком силы ветра, а также с областями применения искусственного ветра

Подбор материала к проекту «Чем мы дышим».

03.2017г.-04.2017г.

1. «Воздушный океан». Цель: Дать понятие об атмосфере, систематизировать знания о свойствах воздуха. 

2.«Чем и как мы дышим». 

Цель: Дать понятие о газообмене. Сформировать понятие о промышленном загрязнении среды. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассказать детям об атмосфере, о её значении для Земли.

Чтение познавательной литературы.

Дидактическая игра «Город маленьких человечков».

 Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества.

Опыты.

Игры с вертушками.

Открытый просмотр НОД по познавательному развитию.

«Подсказки природы».

Сообщение «Выявление познавательных интересов у дошкольников».

05.2017г

1.«Диффузия». 

Цель: Познакомить детей с летучими веществами. Сформировать представление о распространении запаха. Дать понятие диффузии.

 2.«Нагревание и охлаждение».

 Цель: Уточнить знания детей о термических свойствах тел – расширятся при нагревании, и сжиматься при охлаждении. 3. «Греет ли шуба, или как Снегурочке попасть в Африку».

Цель: Познакомить детей с тепловыми явлениями. Дать понятие о теплопроводности.

Эксперимент: Два мороженого, одно из которых завернуто в одеяло или шубу.

 ММЧ.

 Дидактическая игра «Мои друзья – это те, кто может издавать запахи».

Опыты: «Разноцветная вода», «Куда делась капля?». 

Дидактическая игра «Цветные льдинки».

Цель: знакомство с явлением диффузии.

Опыт «У воды температура» (ММЧ).

Опыт№6.

 Дидактическая игра «Мои друзья-то, что умеет сохранять тепло».

Литература:

«Шаг в неизвестность» -Т.В.Владимирова . Ульяновск,2001

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» -Л.Н.Прохорова, Москва,2008

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»- Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова,  Санкт-Петербург,2009.

«Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями        неживой природы» Т.В.Владимирова, Ульяновск,2002.

«Секреты природы - это так интересно!» - Л.В.Ковинько, Москва, 2004 .

«Почему вода мокрая?» -М.Константиновский,Москва, 1996 .

«Почему земля – магнит?» М.Константиновский, Москва, 1996 .

«Гром и молния» - А.Г.Мадера, Москва, 2000 .

«Моя самая первая книжка о превращениях в природе» -Л.С.Зазнобина, Л.В.Ковенько, Москва, 1992.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» -Н.В.Веракса, О.Р.Галимов, Москва, 2012            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков

мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который  помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....

Мастер-класс для педагогов теме: «Метод маленьких человечков»

Мастер-класс для педагогов  «Метод маленьких человечков» как средство развития познавательных способностей детей старшего возраста....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ознакомление с явлениями неживой природы»

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию. Безопасное поведение в природеТема «Ознакомление с явлениями неживой природы грозой, громом и молнией»...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год

        Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку...