Мастер-класс для педагогов теме: «Метод маленьких человечков»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Мастер-класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_mmch.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)
Цель: формированиеу детей диалектических представлений о различных
объектах и процессах живой и неживой природы.
В играх и упражнениях с МЧ развиваются мышление, воображение и фантазия, любознательность, наблюдательность, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.
Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.
Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.
В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т.д.).
Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие».
Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.
Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т.е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т.е. испарилась.
Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов.
Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ.
Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками», а при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки).
Затем моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т.д.
На следующем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.
После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.
Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.
Чтобы показать соединение, используют «+», знак «-» используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент. Можно составлять схемы явления с несколькими знаками.
На основе этого метода разработаны игры и упражнения, в которые дети с удовольствием играют, обсуждают предложенные объекты, обучают друг друга.
Игра «Маленькие человечки».
Принцип обычного домино - прямоугольные костяшки домино разделены на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками«-»или «+», а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т.д.). Игроки делят между собой костяшки, устанавливают очерёдность и выстраивают цепочку.
Подвижная игра «Мы - маленькие человечки».
Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень»), не очень крепко держатся за руки, т.е. взрослый может легко эти руки разъединить («бумага»), начинают бегать (слово «пар», «дым», «запах»), стоят рядом, касаясь плечами («вода», «молоко», «сок» и др).
С помощью ММЧ можно обыграть различные режимные моменты, объясняя сущность того или иного процесса или ситуации. Например, вот мыло. Мыльные человечки крепко держатся за руки пока сухие. Крепко прижимаются друг к другу пока между ними никого нет. Но вот мыльные человечки встречаются с водой, с которой они дружат. И начинают плавать, нырять, плескаться, невольно опуская руки и отделяясь от остальных. Сначала они плавают поодиночке, потом некоторые, взявшись за руки, водят в воде хоровод. Посмотрите, какие мыльные пузыри плывут по воде. Но они быстро лопаются, так как руки у мыльных человечков мокрые, скользкие, им трудно держаться друг за друга.
Теремок (сравнение свойств жидкости и твердых веществ).
Учить выделять свойства веществ, находить общее и различное.
Ход игры.
В условном теремке живет какое-то вещество или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.
В: Ты кто?
1-й ребенок: Я вода. Пусти меня в теремок.
В: А я – гвоздь. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
1-й ребенок: Во мне живут маленькие человечки и в тебе живут маленькие человечки. Маленькие человечки держатся за руки.
2-й ребенок: Я – соль. Пусти меня в теремок.
В: А я – сок. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
2-й ребенок: Я твердое вещество, а ты – жидкое. Во мне живут твердые человечки, а в тебе – жидкие. Мои человечки очень крепко держатся за руки, а твои – слабо. Мою форму изменить нельзя, а твою можно.
Теремок (сравнение свойств твердых, жидких и газообразных веществ).
Учить выделять свойства веществ, находить общее и различное.
Ход игры.
В условном теремке живет какое-то вещество (твердое, жидкое или газообразное). Например, воздух. Ребенок, взявший на себя роль одного из веществ, стучится в теремок.
В: Кто там?
Д: Я металл. Пустите меня в теремок.
В: А я – воздух. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Д: Во мне живут маленькие человечки и в тебе живут маленькие человечки. И тебя и меня нельзя сломать[1]*.
В: Я пускаю тебя в теремок, заходи.
Д: Я вода. Пустите меня в теремок.
В: Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Д: В тебе живут газообразные человечки, а во мне – жидкие. Тебя можно сжать, а меня – нет. Ты меняешь объем, а я – нет.
В: Я пускаю тебя, заходи.
Круговорот воды в природе.
Учить объяснять природные явления на примере характеристики действий маленьких человечков. Развивать речь, используя типовые приемы фантазирования и метод эмпатии.
Ход игры.
На большом листе нарисована схема круговорота воды в природе. Дети, взявшие на себя роль маленьких человечков, передвигают их символы по схеме и обыгрывают этапы процесса.
Что чувствуют маленькие человечки? Их действия? Что с ними произойдет дальше?
Примерный рассказ ребенка:
Я – жидкий человечек. Я живу в море. Солнце сильно греет, мне становится жарко. Я отодвигаюсь от своих друзей. Вдруг я оторвался от них, превратился в газообразного человечка и полетел вверх. Наверху дует ветер. Он несет меня и других газообразных человечков куда-то далеко. Вдруг становится холодно, мы хотим согреться и приближаемся, друг к другу, беремся за руки и превращаемся в жидких человечков воды. Мы теперь тяжелые и падаем вниз. Мы – дождинки. Мы упали на землю и потекли ручейками. Я попал в ручеек, который течет к морю. Вот я опять в море. А здесь опять мне стало жарко от солнца.
Что умеет превращаться.
Учить искать объекты, которые могут переходить из одного агрегатного состояния в другое.
Ход игры.
В: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?
Д: Лед, сахар, металлы, воск, парафин.
В: Что умеет превращаться из твердого в газообразное?
Д: Лед, кофе, ванилин.
В: Что умеет превращаться из жидкого в газообразное?
Д: Вода, спирт, духи, бензин.
В: Что умеет превращаться из газообразного в жидкое?
Д: Пар.
В: Что умеет превращаться из жидкого в твердое?
Д: Вода, молоко, лимонад, сок.
Раз, два, три – в свой домик беги.
Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества.
Ход игры.
В трех обручах-домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ и предметов (сахар, вода, лед, пар, молоко, металлические предметы, кирпич и т.д.). По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.
Ходим в гости
Закреплять знания детей о переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое.
Ход игры.
Воспитатель называет вещество, а ребенок, который держит в руках эту картинку, объявляет в какой домик он пойдет в гости. Например:
В: Молоко.
Р: Я, жидкое. Я могу замерзнуть на морозе, поэтому перехожу к твердым веществам.
В: Сосулька.
Р: Я твердая. Я могу растаять, поэтому я пойду в гости к жидким веществам. На морозе я могу испариться, тогда я пойду к газообразным веществам.
Где живут маленькие человечки.
Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Формировать представление детей о разнообразии неживой природы на Земле.
Ход игры.
В трех обручах-домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ. По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.
МЧ ходят в гости.
Закреплять знания детей о переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое. Формировать представление детей о разнообразии неживой природы на Земле.
Ход игры.
Дети получают картинки с веществами и разбегаются по своим домикам (см. игра «Где живут МЧ»). По команде воспитателя дети переходят из домика в домик в соответствии с возможностью изменения агрегатного состояния вещества на своей карточке. Например:
- Я – жидкое молоко. Я могу замерзнуть на морозе, поэтому перехожу к твердым веществам.
- Я – твердая сосулька. Я могу растаять, поэтому я пойду в гости к жидким веществам.
Превращения маленьких человечков
Учить детей подбирать схему изменения агрегатного состояния вещества, происходящего при производстве или использовании некоторых объектов рукотворного мира.
Ход игры.
Ребенок выбирает картинку с объектом рукотворного мира и вставляет ее на первой строке планшета (индивидуального наборного полотна). На второй строке планшета он строит схему изменения агрегатного состояния вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по организации поисково-исследовательской деятельности с помощью метода маленьких человечков во 2 младшей группе.
План разработан опираясь на книгу Т.В.Владимировой "Шаг в неизвестность"...
Перспективный план работы по самообразованию Куркиной Ольги Михайловны Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».
Перспективный план работы по самообразованиюКуркиной Ольги МихайловныТема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы»....
Семинар-практикум для родителей Что это - «Метод «маленьких человечков».
Тема: Что это - «Метод «маленьких человечков».Цель:Повысить педагогический уровень родителей по вопросу «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».Выст...
Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков
мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....
Консультация для педагогов "Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми"
Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьмиВ игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных пр...
Метод маленьких человечков средство развития познавательной активности ребенка дошкольника.
Метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стим...