План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год
материал (младшая группа)

Макарова Ирина Владимировна

          Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку  ощущение принадлежности своей земле,  своему народу. Считаю, что погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы по самообразованию 35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Вылковский детский сад «Колосок» структурное подразделение

МБОУ Вылковской СОШ

        «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Вылковской СОШ

________________ /Л.В. Коломеец/

Приказ № 248 от 31. 08.2023г.

 План работы по самообразованию                   Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей  дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»   вторая младшая группа                                      на 2023/2024 учебный год

  Воспитатель: Макарова    

                                                         Ирина Владимировна

                                           Вылково 2023 г.

Пояснительная записка.                                                    

                                              Актуальность  темы

Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить  отношения с близкими людьми и товарищами по группе,  сочувствовать чужому горю

 Следовательно, необходимо дать эти знания  и умения детям, воспитать  их  в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей  больше внимания.

         Мы, взрослые, должны  развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку  ощущение принадлежности своей земле,  своему народу. Считаю, что погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.

Цели и задачи

 Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста путем формирования базовой культуры поведения  и нравственных ценностей

Задачи .

  • 1.Изучить литературу по теме самообразования.
  • 2. Разработать  плана работы на год.
  • 3. Пополнить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • 4. Разработать:  мини музей села Вылкова, лэпбук 23 февраля, поздравительный фильм для родителей от детей,  проект «В гостях у сказки»
  • 5.Подобрать консультации для родителей по данной тематике.
  • 6. Разработать  цикл конспектов занятий, бесед  по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников.
  • 7. Подобрать  детские художественные произведения.

                                            Планируемые результаты  

  •  ребенок умеет разбираться в системе нравственных понятий, имеет представление о ближайшем социальном окружении;
  • знаком с  музыкальным фольклором в рамках программы; умеет слушать и петь некоторые русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять простые движения русских народных танцев;
  • декламирует русские народные   песенки, потешки, сказки;
  • знает  русские народные игры, считалки;
  • знаком с  некоторыми традициями, обрядами  праздников;
  • отрицательно относится к грубости, жадности, умеет играть не ссорясь, помогает другим ребятам;
  •  внимательно относится к родителям, близким людям; уважает  труд взрослых;
  •   накопил, пусть небольшой, опыт доброжелательных взаимоотношений.

                             

                         Список используемой литературы по теме самообразования.

  • «Наследие» Навицкой М.Ю.  Мозаика – Синтез, Москва, 2010
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  • Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований» Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  • Дыбина О.В. «ФГОС. Ознакомление с предметным и социальным окружением.2 младшая группа» Мозаика – Синтез, Москва, 2014
  • Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
  • Автор-состовитель Т. Д. Пашкевич Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: современная деятельность, развивающие занятия. – Волгоград: Учитель, 2014.
  • Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  • Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
  • Потапова Т. В. Беседа о профессиях с детьми 4 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
  • Детская литература, 1994
  • Елисеева Л.Н.  Христоматия для маленьких. - М: Просвещение, 1982

  1. Работа с детьми.

Сроки реализации

РАЗДЕЛ

Форма, название мероприятия

ЦЕЛИ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

  1. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

2.Рассмотривание альбома на тему «Детский сад»

3.Беседа «Кого мы называем добрым и честным?».

4.Чтение песенок, потешек  о детях.

5. Знакомство с трудом работников детского сада через игру.

  • Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.
  • Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.
  • Воспитывать в детях желание быть добрым и честным
  • Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Октябрь

«Я и моё имя»

  1. Беседа «Для чего человеку имя?» «Кто я такой?»
  2. Игра «Назови ласково».
  3. «Полное» и «неполное» имя.
  4. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».
  5. Сказка «Колобок»

(театрализация)

  • Развивать представление детей об имени, что означает имя каждого.
  •  Помочь осознать свою индивидуальность
  • Учить выражать свои чувства словами
  • Побуждать детей ласково называть членов своей семьи.
  • Дать представление о том, что непослушание может стать источником большой беды.

Ноябрь

«Моя семья»

  1. Рассказы детей о членах своей семьи.
  2. Выставка семейных фотографий.
  3. Заучивание потешек,   о семье.
  4. Проблемная ситуация -  «Бабушка болеет»
  5. «Петушок и его семья» игра – драматизация.
  • Знакомить детей  понятиями «семья», «Члены семьи», функциями семьи.
  • Продолжать знакомить с народным фольклором.
  • Учить заботиться о близких.

Декабрь

«Мой дом,

моя крепость»

  1. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»
  2. Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

3.Знакомство детей с жилищем русского человека, предметами быта

4.Беседа «Рождество. Что это?»

  • Воспитывать умение отличать хорошие поступки от плохих, формировать отрицательное отношение к грубости, злу, жадности.
  • Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

  • Разъяснить понятие

«горница», рассказать об ее устройстве; рассмотреть русскую печь, утварь которой пользовались в старину.

  • Поддерживать интерес

и уважение к семейным традициям, желание в них участвовать.

Январь

«Мои друзья.

Этика взаимоотношений»

  1. Беседа  «С кем я дружу»,

Игры «Ласковые слова», «Я тебя прощаю».

  1. Разыгрывание ситуации

«Ссора. Как помириться?».

  1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

 4 .Беседа: «Дразниться нельзя -это обидно»

  • Развивать представление о том, что такое дружба.
  • Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.
  • Учить различать эмоции, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям.

Февраль

«Наши защитники»

  1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
  2. Рассматривание альбома «Военная техника»
  3. Изготовление подарков для пап.
  4. Пение песен, заучивание стихов об армии.

  • Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.
  • Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
  • Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

Март

«Моя мама»

  1. Беседа с детьми о своих мамах.
  2. Изготовление подарков для мам.
  3. Игра – посиделки

 «Ладушки в гостях

          у бабушки».

  1. Пение песен, чтение стихов о маме.

  • Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.
  • Формировать у детей

понятие о русском

фольклоре: песнях, играх,

потешках, воспитывать

 любовь к устному

народному творчеству.

  • Воспитывать уважение

К женщинам, желание оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Апрель

«Наша Родина – Россия»

  1. Рассматривание фотоальбома «Мое село»
  2. Рассматривание альбома кукол в русских национальных костюмах
  3. Беседа «Дорого яичко к пасхальному дню», раскраска «яиц» к празднику.
  4. Сказка

    «Курочка Ряба на

      новый лад»

  • Знакомить с понятиями «улица», «адрес».
  • Воспитывать любовь, уважение к своей улице, своему селу.
  • Закрепить знание детей о природе России, о русском национальном костюме.
  • Знакомить  с русскими православными праздниками
  • Прививать любовь к Родине.

Май

 «Моя страна»

1. Беседа  о семье, о доме, о родном селе, о Родине.

2. Экскурсия к памятнику погибшим воинам.

3.Рассматривание картин с изображением природы разных климатических зон

4.  Заучивание стихотворения и песни о  Родине

5.Сказка «Маша и медведь»

  • Знакомить с понятиями «страна», «Родина»
  • Формировать представление о взаимосвязи: семья-село-страна и обобщенном понятии слова «Родина»
  • Дать представление об обширности родной страны, о

ее многообразности природных зон.

  • Прививать интерес к русской народной сказке, учиться оценивать поступки героев, желание сопереживать им.

                                           3.Работа с родителями

Сроки реализации

Форма, название мероприятия

                        Цель/содержание

Сентябрь

Оформление стенда по правам ребенка

Познакомить родителей с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей;

Октябрь

Сказка «Колобок »

Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации

Консультация

«Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.

Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка.

Ноябрь

Праздник «Мамин праздник»

Выставка «Мамин труд я берегу, помогаю чем могу!»

Способствовать формированию любви и чувства привязанности к самому родному человеку – маме.

Декабрь

 Консультация

«Роль отца в воспитании детей»

Дать родителям представления о значимости полной семьи и роли отца для полноценного воспитания ребенка.

Январь

Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Человек начинается с детства»

Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка, за воспитание у ребенка любви к родному краю, к своей стране.

Февраль

Досуг «Масленица»

Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов

Привлечение  родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.

Март

Досуг «Мисс Бабушка».

Совместное чаепитие.

Выставка «Бабушкины руки»

Способствовать формированию любви, заботливого отношения к бабушке, дать детям возможность взглянуть на бабушку другими глазами.

Апрель

Сказка

«Курочка Ряба на новый лад».  Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации.

Памятка

 «Как приучить ребенка к труду»

Привлечение  родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.

Дать родителям советы по привлечению детей к трудовой деятельности.

Май

Консультация

«Влияние сказки на развитие детей»

Выставка «Моя любимая сказка»

Показать родителям, как на примере сказочных героев формировать у детей нравственные понятия, как научить различать добро и зло, научить оценивать не только чужие, но и свои поступки.

Сроки реализации

Центр ППРС

Описание центра, нововведения

Цель/содержание

Сентябрь

Центр коммуникации и кругозора

Фото альбом  Фотографии детей нашей группы в разных видах деятельности;

Картотека потешек

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Октябрь

Центр коммуникации и кругозора

Фотографии детей и членов  их семей.

Альбом для записи рассказов детей

Создать условия для осознания  своей индивидуальности.

Учить выражать свои чувства словами

Побуждать детей ласково называть членов своей семьи

Ноябрь

Центр коммуникации и кругозора

Центр «Мир книги»

Фотографии  детей и членов  их семей.

Атрибуты для праздника

Стихи, рассказы о маме

Создать условия для радостного , эмоционального восприятия праздника; для воспитания нежного трепетного отношения к матери.

Декабрь

Центр коммуникации и кругозора

(Патриотический уголок)

Старинные предметы домашнего обихода

Создать условия для поддержания интереса

и уважения к семейным традициям, желание в них участвовать.

Январь

Музыкальный

 центр

Аудиозапись песен о дружбе, видеозапись мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», иллюстрации и изображением эмоционального состояния

Создать условия для различения эмоций, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям.

Февраль

Центр коммуникации и кругозора

Центр творчества

Музыкальный

 центр

Тематические альбомы: «Наши воины», «Богатыри земли русской»

Картина Васнецова «Три богатыря»

Оформить лэпбук «23 февраля»

Фотографии отцов

Раскраски, материал для поделок

Атрибуты для праздника «Масленица»

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Дать возможность сделать подарки для пап своими руками.

Создать условия для поддержания  интереса

и уважения к народным традициям, желание в них участвовать.

Март

Музыкальный

 центр

Центр «Мир книги»

Центр творчества

Атрибуты для праздника с чаепитием,

Картотека стихов о маме, о бабушке

Материал для поделок

Создать условия для радостного эмоционального восприятия праздника; для воспитания доброго, заботливого  отношения к матери и бабушке

Апрель

Центр коммуникации и кругозора

Музыкальный

 центр

Тематический альбом «Мое село»

Настольный театр: куклы в национальных костюмах,

Иллюстрации на тему Пасхи;

Атрибуты к сказке

Создать условия для воспитания любви к своему селу. Для получения  знаний детей о природе России, о русском национальном костюме. Для знакомства  с русскими православными праздниками

Прививать интерес к театральной деятельности.

Май

Центр коммуникации и кругозора

Музыкальный

 центр

Тематические альбомы «Моя Россия», «Дорогами войны»

иллюстрации с изображением природы разных климатических зон.

Атрибуты к сказке 

Создать условия для формирования  представлений  о взаимосвязи: семья-село-страна и обобщенном понятии слова «Родина»

 об обширности родной страны, о многообразности природных зон.

Прививать интерес к театральной деятельности.

  1. Итоговый анализ результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей II младшего дошкольного возраста (обобщение по теме).

  1.  Проведение итогового мероприятия по теме: презентация в форме виртуальной экскурсии по селу Вылково.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».

Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...

Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Ведущая педагогическая идея     Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...

Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...