РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
Раздел «Игра» является центральным в программном обучении, что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении – необходимое условие успешного физического и личностного развития детей.
17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Приказ вступил в силу с 1 января 2014 года. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) впервые в истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят в декабре 2012 года).
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Разработчики Стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, которые происходят через ведущий вид детской деятельности – игру.
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», многие методики и технологии необходимо пересмотреть и перевести с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
I. Клинико-психологический подход к пониманию задержки психического развития
Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания сети образовательных учреждений для детей, отстающих в развитии. Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удаётся реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
С позиции неискушённого наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.
Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.
С 1990 года получил право на существование новый тип специальных дошкольных учреждений – дошкольное учреждение для детей с задержкой психического развития.
Приёму в специальные детские сады и группы подлежат дети со следующими вариантами задержки психического развития (в соответствии с классификацией К. С. Лебединской):
церебрально-органического генеза;
по типу конституционального психического и психофизического инфантилизма;
соматогенного происхождения;
психогенного происхождения;
вследствие педагогической запущенности.
Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями центральной нервной системы, лёгкими родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребёнка, воздействием ряда других вредностей.
Задержка психического развития церебрально-органического генеза является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжёлую форму ЗПР.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, побудить познавательную и творческую активность ребёнка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности.
Стратегия педагогического воздействия предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребёнка – дошкольника.
Особенностью коррекционной работы с детьми раннего возраста является комплексный подход к формированию тех или иных навыков, который предполагает:
1. диагностическое изучение ребёнка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
2. обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультирования семьи;
3. взаимодействие с врачами – специалистами, особенно невропатологом и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребёнка и оказания своевременной медицинской помощи;
4. построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
5. занятия интегративного характера, что даёт возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
6. индивидуально – дифференцированный подход: в рамках одного задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребёнком могут быть различными в зависимости от нарушений;
7. построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующим этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
8. использование игровой мотивации на всех занятиях;
9. продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день;
10. необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.
II. Роль игры в системе ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья
2.1 Игра – средство всестороннего развития ребенка
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра, как важнейшая специфическая деятельность ребёнка, должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. Лучшие воспитатели находили верные методы воздействия на развитие содержания игры с учётом её специфики и возрастных особенностей детей.
Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, также её различных видов: подвижной, дидактической, сюжетно-ролевой.
В основе понимания игры, как формы организации жизни и деятельности детей, лежат следующие положения:
игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочередными;
игра, как форма жизни детей, проникает в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, бытовая деятельность и игра.
В раннем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Педагог создаёт игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует методы прямого воздействия. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие: через игрушки, несложную инсценировку.
Для маленького ребёнка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Необходимо уделить внимание каждому ребёнку, следить за тем, чтобы он нашёл себе любимую игрушку, чтобы ему было радостно и комфортно.
Выдающиеся детские психологи – Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин – считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой стадии развития.
2.2 Значение игровой деятельности для детей с ЗПР
«… необходимо помнить, что умственное развитие начинается не в стенах университета, а с момента рождения, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни.
Именно в этот период, более чем в какой – либо другой, детей следует окружить неусыпной заботой».
(М.Монтессори)
Игра самым тесным образом связана с содержанием всех разделов Программы на всех этапах обучения.
На первом этапе обучения с детьми проводятся разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на формирование элементарного игрового опыта. Это игры с природным, бросовым материалом, бумагой, тканью, бытовыми предметами – орудиями, направленные на сенсорное развитие, конструктивные, театрализованные и сюжетно-отобразительные игры (обыгрывание игрушек).
Обучение игре дошкольников с задержкой психического развития проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Группа может состоять из 2-5 детей в зависимости от особенностей их психофизического развития.
Учитель – дефектолог и воспитатели проводят игры с природным материалом с группами детей, в которые могут включаться дети как с примерно одинаковым, так и с различным уровнем сформированности игровых действий.
Для игр с бытовыми предметами – орудиями дети объединяются в небольшие группы по 2-3 человека, а также проводят их индивидуально. В процессе совместной игровой деятельности воспитывается интерес детей к элементарной трудовой деятельности. В играх используются реальные предметы ближайшего окружения, которые применяются в быту, в процессе приготовления пищи, во время еды.
На первом этапе значительная роль отводится играм, направленным на сенсорное развитие детей. Младший дошкольный возраст у детей с ЗПР становится сензитивным периодом в развитии сенсорной сферы, которая, в свою очередь, имеет огромное значение в развитии всей познавательной деятельности ребёнка.
Коррекционная работа направлена на обогащение сенсорного опыта, формирование системы обследовательских действий и познавательных установок: «Что это?», «Какой?», «Где звучит?». В результате возникает способность выделять основные признаки предметов с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, вкусового и т. д.), соотносить их со словом. Одновременно у ребёнка формируются первые практические ориентировочные действия, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом при сравнении объектов, более устойчивым становится внимание. Игры по сенсорному воспитанию проводятся индивидуально и с небольшими подгруппами по 2-4 человека.
Конструктивные игры направлены на закрепление первичных представлений о цвете, форме, величине, строении объектов действительности, развитие наглядно-образного мышления. Педагог знакомит детей с различным конструктивным материалом, формирует пространственные преставления. Эти игры увлекают детей и очень много дают для их общего развития.
Сюжетно-отобразительные игры проводит учитель – дефектолог, а закрепляют и уточняют навыки воспитатели группы и другие специалисты, работающие с детьми. Малыши знакомятся с куклой, предметами одежды, посуды, мебели. Совместно со взрослыми выполняются игровые действия по подражанию и по словесной инструкции педагога.
Формирование у детей с задержкой в развитии интереса к театрализованной игре является одной из важнейших задач первого этапа.
Для проведения театрализованных игр используются песенки и потешки, сказки – импровизации, сюжет которых отражает простейшие ситуации. Дети имитируют движения птиц, животных, учатся действовать с воображаемыми предметами.
2.3 Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
«Игра должна вызывать у детей чувство радости, бодрости, а поэтому не следует принуждать детей к игре, участвуют в ней только желающие».
(Тихеева Е.И.)
Значительное место в процессе воспитания и обучения детей с задержкой психомоторного развития имеют дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с проблемами в развитии, так как опыт действий с предметами у них значительно обеднён, не обобщён. При отборе игр необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития детей раннего возраста. Первой задачей является формирование эмоционального контакта со взрослым и умение выполнять элементарную инструкцию («Иди ко мне», «Возьми шарик», «Возьми, кати», «Ладушки»). С самого начала коррекционного обучения необходимо проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания и запоминания («Найди свою игрушку», «Будь внимательный!»)
Научить ребёнка с ЗПР подражанию – одна из важнейших задач начального этапа обучения. Показ должен проводиться медленно, обозначаться словом («Прокати мяч», «Спрячь матрёшку», «Кукла пляшет»).
Дидактические игры на развитие общей и мелкой моторики развивают точность движений рук, глазомер, зрительно – моторную координацию, («Поймай мяч», «Переложи игрушки», «Пирамидки», «Закрой коробочки»).
Сенсорное развитие наших детей также отстаёт по срокам формирования. Примерный перечень игр на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Предметы и картинки», «Одинаковые игрушки».
Игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов, восприятия отношений по величине, на определение цвета – «Что катится, что не катится?», «Почтовый ящик», плоскостные матрицы, «Матрёшки», «Пирамидки». Большую роль при выполнении заданий играет примеривание, сопоставление путём приложения: «Посади бабочку на цветок», «Цветные кубики», «Привяжи ниточки к шарам».
Проведение дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия, является необходимой составной частью коррекционно – воспитательного процесса.
Предлагаемые игры: «Тук,тук,тук», «Что гудит», «Кто там», «Кто играл», «Кто как кричит», «Угадай, кто пришёл», «Кто в домике живёт» и т. п.
В дидактические игры входят также и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному.
Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактические игры могут быть включены в любой раздел Программы. Они служат как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе, соотнесения своих действий с действиями товарищей.
III.Организация предметно-развивающей среды в группе
Одними из основных требований, которые выдвигает новый ФГОС дошкольного образования, являются требования к предметно-пространственной среде, которая должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала группы, всего детского сада.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.
Новый Стандарт – это стандарт условий. Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1. Пространственно-временные – пространство и игрушки;
2. Социальные – система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
3. Деятельностные – детские виды деятельности (игровая, двигательная, коммуникативная, творческая и т.д.).
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм.
Формирование сотрудничества ребёнка с психофизическими нарушениями со взрослым должно быть выделено в особую задачу коррекционного обучения. Необходимо использовать различные педагогические приёмы, доступные ребёнку раннего возраста: дидактические и подвижные игры, кукольный театр и другие. Все игрушки и пособия, окружающие малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие.
В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Здесь имеются матрёшки, вкладыши разной формы, набор столбиков 4-х цветов, пирамидки, плоскостные матрицы, игрушки – шнуровки, панно с прикрепляющимися пуговицами и кнопками, разные виды лото, парные картинки, игра «почтовый ящик», кубики, настольно-печатные игры, разные виды конструктора, счётные палочки, небольшие игрушки для обыгрывания построек.
Создавая у ребёнка эмоциональное отношение к игрушке и данной игровой ситуации, педагог формирует у него ориентировочную деятельность. Действуя с игрушками, разными по форме, цвету, величине, материалу, массе, звуковым свойствам, дети накапливают чувственный опыт, приобретают необходимые знания об окружающемся мире.
В игровой «жилой комнате» собраны игрушки, которые приближают детей к окружающим их предметам быта.
Здесь есть игровая мебель: кухня, кровать, гардероб, диван, кресла и т. д. Игрушки: куклы, наборы одежды, наборы посуды, утюги, комплекты постельного белья и т. д.
Под руководством педагога ребёнок выполняет последовательные игровые действия. Только при развитии предметно – игровой деятельности может возникнуть сюжетная игра, которая является большим достижением в развитии игры ребёнка с проблемами в развитии.
В групповой комнате отведено место также книжному уголку и небольшому кукольному театру.
Уголок двигательных игрушек называется «Гараж». Здесь собраны грузовики, самосвалы, тележки, автобус, самолёт, легковые автомобили, трактор, каталки.
Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. Для этого обустроены игровые уголки: «Магазин», «Поликлиника», «Парикмахерская». Очень важно сделать обучение занимательным, сохранить активность самих детей, побуждать их включать речевое сопровождение в предметно-практическую и игровую деятельность.
Велика роль игры в адаптации детей раннего возраста в условиях группы, в готовности к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками, в овладении поисковыми пробами при активном подражании.
Большое значение имеет игра и для нравственного воспитания детей с задержкой в развитии. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, не мешая им, не забирая у них игрушки. Зарождается интерес к действиям другого ребёнка, радость общих переживаний.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом, не случайно им создано много детских песенок, потешек, игрушек и игр, которые забавляют и учат малышей.
Очень важно создать в группе благоприятные условия для игр, поощрять любознательность, помогать детям овладеть способами познания связи между предметами и явлениями окружающего мира.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . «Российская газета» от 25.11.2013г.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании.
Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и социальная психология». Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова, М.,Изд. «Гном и Д»,2001.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., «Гном и Д», 2000.
4. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Санкт – Петербург, изд. «Союз», 2001.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., «Бук – мастер», 1993.
6. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Сост. Галанова Т.В. Ярославль, «Академия развития», 1998.
7. Дошкольное воспитание. №3 – 2007, №5 – 2007, №11 – 2008.
8. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) Сост. Сотникова В.М. «Линка – Пресс», 2005.
9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Под ред. Марковой Т.А. М. , «Просвещение», 1982.
10. Игра и дети. №4 – 2005, №1 – 2003, №3 – 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
В статье раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....
Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».
Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...
Глоссарий по теме: "Теоретиченские и практические вопросы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью раннего и дошкольного возраста"
теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста...
Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Из всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением зрения и слуха занимают особое положение. Рождаясь слепым или глухим, или с ослабленным зрением или слухом, ребенок изнача...
Статья "Модель индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе ДОУ – школа "
Создание инновационного продукта...
"Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДО"
Материалы V областной научно-практической конференции. http://iroso.ru/konferencii...
«Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ» (консультация для родителей)
В Российской Федерации обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживаемых государством, обладающих достаточными р...