Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
проект
1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
Авторы проекта: Духина Диана Сергеевна – инструктор по физической культуре,
Вивчарь Анна Евгеньевна – заместитель заведующего
Тип проекта: коррекционно-развивающий, воспитательно-познавательный
Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2016 – май 2017 г.г.
Апробирование проекта проводилось на базе МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст.Старощербиновская с детьми группы «Особый ребёнок»
Участники проекта: дети группы «Особый ребёнок», педагоги, родители (законные представители)
Основные формы реализации:
· Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с «особыми» детьми с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий
· Взаимодействие с воспитателями группы «Особый ребёнок»
· Работа с родителями детей с ОВЗ
1.1. Обоснование проекта:
«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
/В.А. Сухомлинский/.
Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач специального (коррекционного) образования. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Краснодарском крае, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. и Законом «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Окружающие часто уклоняются от общения с такими семьями и «особые» дети практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.
С недавнего времени в современном образовании все больше внимания уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ОВЗ, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.
Актуальность проекта:
Получение детьми с ОВЗ развития и образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на развитие и образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Краснодарского края.
С 2003 года в нашем дошкольном учреждении открыта группа «Особый ребёнок», которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).
Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, развитие и укрепление здоровья, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания медико - психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ совместно со всеми специалистами мы разработали адаптированную программу обучения и развития, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе.
Несмотря на все отклонения в развитии «особых» детей дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, воспитываются патриотические чувства.
Работая с «особыми» детьми я выяснила, что они обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. При общении со взрослыми, эти малыши проявляют огромное стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям, независимо от состояния здоровья, необходимо знать и изучать культуру своих предков, развивать нравственно-патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своего края, страны.
Попытавшись соединить эти две ветви: патриотизм и здоровье, я пришла к выводу, что процесс приобщения «особых» детей к культуре здоровья через современные модели образовательной деятельности с применением регионального компонента, достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности с детьми с ОВЗ. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании культуры здоровья и развитию у детей с ОВЗ любви к родному краю.
У детей с ДЦП ведущими нарушениями являются двигательные расстройства: нарушена мелкая моторика рук, тонус мышц, наблюдается рассеянное внимание, присутствуют насильственные движения, моторная неловкость затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. У всех детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации движений рук, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наблюдая за тем, как «особый» ребенок, в силу своих возможностей, застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы увидели недостаточную координацию пальцев, кистей рук, резко выраженную замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов. Давно известно, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proekta_original_-_kopiya.docx | 195.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Инновационный проект
по теме:
«Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
Авторы: Духина Д.С.
инструктор по физической культуре
Вивчарь А.Е.
заместитель заведующего
ст. Старощербиновская, 2017 г.
Содержание инновационного проекта
- Тема……………………………………………………………………………..5 стр.
1.1.Обоснование проекта. Актуальность для развития системы
образования, соответствие ведущим инновационным направлениям
развития образования Краснодарского края…………………………………….5 стр.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного продукта………….7 стр.
1.3. Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и
практической проработанности проблемы инновационной деятельности……8 стр.
- Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной
деятельности. Гипотеза. Задачи…………………………………………………..8 стр.
- Теоретические и методологические основания проекта
(научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные
в основу проекта)…………………………………………………………………..8 стр.
- Обоснование идеи инновации и механизма реализации
инновационного проекта…………………………………………………………11 стр.
5. Обоснование новизны инновационной деятельности………………………12 стр.
6. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением
проводимой деятельности по различным направлениям:
образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом,
обогащения образовательной среды, трансляция продуктов и результатов
и т.д…………………………………………………………………………………12 стр.
7. Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной
деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие
оценить эффективность проекта…………………………………………………13 стр.
8. Проектируемые результаты и инновационные продукты…………………..17 стр.
9. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта)..18 стр.
10. Обоснование наличия необходимых ресурсов для
выполнения задач инновационного проекта………………………..................19 стр.
11. Степень разработанности инновации с предоставление ранее
изданных материалов, выполненных в рамках проекта………………………..20 стр.
12. Приложения.
- Приложение №1………………………………………………………………..22 стр.
План по взаимодействию участников работы над инновационным проектом
- Приложение №2. …………………………………………………...………….28 стр.
Диагностический материал «Дорожки» по Л.А.Венгеру
- Приложение №3………………………………………………..………………32 стр.
Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения)
- Приложение №4………………………………………………………………..34 стр.
Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»
- Приложение № 5……………………………………………………………….36 стр.
Консультации для родителей по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей с ОВЗ
- Приложение № 6……………………………………………………………..42 стр.
Игры с интерактивным столом «Умный песочек»
- Приложение № 7. ……………………………………………………………45 стр.
Комплекс биоэнергопластики
- Приложение №8…………………………………..……………………….…54 стр.
Игры с прищепками
- Приложение №9……………………………………………………………...56 стр.
Игровой стретчинг
- Приложение № 10……………………………………………………..…….59 стр.
Игровой самомассаж
- Приложение №11……………………………………………...…………….62 стр.
Комплексы пальчиковой гимнастики
- Приложение №12…………………………………………………………….66 стр.
Су-Джок терапия
- Приложение № 13……………………………………………………………69 стр.
Спортивное развлечение «Казачьи игры», «Мы казачата»
- Приложение № 14…………………………………………………………..73 стр.
Комплексы дыхательной гимнастики
- Приложение № 15……………………………………………………………76 стр.
Комплекс упражнений с элементами логоритмики
- Приложение № 16…………………………………………………………….79 стр.
Авторское пособие «Кукурузка»
- Приложение № 17……………………………………………………………86 стр.
Авторское пособие «Подсолнух»
- Приложение № 18………………………………………………………..…92 стр.
Сборник подвижных народных игр Кубани «Казачьи забавы»
- Приложение № 19…………………………………………………………..…97 стр.
Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»
- Приложение № 20………………………………………………..………..…100 стр.
Буклет для родителей «Развитие двигательной активности детей с ОВЗ через кубанские подвижные игры»
- Приложение № 21…………………………………………………………….101 стр.
Непосредственно-образовательная деятельность «Маленькая страна»
- Приложение № 22………………………………………………………..……103 стр.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики рук и речи у детей с ОВЗ»
- Приложение № 23……………………………………………………………..106 стр.
Фотоприложение
13. Список используемой литературы…………………………………………110 стр.
1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
Авторы проекта: Духина Диана Сергеевна – инструктор по физической культуре,
Вивчарь Анна Евгеньевна – заместитель заведующего
Тип проекта: коррекционно-развивающий, воспитательно-познавательный
Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2016 – май 2017 г.г.
Апробирование проекта проводилось на базе МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст.Старощербиновская с детьми группы «Особый ребёнок»
Участники проекта: дети группы «Особый ребёнок», педагоги, родители (законные представители)
Основные формы реализации:
- Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с «особыми» детьми с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий
- Взаимодействие с воспитателями группы «Особый ребёнок»
- Работа с родителями детей с ОВЗ
- Обоснование проекта:
«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
/В.А. Сухомлинский/.
Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач специального (коррекционного) образования. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Краснодарском крае, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. и Законом «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Окружающие часто уклоняются от общения с такими семьями и «особые» дети практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.
С недавнего времени в современном образовании все больше внимания уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ОВЗ, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.
Актуальность проекта:
Получение детьми с ОВЗ развития и образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на развитие и образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Краснодарского края.
С 2003 года в нашем дошкольном учреждении открыта группа «Особый ребёнок», которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).
Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, развитие и укрепление здоровья, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания медико - психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ совместно со всеми специалистами мы разработали адаптированную программу обучения и развития, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе.
Несмотря на все отклонения в развитии «особых» детей дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, воспитываются патриотические чувства.
Работая с «особыми» детьми я выяснила, что они обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. При общении со взрослыми, эти малыши проявляют огромное стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям, независимо от состояния здоровья, необходимо знать и изучать культуру своих предков, развивать нравственно-патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своего края, страны.
Попытавшись соединить эти две ветви: патриотизм и здоровье, я пришла к выводу, что процесс приобщения «особых» детей к культуре здоровья через современные модели образовательной деятельности с применением регионального компонента, достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности с детьми с ОВЗ. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании культуры здоровья и развитию у детей с ОВЗ любви к родному краю.
У детей с ДЦП ведущими нарушениями являются двигательные расстройства: нарушена мелкая моторика рук, тонус мышц, наблюдается рассеянное внимание, присутствуют насильственные движения, моторная неловкость затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. У всех детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации движений рук, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наблюдая за тем, как «особый» ребенок, в силу своих возможностей, застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы увидели недостаточную координацию пальцев, кистей рук, резко выраженную замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов. Давно известно, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук.
- Нормативно - правовое обеспечение инновационного проекта
- Конституция Российской Федерации,
- Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.,
- Закон «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155,
- Письмо Минобрнауки России от 07 июня 2013 года №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13).
- Устав ДОУ от 19.03.2015 г.
- Положение «О группе Особый ребёнок» от 25.08.2016 г.
- Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности.
Исходя из актуальности выбранной темы, учитывая контингент воспитанников нашей группы и особенности здоровья детей, я определила проблему: недостаточное наличие необходимого оборудования и методических пособий для обеспечения эффективной работы, направленной на развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с ОВЗ с использованием регионального компонента.
- Цель: разработать и внедрить современные образовательные модели развития мелкой моторики и координации движений рук детей с ОВЗ с учетом регионального компонента на основе использования вариативных форм работы.
Объект исследования: система оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: модель оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом регионального компонента на основе использования вариативных форм работы.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию координации движений и мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с целью были определены основные задачи:
- Разработать методические пособия и рекомендации с учетом регионального компонента по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с ОВЗ.
- Формировать навык контролировать собственные движения.
- Содействовать увеличению двигательной активности, появления интереса к физической культуре, подвижным народным играм Кубани.
- В процессе образовательной деятельности способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
- Произвольного внимания;
- Логического мышления;
- Зрительного и слухового восприятия;
- Памяти, речи детей.
- Во время работы с «особыми» детьми создать атмосферу доброжелательности, эмоционального подъема, внимания и заботы.
- Теоретические и методологические основания проекта.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших психических процессов: внимание, память, мышление и воображение. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука малыша, его пальчики и поэтому ему нужно помогать и стимулировать.
Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют выдерживать длительное напряжение руки в процессе рисования, занятий ручным трудом, элементарных навыков самообслуживания. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность или координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется до 8-10 лет.
В этой связи, можно вынести следующее определение: мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Основные концепции, положенные в основу инновационного проекта «Я – концепция», «Концепция ФГОС».
Проект учитывает следующие научно-педагогические принципы, положенные в основу проекта:
- Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук и координацию движений у детей с ОВЗ, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по развитию мелкой моторики рук и координацию движений у детей с ОВЗ.
- Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей с ОВЗ на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
- Принцип деятельностного подхода – вся работа осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, при подборе материала ориентировались также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями, в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, а так же родителями для повышения уровня осведомленности в данном вопросе.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Моя задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
- Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.
Идея инновации и механизма реализации инновационного проекта заключается в использовании в работе с детьми с ОВЗ следующих коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий:
- Технологии сохранения и симулирования здоровья:
- Развитие общей моторики
- Развитие мелкой моторики
- Су-джок терапия
- Массаж и самомассаж
- Подвижные и спортивные игры
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика дыхательная
- Игровой стретчинг
- Коррекционные нетрадиционные технологии:
- Технологии музыкального воздействия (музыкотерапия)
- Элементы логоритмики
- Биоэнергопластика
- Информационно-коммуникационные технологии
- Видеоматериалы
- Презентации
- Обоснование новизны инновационной деятельности.
Новизна инновационной деятельности заключается во внедрении оздоровительных инновационных технологий в коррекционно-развивающий процесс детей с ОВЗ.
Научная основа:
В результате реализации инновационного проекта разработаны и апробированы современные модели образовательной деятельности с детьми с ОВЗ с использованием вариативных форм работы в ДОУ. В основе построения работы по развитию мелкой моторики и координации движения рук лежит уровень развития детей, заданный адаптированной программой развития МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст.Старощербиновская, с учетом Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
- Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, трансляция продуктов и результатов и т.д.
Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.)
На этом этапе проводила:
- изучение научно-методической литературы, понятий по теме проекта;
- разработку игровых комплексов по развитию мелкой моторики рук и координации движений;
- дополнила предметно-пространственную среду в группе по теме проекта;
- разработка плана работы и взаимодействия участников проекта (Приложение 1);
- подбор диагностического материала, диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений на начало работы над проектом;
- Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к проблеме отставания в развитии мелкой моторики и координации движений рук «особых» детей;
- изучение полученных результатов, составление диаграммы.
II этап – основной (октябрь 2016 – апрель 2017 г.)
На втором этапе работу выстраивала в двух направлениях:
- С детьми – в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с каждым «особым» воспитанником;
- С родителями – посредством проведения открытых показов образовательной деятельности, консультаций, круглых столов, мастер-классов с применением ИКТ, с целью вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «Семья- детский сад»
III этап – заключительный (май 2017 г.)
На заключительном этапе провела:
- диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики рук и координации движений «особых» детей на конец проекта;
- в электронном виде разработала рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ;
- представила презентацию проекта на итоговом педагогическом совете.
- Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности.
Перед началом работы над проектом я проанализировала адаптированную программу, существующий режим дня для «особых» детей в детском саду, средства, используемые в физкультурно – оздоровительной работе, психолого – педагогическую диагностику состояния детей, результаты медицинского обследования.
Первый этап начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений по следующим методикам:
- «Дорожки» (по Л. А. Венгеру)
- методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения).
Проведенное диагностическое обследование в начале проекта показало, что 80% детей группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений, 20% детей имеют средний уровень развития мелкой моторики и координации движений, высокого уровня нет (рис.1)
Рис.1
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение линий.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Для решения поставленных задач проекта я создала необходимые условия в группе. Предметно - пространственную среду в группе дополнила следующими компонентами:
- Мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
- Наборы Су-джок
- Веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
- «Волшебные прищепки» – для развития координации движений пальцев рук,
- «Кукурузка» для прокатывания между ладонями, с листиками на молнии для застегивания и расстегивания.
- Коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней, коврики с наклеенными ладошками; дорожки здоровья
- Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами,
- Игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
- «Сухие бассейны» – емкости, наполненные пластмассовыми шариками – для самомассажа кистей;
- Моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
- Мелкая мозаика;
- Мелкий конструктор;
- Платочки;
- Массажные перчатки,
- Палочки разной длины.
В группе все эти компоненты находятся в свободном доступе, чтобы вызывать у детей интерес и желание играть с ними.
Работая над вторым этапом, непосредственно образовательную и индивидуальную деятельность по физическому развитию с детьми с ОВЗ планировала с учетом физических индивидуальных особенностей детей, делая упор на упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук и на координацию движений. Большинство игр и упражнений подбирала с речевым сопровождением. Если воспитаннику было сложно самостоятельно выполнять движения пальцами, то сначала я выполняла вместе с ребенком. В комплексе занятий с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики использовала следующие виды работ:
- Массаж
- Самомассаж
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с использованием различных предметов, вспомогательных средств
- Упражнения, развивающие сгибание и противопоставление большого, указательного и среднего пальцев
- Игры с прищепками
- Игра с интерактивным столом «Умный песочек»
Одним из звеньев неразрывной цепи построения коррекционно-образовательного процесса является взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре, которое определяет следующие формы работы:
- перспективное планирование коррекционной работы по физическому воспитанию с учетом ведущего дефекта;
- включение воспитателем в спортивные праздники, вечера развлечений, досуги коррекционных игр по развитию мелкой моторики и координации движений в зависимости от этапа коррекционной работы;
- разработка и проведение логоритмических занятий, направленных на коррекцию и профилактику нарушений.
Для коррекции двигательных функций ежедневно с ребятами выполняли комплексы коррегирующей гимнастики после сна, ходьбу по профилактическим дорожкам, хождение босиком.
Работе с родителями детей с ОВЗ уделяла достаточно большое внимание. Вместе с родителями мы изготовили много интересного нестандартного оборудования, такое оборудование вносит в каждую образовательную деятельность элемент новизны. Разработала систему мероприятий для родителей: физкультурные досуги, праздники, беседы, а так же открытые просмотры, консультативные встречи, проектная деятельность, совместные мастер-классы, электронный оборот информацией на сайте. Такие формы работы позволяли родителям максимально принимать участие в работе по развитию мелкой моторики рук и координации движений со своими детьми.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей дошкольного возраста выступила на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь», подготовила рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ в домашних условиях». Провела образовательную деятельность «Маленькая страна», спортивное развлечение
«Казачьи игры», «Мы казачата», в котором смогли принять участие и родители, получить каждый положительные эмоции в общении со своим ребёнком. Разработала и применяю в работе сборник подвижных народных игр Кубани «Казачьи забавы».
В процессе работы над инновационным проектом апробировала в работе создание детско-родительских групп. Это комплексные занятия для детей с ОВЗ и их родителей, включающие в себя игры по развитию мелкой моторики и координации движений рук, творческие занятия. Основными факторами взаимодействия с родителями являются позитивное отношение, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, которыми наполнена образовательная деятельность – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться в процесс работы, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, получают новый опыт общения со своим «особым» ребёнком.
Воспитанники к концу проекта успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Показатели кардинально изменились. Индикатором оценки эффективности инновационной деятельности служат следующие показатели: высокий уровень достиг 55%, средний уровень – 45%, низкого уровня нет. Стоит отметить, что многие воспитанники группы научились застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Одному ребенку со слабым мышечным тонусом в течение года на индивидуальных занятиях уделяли больше внимания по развитию мелкой и общей моторики. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа в домашних условиях, направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей с ОВЗ на конец учебного года представлены в диаграмме (рис.2)
Рис.2
8. Проектируемые результаты и инновационные продукты:
Для достижения результатов так же необходимо использование в работе инновационных продуктов:
«Су-Джок» технология- формы работы с использованием массажера Су-Джок разнообразны и применяются в коррекционной работе при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков. Применение Су-Джок массажеров в коррекционной работе с детьми с ОВЗ способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.Преимущества биоэнергопластики: оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
Мною разработан каталог подвижных народных игр Кубани «Казачьи забавы», рекомендации на электронных носителях для родителей по развитию мелкой моторики рук и координацию движений у детей с ОВЗ в домашних условиях, изготовлены и апробированы в работе следующие авторские методические пособия по развитию мелкой моторики и координации движений: «Кукурузка», «Подсолнух». Пособия представлены на районном методическом объединении для коллег района, имеются рецензии МКУ МК МОЩР.
В результате применения данных инновационных продуктов ожидается:
• Улучшение показателей развития мелкой моторики и координации движений рук, эмоционального состояния детей с ОВЗ;
• Благоприятная динамика в развитии психических процессов дошкольников;
• Активизация двигательной активности детей;
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• Развитие интереса детей к кубанским подвижным играм;
• Нахождение взаимопонимания с родителями по вопросу развития мелкой моторики и координации движения рук, а так же ведения здорового образа жизни.
9. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта). Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть полезен специалистам, педагогам дошкольных образовательных учреждений внедряющих работу обучения и воспитания «особых» детей, а также родителям их воспитывающим.
Проверенные модели форм и методов работы, разработанные методики и технологии внедрены в практику учреждения дошкольного образования и могут применяться в других дошкольных учреждениях воспитывающих детей с ОВЗ;
10. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.
В группе «Особый ребёнок» создана благоприятная среда жизнедеятельности, которая оснащена современным учебным, игровым и информационно-коммуникационным технологическим оборудованием. Предметно – пространственная среда соответствует ФГОС, современному уровню образования и санитарным нормам. Материально-техническое оснащение позволяет создать для детей необходимые санитарно-гигиенические условия, организовать окружающую среду.
В группе имеются научно-методические материалы для проведения коррекционной работы с целью преодоления недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ, оказания помощи детям этой категории в освоении образовательной программы. Развивающая предметная среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Имеется, оснащенный необходимым оборудованием, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.
Развивающая среда организована с учетом «зоны ближайшего развития» детей, ориентирована на самостоятельную и совместную деятельность педагога и ребенка, обеспечивающая безопасное пребывание детей в дошкольном учреждении. Предметно – развивающая среда в группе постоянно обновляется, пополнена достаточным количеством развивающих игр, разнообразным дидактическим материалом. Создан сектор для проведения сюжетно-ролевых игр, имеется сектор художественно-творческой деятельности, театрализованной деятельности, музыкальный и физкультурный сектор для
самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для физического, умственного, эстетического и экологического воспитания детей. Группа оснащена современной оргтехникой (музыкальный центр, ноутбук, проектор, интерактивная доска, песочный стол.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики рук, учитывая особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагогов группы, мы весте смогли добиться поставленной цели. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики рук с использованием интерактивного, нестандартного, коррекционного оборудования, авторских методических пособий, разработанных с учетом регионального компонента, способствует развитию двигательных, интеллектуальных, познавательных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует развитию физического и психического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
11. Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов, выполненных в рамках проекта.
В рамках подготовки к реализации проекта выполнены следующие мероприятия:
1. Подготовлены методические материалы для проведения мониторинга потребности в реализации проекта.
2. Подготовлены проекты нормативно-правовых документов.
3.Разработаны и представлены на районном методическом объединении на базе МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст.Старощербиновская инновационные продукты «Кукурузка», «Подсолнух» (2017 г.)
4.Разработаны и представлены материалы по работе с родителями на РМО на тему: «Современные формы работы с семьями воспитанников» (2016 г.)
5.Представлен материал на VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста» по теме: «Организация и содержание совместной физкультурно-спортивной деятельности родителей и детей дошкольного возраста» (2016 г.)
6. Опубликован материал в журнале «Инструктор по физкультуре» № 2/2017 по теме: «Опыт реализации регионального компонента в физической культуре ДОО Краснодарского края»
6. Методические разработки опубликованы на электронных страницах всероссийских образовательных сайтах: Социальная сеть работников образования, МААМ.ru, detskiisad7.ucoz.net
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. У «особых» детей значительно повысился уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, улучшились все психические процессы: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.
Я считаю, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной, здоровьесберегающей атмосферы, в которой «особый» ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство, помочь ему занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Таким образом, инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента» показал актуальность систематической работы по данному направлению.
Приложение 1
План
по взаимодействию участников работы
над инновационным проектом
№ этапа | Срок реализации | Действие (наименование мероприятия) | Ожидаемый результат | Участники |
I Подготовительный | сентябрь | Изучение научно-методической литературы, понятий по теме проекта | Определение темы, цели, выдвижение гипотезы инновационного проекта | Инструктор по ФК |
Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики рук и координации движений | Инструктор по ФК | |||
Дополнение предметно-пространственной среды в группе по теме инновационного проекта | Инструктор по ФК, воспитатели группы | |||
Подбор диагностического материала («Дорожки» по Л. А. Венгеру) (Приложение 2), Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения) (Приложение 3) | Проведение диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений на начало работы над проектом | Инструктор по ФК, воспитатели группы, дети группы «Особый ребёнок» | ||
Изучение полученных результатов, составление диаграммы (Рисунок 1) | Определение основных задач проекта | Инструктор по ФК, воспитатели группы | ||
Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ» (Приложение 4) | Выявить отношение родителей к проблеме отставания в развитии мелкой моторики и координации движений рук «особых» детей | Инструктор по ФК, родители «особых» детей | ||
II Основной | Октябрь-апрель | Работа с интерактивным столом «Умный песочек» (Приложение 6) | Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики , координации движений рук, зрительного восприятия, образного мышления. | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ |
Комплекс биоэнергопластики (Приложение 7) | Учить соединять движения артикуляционного аппарата с движениями кистей рук | Инструктор по ФК, воспитатель, дети с ОВЗ | ||
Игры с прищепками (Приложение 8) | Развитие мелкой моторики рук, развитие речи, воображения, логического мышления | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ | ||
Игровой стретчинг (Приложение 9) | Укрепление костно-мышечной системы, Повышение общей двигательной активности, воспитание выносливости и старательности | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ | ||
Игровой самомассаж (Приложение 10) | Развивать пособность формирования у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ | ||
Комплексы пальчиковой гимнастики (Приложение 11) | Развитие мелкой моторики, координации движений рук. | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ | ||
Су-Джок терапия (Приложение 12) | Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка с ОВЗ | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ | ||
Спортивное развлечение «Казачьи игры», «Мы казачата» (Приложение 13) | Развивать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее, формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений, развивать основные физические качества | Инструктор по ФК, воспитатель, дети с ОВЗ | ||
Дыхательная гимнастика (Приложение 14) | Развивать силу вдоха и выдоха, правильно распределять дыхание во время разговора | Инструктор по ФК, воспитатель, дети с ОВЗ | ||
Упражнения с элементами логоритмики (Приложение 15) | Развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений. | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ | ||
Сборник подвижных народных игр Кубани «Казачьи забавы» (Приложение 18) | Развивать ловкость, сноровку, координацию движений, мелкую моторику рук | Инструктор по ФК, воспитатель, дети с ОВЗ | ||
Мастер-класс для родителей по использованию авторского пособия «Кукурузка» (Приложение 16) | Развивать движения пальцев и кистей рук. Формировать координацию движений ребенка. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта. | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ, родители | ||
Мастер-класс для родителей по использованию авторского пособия «Подсолнух» (Приложение 17) | 1.Закаливание организма. 2. Профилактика и коррекция плоскостопия 3. Развития чувства равновесия и координации движений. 4. Восполнение нехватки тактильных ощущений. | Инструктор по ФК, дети с ОВЗ, родители | ||
Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь» (Приложение 19) | Дать родителям представление о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка с ОВЗ; Заинтересовать проблемой. | Инструктор по ФК, воспитатель, родители «особых» детей | ||
Буклет для родителей «Развитие двигательной активности детей с ОВЗ через кубанские подвижные игры» (Приложение 20) | Помогать родителям стимулировать речевую деятельность, через развитие мелкой моторики рук и координацию движений. | Инструктор по ФК, родители «особых» детей | ||
Непосредственно образовательная деятельность по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ «Маленькая страна» (Приложение 21) | Развитие координированности движений кистей и пальцев рук, развитие зрительно- моторной координации. | Инструктор по ФК, воспитатели группы, дети группы «Особый ребёнок» | ||
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторике рук и речи у детей с ОВЗ» (Приложение 22) | Показать и рассказать коллегам игры, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей с ОВЗ. | Инструктор по ФК, воспитатели | ||
III Заключительный | май | Диагностический материал («Дорожки» по Л. А. Венгеру) Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения) | Проведение диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений на конец работы над проектом | Инструктор по ФК, воспитатели группы, дети группы «Особый ребёнок» |
Изучение полученных результатов | Составление диаграммы (Рисунок 2), | Инструктор по ФК, воспитатели группы | ||
Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в домашних условиях» (Приложение 5) | Оказывать помощь родителям детей с ОВЗ по развитию мелкой моторики и координации рук в домашних условиях, с помощью электронных носителей | Инструктор по ФК, родители «особых» детей | ||
Подведение итогов работы над инновационным проектом. Фотоприложение (Приложение 23) | Защита проекта на итоговом педагогическом совете | Инструктор по ФК |
Список литературы
1.О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика».
2. И.А. Анохина Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
3. Л.В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
4.Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998.
5.Методические рекомендации «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» /mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/ metodicheskie-rekomendatsii-po-pedagogicheskoj-podderzhke-semi.
6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль: Академия Развития, 2006.
7. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учеб. В 2 т./Под ред. С.П.Евсеева. М., 2002.
8.Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга»,2010
9. В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. Речь, 2011 г.
10. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность
В статье представлена система работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Статья "Технология обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной системе."
В статье анализируются программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...
Доклад на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацмю внеурочной деятельности"
Доклад на тему " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности" который я зачитывала на педсовете.Проводила открытое занятие "Моя Р...
Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие
В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...
Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.
Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...