Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».
проект на тему

Проект.

Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

 

Актуальность.В настоящее время не только для России, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Нарушения зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска. Но дети с отклонениями в развитии не остаются без внимания. «Закон об образовании в Российской Федерации» предусматривает открытие в дошкольной организации компенсирующих групп, где оказывается квалифицированная помощь по преодолению недостатков в развитии. Основной задачей педагогов любого коррекционного учреждения является  обеспечение социализации воспитанников. Для этого необходимо научить детей ориентироваться в обществе, обеспечить потребность в общении: научить общаться, развивая речь и неречевые навыки общения.Длядетей с нарушениями зрения – даннаяпроблема  наиболее актуальна,т.к. зрительная патология также вносит в развитие речи детей свою специфику. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71»

Составила учитель-дефектолог Бикмухаметова Ирина Аркадьевна.

Проект.

Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

Актуальность. В настоящее время не только для России, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Нарушения зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска. Но дети с отклонениями в развитии не остаются без внимания. «Закон об образовании в Российской Федерации» предусматривает открытие в дошкольной организации компенсирующих групп, где оказывается квалифицированная помощь по преодолению недостатков в развитии. Основной задачей педагогов любого коррекционного учреждения является  обеспечение социализации воспитанников. Для этого необходимо научить детей ориентироваться в обществе, обеспечить потребность в общении: научить общаться, развивая речь и неречевые навыки общения.Длядетей с нарушениями зрения – даннаяпроблема  наиболее актуальна,т.к. зрительная патология также вносит в развитие речи детей свою специфику.

Цель: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития  детей с нарушениями зрения  6-7 лет.

Задачи:

- создание единого речевого пространства всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;

- коррекция звукопроизношения и развитие всех компонентов речи и неречевых средств общения;

- развитие речевого творчества;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности  как предпосылки обучения грамоте.

        Вид  проекта: творческий смешанного типа.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги и специалисты ОУ, родители.

Этапы развития проекта:

1 этап проекта – педагогический мониторинг, сотрудничество с педагогами и родителями. Этап направлен на:

- выявление уровнясформированности речи ребенка, зоныего ближайшего развития, степени зрительной патологии, особенностей зрительного восприятия и уровня развития компенсаторных механизмов;

-  активизацию позиции родителей и педагогов по вопросам формирования правильной речи и повышения компетентности по разделам развития и коррекции речи.

2 этап – включает два блока:

-обучающе-развивающий, включает работу по коррекции и развитию речи, речевых и неречевых навыков общения, обучению грамоте.

 – творческий, обеспечивает развития творческих способностей детей.

3 этап – два блока:

- тематическая неделя «Праздник правильной речи»;

- мониторинг речевого развития детей, опрос родителей.

Длительность: сентябрь - апрель

Пояснительная записка. Несмотря на то, что в детских садах процесс развития речи дошкольников носит целенаправленный  и систематический характер и направлен на развитие всех ее компонентов, в последнее время речь находится под стихийным, часто негативным влиянием зрительной наглядности: избытка иллюстраций в книгах, видеофильмов, фильмов и мультипликационных фильмов, телевидения, компьютерных игр. Увеличение нагрузки на зрительное восприятие уменьшает время общения, как взрослых с детьми, так и детей между собой. Кроме того, снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и  грамматического содержания речи, а также отмечается спад культуры общения, в том числе потеря интереса к чтению (слушанию), что также негативно сказывается на речевом развитии.

Ребенок все меньше и меньше времени проводит в обществе взрослых (все больше у телевизора, за компьютером), редко слышит рассказы и сказки из уст мамы и папы. Все это способствует возникновению следующих проблем в речевом развитии ребенка:

•        односложность речи («ситуативная» речь).

•        неспособность грамматически правильно построить предложение.

•        бедность речи (недостаточный словарный запас).

•        замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.

•        бедность диалогической речи: неспособность правильно формулировать вопрос, построить ответ.

•        неспособность построить монолог: пересказывать тексты или составлять рассказы.

•        отсутствие культуры речи: неумение пользоваться интонацией, регулировать громкость голоса, темп речи и другое.

•        плохая дикция.

Зрительная патология так же вносит в развитие речи детей свою специфику, которая проявляется:

- в нарушениях звукопроизношения, так как ребенок не может визуально отражать артикуляционные движения;

- в ограниченной возможности  использования детьми неречевых средств общения - мимики, пантомимики, интонации, которые являются неотъемлемыми компонентами устной речи;

- в отставании усвоения грамматических форм языка (понимание и использование предлогов в связи с нарушениями пространственной ориентировки);

- в трудностях накопления словарного запаса, вследствие ограничения количества воспринимаемых объектов и затруднении выделения существенных свойств и качеств  предметов.

Так, нарушения зрения осложняют формирование как вербального, так и невербального общения. Зрительная патология отрицательно сказывается на чувственной стороне речи, обедняет смысловую сторону слова и затрудняет его понимание.

 Дети усваивают язык, подражая речи окружающих. Но многие взрослые не всегда помнят об этом и часто пускают процесс развития речи на самотек или полностью полагаются на детский сад, считая, что планомерные занятия в детском саду помогут дошкольнику в этом нелегком деле.

Мы считаем, что для того, чтобы улучшить положение, необходимо изменить:

- позицию ребенка к речевому развитию (воспитывать у ребенка интерес к речевой деятельности);

- позицию педагогов и родителей (повышать компетентность по данной проблеме, побуждать к сотрудничеству по данному вопросу).

Учитывая возрастающую распространенность проблем в развитии речевой деятельности, актуальной является разработка методических обоснований и практического материала, направленных на профилактику нарушения речи и одновременное развитие речевых возможностей детей.

Таким образом, развитие речи – одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве и должно рассматриваться как общая проблема воспитания.

План работы по реализации проекта

п/п

Мероприятие

Категория участников

Сроки

выполнения

Работа с детьми

1

Работа с педагогами  

Составление маршрута обучения.

Воспитатели, учителя-дефектологи, педагог психолог

Сентябрь

Работа с родителями

Анкетирование родителей по проблеме

Воспитатели

Работа с детьми

Мониторинг уровня речевого развития и развития неречевых навыков общения.

Учителя-дефектологи, воспитатели

2

Работа с педагогами

Семинар «Речь как средство общения и культуры»

Учителя-

дефектологи

Октябрь

 Работа с родителями

Родительское собрание:

- задачи развития детей подготовительной к школе группе;

- ознакомление с индивидуальными маршрутами обучения.

Воспитатели, учителя-дефектологи

Работа с детьми

Фронтальные занятия по развитию речи и обучению грамоте, индивидуальная и подгрупповая работа по коррекции речи и развитию неречевых средств общения

Учителя-дефектологи, воспитатели, педагог--психолог

В течении года

3

Работа с педагогами

Конкурс «Создание коррекционно-развивающей среды в группах с детьми с нарушениями зрения»

Директор ОУ, старший воспитатель, учителя-дефектологи, воспитатели.

Ноябрь

Работа с родителями

Лекторий «Речевой этикет в семье»

Учителя-дефектологи

Работа с детьми

Знакомство

с народными играми

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

4

Работа с педагогами

 Консультация «Развитие фонематического восприятия»

Учитель-логопед

декабрь

Работа с родителями

«День открытых дверей»

Все педагоги

Работа с детьми

Знакомство

с пословицами, поговорками.

Воспитатели

5

Работа с педагогами

КВН  «Говорит – словно реченька журчит»

Учителя-дефектологи,

учитель-логопед

Январь

Работа с родителями

Семинар-практикум «Что нужно знать при разучивании стихов»

Работа с детьми

Развитие навыков общения.

Педагог-психолог

6

Работа с педагогами

Логоритмические игры и ритмические упражнения, как средство развития правильной речи.

Воспитатель логоритмики

Февраль

Работа с родителями

Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы по развитию речи и формированию общения.

Старший воспитатель.

Работа с детьми

Развитие неречевых навыков общения

Учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог

7

Работа с педагогами

Анкетирование

Старший воспитатель.

Март

Работа с родителями

Беседа, практические рекомендации «Познание окружающего мира»

Учителя-дефектологи

Работа с детьми

Театрализованная деятельность

Музыкальный руководитель, воспитатели.

8

Работа с педагогами

Тематическая неделя «Праздник правильной речи»

Все педагоги

Апрель

Работа с родителями

Работа с детьми

Структура тематической недели «Праздник правильной речи»

Работа с родителями: Круглый стол «Развитие творчества у детей». Составление рассказа по методу С.Френе.

Работа с педагогами:Деловая игра «Способы сочинения сказок»

Работа с детьми:

Обучающе-развивающий блок:

  1. образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению

                       грамоте) «Путешествие с город звуков и букв»

  1. образовательная область: физическое развитие, познавательное развитие. Спортивно–интеллектуальное  развлечение«По дороге слов»
  2. образовательная область: речевое развитие. Занятие«Ознакомление с художественной литературой + Развитие общеречевых навыков «В гостях у Эха»
  3. образовательная деятельность:познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Комплексное занятие «Остановка у речки Грамматейки»

Творческий блок:

  1. Досуг «В гостях у сказки»
  2. Игра- занятие «Сочинение сказки методом Бином фантазии»
  3. Игра- занятие«Сочинение рекламы»

Реализация проекта:

1 этап проекта – педагогический мониторинг, сотрудничество с педагогами и родителями.

Педагогический мониторинг показалуровень развития ребенка в разных образовательных областях и позволил определить зону его ближайшего развития. Медицинское обследованиеопределило степень зрительной патологиидетей,психолго-педагогическое обследование по разделам коррекционной программыпозволило сделать выводы об особенностяхзрительного восприятия воспитанников и уровне развития компенсаторных механизмов. Этопомогло нам выбрать маршруты сопровождения детей, составить  перспективные планы работы по развитию и коррекции речи.

Работа с родителями была начата с анкетирования. Анализ анкетирования показал, что родители готовы к сотрудничеству. Большинство (87%) опрошенных родителей считают педагогов наиболее важным источником информации по развитию речи ребенка и формированию навыков общения, которому они доверяют. Но при этом степень «включенности» родителей в образовательный процесс оставалась крайне низкой. Для активизации позиции родителей были предложены темы для обсуждения, наиболее интересующие их. При отборе тем сотрудничества учитывались следующие принципы:

 - принцип активности родителей (по запросу);

- принцип значимости (актуальность на данном этапе).

Формы работы с родителями

№ п/п

Тема

Форма проведения

Всего выборов

1

Готовим руку к письму.

Консультация

2

Создание в семье условий для развития словотворчества.

Круглый стол

3

Речевой этикет в семье.

Лекторий

4

Роль семьи в развитие речи детей.

Консультация

5

Новые методы развития связной речи.

Круглый стол

6

Что нужно знать при разучивании стихов.

Семинар – практикум

7

Игры для развития словаря.

Семинар

8

Чему учит загадка?

Консультация

9

Способы познания окружающего мира.

Беседа, практические рекомендации

Темы, получившие большее количество выборов, были освещены в первую очередь. В результате интерес родителей к проблеме развития речи детей значительно возрос. Кроме того, с целью ознакомления родителей с задачами по развитию речи и формами работы с детьми нами успешно практикуются «Дни открытых дверей», экскурсии по детскому саду и  кабинетам специалистов, индивидуальные беседы, помогающие познакомить родителей с успехами и проблемами в развитии их ребенка. Организация совместных с родителями, детьми и педагогами развлечений, досугов и выставок обеспечили более тесное сотрудничество.

Особое внимание в работе с педагогами уделяется взаимосвязи воспитателей и узких специалистов. Дети, посещающие дошкольный блок учреждения, в течение дня находятся под наблюдением воспитателей и узких специалистов, которые строят свою работу в соответствии с программой учреждения и своими профессиональными умениями и навыками. Следовательно, их профессиональная деятельность – это процесс непрерывного общения с детьми, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы.

        Положительный результат был достигнут при объединении всех участников педагогического процесса.

        Для успешного решения задачи развития правильной речи мы стремились к созданию единого речевого пространства. Что предусматривает единство целей, основная из которых – поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в требованиях и действиях воспитателей и специалистов помогли решению этой задачи.Разнообразие форм работы с педагогическими кадрами (семинар-практикум, круглый стол, деловая игра, взаимопосещение занятий, и др.)способствовалиповышению профессионального уровня педагогов и повышению интереса к существующим проблемам в развитии речи детей.

2 этап проекта:

- обучающе-развивающий блок направлен на:

•        вооружение детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых учебных и практических задач; воспитание у детей самостоятельности, инициативности, чувства ответственности и настойчивости в преодолении речевых трудностей;

•        целенаправленное развитие познавательных процессов, включающих в себя элементы построения простых причинно - следственных связей, умения обобщать, сравнивать;

•        обогащение словаря детей; закрепление грамматических форм языка;

•        развитие понимания к языковым явлениям; речевых и неречевых навыков общения.

•        развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;

•        развитие связной речи.

 – творческий блок, направлен на обеспечение:

•        развития творческих способностей;

•        развития образной, словесно-логической и эмоциональной памяти;

•        развития художественно-образного мышления;

•        воспитания  речевой культуры общения;

•        интенсивного развития речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться речью в различных ситуациях.

3 этап проекта: тематическая неделя «Праздник правильной речи».

Выбранные нами формы работы в рамках тематической недели «Праздник правильной речи» оправданы, так как позволили охватить все разделы работы по развитию и коррекции речи. Педагоги с детьми оформилидля родителей выставку творческихработ  детей «В гостях у сказки».Логическим завершением тематической недели стало развлечение. Развлечение нарушило однообразие текущей жизни, внесло в жизнь детей новое ценное содержание, возбудило чувство радости, стимулировало к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи. А подготовка к празднику и проведение самого праздника предоставило широкие возможности для выявления детской самодеятельности. Роль детей на празднике была двоякая: они являлисьи действующими лицами и зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они слухом воспринимают чужую речь. Для их речевого развития значимо и то, и другое.

Результаты реализации проекта:

•        Определены наиболее эффективные формы работы по повышению качества речевого развития: проведение предметной недели  «Праздник правильной речи»;

  • Речь детей стала более  связной, выразительной, расширился их словарный запас  - 100%;

•        Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других, свободно общаться с детьми и взрослыми – 90%;

•        Повысился интерес к детей речевой деятельности (творчеству), они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать – 100%

•        У детей, родителей, педагогов появился интерес к сотрудничеству, партнерству – 100%.

Рекомендациипедагогам:

1. Учитывать возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей.

3. Избегать занятий-уроков в процессе обучения дошкольников.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у детей интерес к развитию собственной  речи и речевому творчеству, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

родителям:

  1. Активно участвовать в формировании правильной речи детей.
  2. Поддерживать интерес детей к словотворчеству.
  3. Закреплять навыки культурного общения.

Литература

1.        Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб.: ЛОИРО, 2000.

2.        Ванюхина Р. Речецветик. - Екатеринбург, 1993.

3.        Волина В.В. Русский язык. - Екатеринбург, 1996.

4.        Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. - Москва, 2005.

5.        Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Москва, 1987.

6.        Быстрова Г.А., Сизова Е.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО, 2001.

7.        Александрович И.Ф. Занимательная грамматика. - Минск, 1965.

8.        Введенская Л.А. Что не звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. - Москва, 1996.

9.        Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. -  Екатеринбург, 1998.

10.        Журавлев А.П. Звук и смысл. - Москва, 1981.

11.        Гвоздев А.Н. Вопросы изучения деткой речи. - Москва, 1961.

12.        Ренинг Н.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1976.

13.        Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - Москва, 1986.

14.        Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб., 2002.

15.        Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред. М.В. Залужской. - Москва, 1975.

16.        Плаксина Л.И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. - Москва, 1987.

17.        Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - Москва, 2001.

18.        Успенская Л.Г., Успенский М.Б. Учить говорить правильно. - Москва, 1973.

19.        Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. -  Москва, 1996.

20.        Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. - Ярославль, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации авторской программы.

Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполн...

Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"

Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»

В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР...

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»

1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...

«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...