Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master_klass.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ
Тема: Метод Маленьких Человечков
Цель: познакомить присутствующих педагогов с некоторыми методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения, побуждать взять на вооружение предложенный опыт.
Задачи: 1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.
2. Укреплять субъективную позицию педагогов.
3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
План мастер – класса:
1. Рассказ о методе ТРИЗ-технологии (Моделирование Маленькими Человечками), используемом в практике.
2. Моделирование на взрослых использования данного метода.
Модель взаимодействия в процессе проведения мастер-класс: «педагог - педагоги»
Оборудование: схемы твёрдых жидких газообразных веществ,
материал для проведения опытов, бутылка лимонада.
Уважаемые коллеги, скажите, как можно изобразить бутылку лимонада без бумаги, карандашей, красок, жестов? Сегодня мы с Вами это сделаем в конце мастер класса, используя метод, который я хочу представить вашему вниманию.
Этот метод помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. Этот метод позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Называется он - Моделирование Маленькими Человечками Суть метода ММЧ состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность. Итак,
Только сегодня и только сейчас,
Только у нас и только Вам
Я предлагаю с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства.
Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей.
„Сказка про маленьких человечков"
(чтение сказки сопровождается показом схем)
«Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов. Так теперь и живут маленькие человечки. В твердых веществах они крепко держатся за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают».
Скажите Вам интересно узнать, где живут разные маленькие человечки?. Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию. (3-5 человек) Подходите к столам.
Рассмотрим, что же здесь находятся за предметы ( ваза, кубик, тарелка).
Давайте попробуем отделить часть от целого (дети проводят эксперимент - не выходит) .
В.: Почему у вас не получилось?
Д.: Потому, что предметы твердые.
В.: Какие человечки живут в твердых предметах?
Д.: Те, которые крепко держатся за руки.
В.:. Составьте схему твердого вещества
Давайте пойдем дальше. Что мы видим здесь?
Д.: Стакан с молоком; водой; соком.
В.: Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков? (Экспериментальная работа. Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую.)
В.: Как ведут себя человечки в жидкости?
Д.: Стоят рядом, опустив руки.
В.: Составьте схему жидкости.
В.: Сейчас я Вам покажу , где живут человечки, которые не стоят на месте. Поставьте перед собой ладоши и помашите ими на себя. Чувствуете, как кто-то стучит вам по щекам? Это маленькие человечки собрались в кучку и стучат вам по щечкам. А вот в этих конвертиках, тоже живут человечки. Откроем конвертики и вы их почувствуете.Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в середине конвертиков?
Д.: Мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем запах.
В.: Как называется это вещество?
Д.: Газообразное.
В.: Составьте схему газообразного вещества.
В. Спасибо. Проходите на свои места. Кто ещё хочет поучаствовать в экспериментах? (Выходят остальные участники). Проходите, пожалуйста, становитесь в круг и выполняйте движения, соответствующие моим командам. Итак, я вас превращаю
- в воздух
- в жидкость
- в твердый предмет (все выполняют движения)
Теперь усложним задание:
- вы – стол,
- вы – сок,
- вы - дым костра.
В.: Молодцы, вы все правильно выполняли.
. Дидактическое упражнение " " Покажи бутылку лимонада"
Я думаю, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков.
Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки. ?Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.
Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.Уважаемые коллеги! Не бойтесь и попробуйте провести такое занятие с детьми! Уверяю вас - это интересно!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Лесная полянка»
Мастер - класс
Тема: «Формирование навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ
Провела воспитатель:
Долидович С. Л.
г. Прокопьевск
2017 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"
Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной и творческой активности детей посредством создания игровой мотивации»
ТЕМА МАСТЕР КЛАССА "Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста при проведении образовательной деятельности посредством создания игровой мотивации." Цель мастер-класс...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
Мастер-класс для воспитателей ДОУ(1 слайд)«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...