ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Прежде чем давать ребёнку знания,
надо научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В.Сухомлинский
1. Актуальность проблем экологии в системе дошкольного образования и воспитания детей.
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценности природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
В этих условиях экологическое воспитание во всех звеньях непрерывного образования приобретает приоритетное значение.
Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем не заменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получат возможность критически осмыслить полученную информацию.
Таким образом, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
2. Влияние природы на разностороннее развитие детей.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде, в той или иной форме, соприкасаются с неживой природой. Движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы после летнего дождя, радуга – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.
О значении природы в экологическом воспитании детей много писали классики педагогики. Особенно, большую и почётную роль отводил ей К.Д.Ушинский. «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, - писал он, - и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью…».
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решить задачи разностороннего – умственного, эстетического, нравственного и физического – развития детей.
2.1. Значение природы в умственном развитии детей.
Какое же значение имеет природа в умственном развитии детей?
Ознакомление детей с неживой природой - это, прежде всего, средство образования в их сознании конкретных знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Исключительно большое значение имеют ознакомление с природой и постоянные наблюдения в ней для развития речи и логического мышления. Вот как высказывался об этом К.Д.Ушинский:
«Основание разумной, чисто человеческой, речи заключается в верном логическом мышлении, а верное логическое мышление возникает не из чего иного, как верных и точных наблюдений… Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Систематическое ознакомление с объектами и явлениями природы развивает у детей наблюдательность и внимание, интерес и любознательность.
Умение наблюдать – важное качество. В процессе наблюдения, дети учатся улавливать связь и причинные зависимости между предметами и явлениями.
В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, чрезвычайное развитие которого И.П.Павлов считал характерной особенностью человека. У детей трёхлетнего возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: «Что это?», «Почему?». Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым.
2.2. Роль ознакомления детей с природой в нравственном и
эстетическом воспитании.
Природа не только храм здоровья, но и источник эстетического наслаждения.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где живёшь. Величайшие писатели, поэты, художники, композиторы, учёные создали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы. Она вызывала у них творческое вдохновение, помогала овладеть высотами в науке и искусстве. Вдохновенно и предано любили природу наши русские писатели – С.Т.Аксаков, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский и многие другие. И если невозможно научить людей так же выражать свою любовь к природе, то можно научить их сопереживать этой любви, открыв человеку глаза на прекрасный мир природы, воспетый этими писателями.
2.3. Физическое развитие детей в процессе ознакомления с природой.
Движения на свежем воздухе во время ежедневных прогулок и наблюдений в природе, прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми и жизнерадостными. На прогулках и экскурсиях дети вдыхают чистый воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахами цветов и трав, что оздоравливает их организм.
Приобретают и развивают физические качества, мелкую моторику на занятиях с использованием природного материала (дорожки «Здоровья»).
Использование природных факторов - солнца, воздуха и вода –способствуют закаливанию детского организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе
В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...
семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»
Тема: Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...
"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"
В данной публикации я представляю проект по формированию навыков здорового образа жизни во второй младшей группе, который является выпускной аттестационной работой по профессиональной пере...
РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Темп развития речи детей зависит от условий воспитания,и главным образом продолжается от непосредственных воздействий взрослых.В педагогике имеются технологии ,направленные на развитие речи детей. Из ...
игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни
игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...
"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни".
Воспитание есть ни что иное, как привычка. Жан Жак Руссо Известно, что самые прочные привычки, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка пол...
игры по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни на развитие пространственной ориентации
развитие пространственной ориентации у детей младшего дошкольного возраста...