Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».
проект на тему
Проект.
Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность.В настоящее время не только для России, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Нарушения зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска. Но дети с отклонениями в развитии не остаются без внимания. «Закон об образовании в Российской Федерации» предусматривает открытие в дошкольной организации компенсирующих групп, где оказывается квалифицированная помощь по преодолению недостатков в развитии. Основной задачей педагогов любого коррекционного учреждения является обеспечение социализации воспитанников. Для этого необходимо научить детей ориентироваться в обществе, обеспечить потребность в общении: научить общаться, развивая речь и неречевые навыки общения.Длядетей с нарушениями зрения – даннаяпроблема наиболее актуальна,т.к. зрительная патология также вносит в развитие речи детей свою специфику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71»
Составила учитель-дефектолог Бикмухаметова Ирина Аркадьевна.
Проект.
Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность. В настоящее время не только для России, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Нарушения зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска. Но дети с отклонениями в развитии не остаются без внимания. «Закон об образовании в Российской Федерации» предусматривает открытие в дошкольной организации компенсирующих групп, где оказывается квалифицированная помощь по преодолению недостатков в развитии. Основной задачей педагогов любого коррекционного учреждения является обеспечение социализации воспитанников. Для этого необходимо научить детей ориентироваться в обществе, обеспечить потребность в общении: научить общаться, развивая речь и неречевые навыки общения.Длядетей с нарушениями зрения – даннаяпроблема наиболее актуальна,т.к. зрительная патология также вносит в развитие речи детей свою специфику.
Цель: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей с нарушениями зрения 6-7 лет.
Задачи:
- создание единого речевого пространства всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;
- коррекция звукопроизношения и развитие всех компонентов речи и неречевых средств общения;
- развитие речевого творчества;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Вид проекта: творческий смешанного типа.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги и специалисты ОУ, родители.
Этапы развития проекта:
1 этап проекта – педагогический мониторинг, сотрудничество с педагогами и родителями. Этап направлен на:
- выявление уровнясформированности речи ребенка, зоныего ближайшего развития, степени зрительной патологии, особенностей зрительного восприятия и уровня развития компенсаторных механизмов;
- активизацию позиции родителей и педагогов по вопросам формирования правильной речи и повышения компетентности по разделам развития и коррекции речи.
2 этап – включает два блока:
-обучающе-развивающий, включает работу по коррекции и развитию речи, речевых и неречевых навыков общения, обучению грамоте.
– творческий, обеспечивает развития творческих способностей детей.
3 этап – два блока:
- тематическая неделя «Праздник правильной речи»;
- мониторинг речевого развития детей, опрос родителей.
Длительность: сентябрь - апрель
Пояснительная записка. Несмотря на то, что в детских садах процесс развития речи дошкольников носит целенаправленный и систематический характер и направлен на развитие всех ее компонентов, в последнее время речь находится под стихийным, часто негативным влиянием зрительной наглядности: избытка иллюстраций в книгах, видеофильмов, фильмов и мультипликационных фильмов, телевидения, компьютерных игр. Увеличение нагрузки на зрительное восприятие уменьшает время общения, как взрослых с детьми, так и детей между собой. Кроме того, снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также отмечается спад культуры общения, в том числе потеря интереса к чтению (слушанию), что также негативно сказывается на речевом развитии.
Ребенок все меньше и меньше времени проводит в обществе взрослых (все больше у телевизора, за компьютером), редко слышит рассказы и сказки из уст мамы и папы. Все это способствует возникновению следующих проблем в речевом развитии ребенка:
• односложность речи («ситуативная» речь).
• неспособность грамматически правильно построить предложение.
• бедность речи (недостаточный словарный запас).
• замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
• бедность диалогической речи: неспособность правильно формулировать вопрос, построить ответ.
• неспособность построить монолог: пересказывать тексты или составлять рассказы.
• отсутствие культуры речи: неумение пользоваться интонацией, регулировать громкость голоса, темп речи и другое.
• плохая дикция.
Зрительная патология так же вносит в развитие речи детей свою специфику, которая проявляется:
- в нарушениях звукопроизношения, так как ребенок не может визуально отражать артикуляционные движения;
- в ограниченной возможности использования детьми неречевых средств общения - мимики, пантомимики, интонации, которые являются неотъемлемыми компонентами устной речи;
- в отставании усвоения грамматических форм языка (понимание и использование предлогов в связи с нарушениями пространственной ориентировки);
- в трудностях накопления словарного запаса, вследствие ограничения количества воспринимаемых объектов и затруднении выделения существенных свойств и качеств предметов.
Так, нарушения зрения осложняют формирование как вербального, так и невербального общения. Зрительная патология отрицательно сказывается на чувственной стороне речи, обедняет смысловую сторону слова и затрудняет его понимание.
Дети усваивают язык, подражая речи окружающих. Но многие взрослые не всегда помнят об этом и часто пускают процесс развития речи на самотек или полностью полагаются на детский сад, считая, что планомерные занятия в детском саду помогут дошкольнику в этом нелегком деле.
Мы считаем, что для того, чтобы улучшить положение, необходимо изменить:
- позицию ребенка к речевому развитию (воспитывать у ребенка интерес к речевой деятельности);
- позицию педагогов и родителей (повышать компетентность по данной проблеме, побуждать к сотрудничеству по данному вопросу).
Учитывая возрастающую распространенность проблем в развитии речевой деятельности, актуальной является разработка методических обоснований и практического материала, направленных на профилактику нарушения речи и одновременное развитие речевых возможностей детей.
Таким образом, развитие речи – одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве и должно рассматриваться как общая проблема воспитания.
План работы по реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Категория участников | Сроки выполнения | ||
Работа с детьми | |||||
1 | Работа с педагогами | Составление маршрута обучения. | Воспитатели, учителя-дефектологи, педагог психолог | Сентябрь | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей по проблеме | Воспитатели | |||
Работа с детьми | Мониторинг уровня речевого развития и развития неречевых навыков общения. | Учителя-дефектологи, воспитатели | |||
2 | Работа с педагогами | Семинар «Речь как средство общения и культуры» | Учителя- дефектологи | Октябрь | |
Работа с родителями | Родительское собрание: - задачи развития детей подготовительной к школе группе; - ознакомление с индивидуальными маршрутами обучения. | Воспитатели, учителя-дефектологи | |||
Работа с детьми | Фронтальные занятия по развитию речи и обучению грамоте, индивидуальная и подгрупповая работа по коррекции речи и развитию неречевых средств общения | Учителя-дефектологи, воспитатели, педагог--психолог | В течении года | ||
3 | Работа с педагогами | Конкурс «Создание коррекционно-развивающей среды в группах с детьми с нарушениями зрения» | Директор ОУ, старший воспитатель, учителя-дефектологи, воспитатели. | Ноябрь | |
Работа с родителями | Лекторий «Речевой этикет в семье» | Учителя-дефектологи | |||
Работа с детьми | Знакомство с народными играми | Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. | |||
4 | Работа с педагогами | Консультация «Развитие фонематического восприятия» | Учитель-логопед | декабрь | |
Работа с родителями | «День открытых дверей» | Все педагоги | |||
Работа с детьми | Знакомство с пословицами, поговорками. | Воспитатели | |||
5 | Работа с педагогами | КВН «Говорит – словно реченька журчит» | Учителя-дефектологи, учитель-логопед | Январь | |
Работа с родителями | Семинар-практикум «Что нужно знать при разучивании стихов» | ||||
Работа с детьми | Развитие навыков общения. | Педагог-психолог | |||
6 | Работа с педагогами | Логоритмические игры и ритмические упражнения, как средство развития правильной речи. | Воспитатель логоритмики | Февраль | |
Работа с родителями | Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы по развитию речи и формированию общения. | Старший воспитатель. | |||
Работа с детьми | Развитие неречевых навыков общения | Учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог | |||
7 | Работа с педагогами | Анкетирование | Старший воспитатель. | Март | |
Работа с родителями | Беседа, практические рекомендации «Познание окружающего мира» | Учителя-дефектологи | |||
Работа с детьми | Театрализованная деятельность | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |||
8 | Работа с педагогами | Тематическая неделя «Праздник правильной речи» | Все педагоги | Апрель | |
Работа с родителями | |||||
Работа с детьми |
Структура тематической недели «Праздник правильной речи»
Работа с родителями: Круглый стол «Развитие творчества у детей». Составление рассказа по методу С.Френе.
Работа с педагогами:Деловая игра «Способы сочинения сказок»
Работа с детьми:
Обучающе-развивающий блок:
- образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению
грамоте) «Путешествие с город звуков и букв»
- образовательная область: физическое развитие, познавательное развитие. Спортивно–интеллектуальное развлечение«По дороге слов»
- образовательная область: речевое развитие. Занятие«Ознакомление с художественной литературой + Развитие общеречевых навыков «В гостях у Эха»
- образовательная деятельность:познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Комплексное занятие «Остановка у речки Грамматейки»
Творческий блок:
- Досуг «В гостях у сказки»
- Игра- занятие «Сочинение сказки методом Бином фантазии»
- Игра- занятие«Сочинение рекламы»
Реализация проекта:
1 этап проекта – педагогический мониторинг, сотрудничество с педагогами и родителями.
Педагогический мониторинг показалуровень развития ребенка в разных образовательных областях и позволил определить зону его ближайшего развития. Медицинское обследованиеопределило степень зрительной патологиидетей,психолго-педагогическое обследование по разделам коррекционной программыпозволило сделать выводы об особенностяхзрительного восприятия воспитанников и уровне развития компенсаторных механизмов. Этопомогло нам выбрать маршруты сопровождения детей, составить перспективные планы работы по развитию и коррекции речи.
Работа с родителями была начата с анкетирования. Анализ анкетирования показал, что родители готовы к сотрудничеству. Большинство (87%) опрошенных родителей считают педагогов наиболее важным источником информации по развитию речи ребенка и формированию навыков общения, которому они доверяют. Но при этом степень «включенности» родителей в образовательный процесс оставалась крайне низкой. Для активизации позиции родителей были предложены темы для обсуждения, наиболее интересующие их. При отборе тем сотрудничества учитывались следующие принципы:
- принцип активности родителей (по запросу);
- принцип значимости (актуальность на данном этапе).
Формы работы с родителями
№ п/п | Тема | Форма проведения | Всего выборов |
1 | Готовим руку к письму. | Консультация | |
2 | Создание в семье условий для развития словотворчества. | Круглый стол | |
3 | Речевой этикет в семье. | Лекторий | |
4 | Роль семьи в развитие речи детей. | Консультация | |
5 | Новые методы развития связной речи. | Круглый стол | |
6 | Что нужно знать при разучивании стихов. | Семинар – практикум | |
7 | Игры для развития словаря. | Семинар | |
8 | Чему учит загадка? | Консультация | |
9 | Способы познания окружающего мира. | Беседа, практические рекомендации |
Темы, получившие большее количество выборов, были освещены в первую очередь. В результате интерес родителей к проблеме развития речи детей значительно возрос. Кроме того, с целью ознакомления родителей с задачами по развитию речи и формами работы с детьми нами успешно практикуются «Дни открытых дверей», экскурсии по детскому саду и кабинетам специалистов, индивидуальные беседы, помогающие познакомить родителей с успехами и проблемами в развитии их ребенка. Организация совместных с родителями, детьми и педагогами развлечений, досугов и выставок обеспечили более тесное сотрудничество.
Особое внимание в работе с педагогами уделяется взаимосвязи воспитателей и узких специалистов. Дети, посещающие дошкольный блок учреждения, в течение дня находятся под наблюдением воспитателей и узких специалистов, которые строят свою работу в соответствии с программой учреждения и своими профессиональными умениями и навыками. Следовательно, их профессиональная деятельность – это процесс непрерывного общения с детьми, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы.
Положительный результат был достигнут при объединении всех участников педагогического процесса.
Для успешного решения задачи развития правильной речи мы стремились к созданию единого речевого пространства. Что предусматривает единство целей, основная из которых – поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в требованиях и действиях воспитателей и специалистов помогли решению этой задачи.Разнообразие форм работы с педагогическими кадрами (семинар-практикум, круглый стол, деловая игра, взаимопосещение занятий, и др.)способствовалиповышению профессионального уровня педагогов и повышению интереса к существующим проблемам в развитии речи детей.
2 этап проекта:
- обучающе-развивающий блок направлен на:
• вооружение детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых учебных и практических задач; воспитание у детей самостоятельности, инициативности, чувства ответственности и настойчивости в преодолении речевых трудностей;
• целенаправленное развитие познавательных процессов, включающих в себя элементы построения простых причинно - следственных связей, умения обобщать, сравнивать;
• обогащение словаря детей; закрепление грамматических форм языка;
• развитие понимания к языковым явлениям; речевых и неречевых навыков общения.
• развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;
• развитие связной речи.
– творческий блок, направлен на обеспечение:
• развития творческих способностей;
• развития образной, словесно-логической и эмоциональной памяти;
• развития художественно-образного мышления;
• воспитания речевой культуры общения;
• интенсивного развития речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться речью в различных ситуациях.
3 этап проекта: тематическая неделя «Праздник правильной речи».
Выбранные нами формы работы в рамках тематической недели «Праздник правильной речи» оправданы, так как позволили охватить все разделы работы по развитию и коррекции речи. Педагоги с детьми оформилидля родителей выставку творческихработ детей «В гостях у сказки».Логическим завершением тематической недели стало развлечение. Развлечение нарушило однообразие текущей жизни, внесло в жизнь детей новое ценное содержание, возбудило чувство радости, стимулировало к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи. А подготовка к празднику и проведение самого праздника предоставило широкие возможности для выявления детской самодеятельности. Роль детей на празднике была двоякая: они являлисьи действующими лицами и зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они слухом воспринимают чужую речь. Для их речевого развития значимо и то, и другое.
Результаты реализации проекта:
• Определены наиболее эффективные формы работы по повышению качества речевого развития: проведение предметной недели «Праздник правильной речи»;
- Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас - 100%;
• Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других, свободно общаться с детьми и взрослыми – 90%;
• Повысился интерес к детей речевой деятельности (творчеству), они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать – 100%
• У детей, родителей, педагогов появился интерес к сотрудничеству, партнерству – 100%.
Рекомендациипедагогам:
1. Учитывать возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.
2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей.
3. Избегать занятий-уроков в процессе обучения дошкольников.
4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.
5. Постоянно поддерживать у детей интерес к развитию собственной речи и речевому творчеству, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.
родителям:
- Активно участвовать в формировании правильной речи детей.
- Поддерживать интерес детей к словотворчеству.
- Закреплять навыки культурного общения.
Литература
1. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб.: ЛОИРО, 2000.
2. Ванюхина Р. Речецветик. - Екатеринбург, 1993.
3. Волина В.В. Русский язык. - Екатеринбург, 1996.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. - Москва, 2005.
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Москва, 1987.
6. Быстрова Г.А., Сизова Е.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО, 2001.
7. Александрович И.Ф. Занимательная грамматика. - Минск, 1965.
8. Введенская Л.А. Что не звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. - Москва, 1996.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
10. Журавлев А.П. Звук и смысл. - Москва, 1981.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения деткой речи. - Москва, 1961.
12. Ренинг Н.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1976.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - Москва, 1986.
14. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб., 2002.
15. Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред. М.В. Залужской. - Москва, 1975.
16. Плаксина Л.И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. - Москва, 1987.
17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - Москва, 2001.
18. Успенская Л.Г., Успенский М.Б. Учить говорить правильно. - Москва, 1973.
19. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - Москва, 1996.
20. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. - Ярославль, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации авторской программы.
Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполн...
Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"
Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....
Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»
В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР...
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Статья с источниками литературы....
Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...
«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»
Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...