«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»
материал по психологии

Замаева Елена Шагитовна

Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и основного общего образования»,  для педагогов ДОУ, на базе ГБОУ «Татарс танский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина», г. Нижнекамск.

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая данные особенности детей, я решила использовать в своей работе нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты психодиагностического обследования детей, свидетельствуют о наличии у них ярко выраженных особенностей познавательной деятельности:

-низкий уровень интеллектуальной и речевой активности, скудный запас знаний об окружающей действительности;

- интерес к учебной деятельности не выражен, запоминание механическое.

Также отмечается некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям взрослого).

Учитывая данные особенности детей, я решила использовать в своей работе нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность.

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов.

 Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

        Свою работу я провожу в несколько этапов:

1 этап – нейропсихологическое обследование детей. Для этого использовала методику А. В. Семенович и стимульный материал Ж. М. Глозман.

2 этап – подготовительный. По результатам обследования подобрала комплекс упражнений с нейрокоррекционным воздействием.

3 этап – основной. Он включает в себя ежедневную отработку, подобранных упражнений с последующим их усложнением.

К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения. Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

3. Упражнения для развития артикуляции. Научно доказано, что большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта, поэтому данные упражнения её активизируют.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, которые способствуют развитию межполушарных связей, улучшают память и концентрацию внимания.

5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, формируют самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.

8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий дошкольников, способствуя, лучшему пониманию друг друга.

9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Проводимая мною работа в данном направлении показала, что:

– у детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным

– качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились

– в режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий

– на занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы

– уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос

– выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом

– повысилась работоспособность

Анализируя свой опыт работы, я хочу отметить, что системность и поэтапность деятельности с использованием нейропсихологических приемов, способствуют формированию всех высших психических функций в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка. А это, в свою очередь, является фундаментом для успешной учёбы и адекватного поведения.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, учителя-дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкальных  руководителей. Применение ими системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых делюсь опытом, оказывает положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Рекомендую коллегам освоить этот метод и использовать его в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

Деловая игра «Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

  В последние годы значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных ме...

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)

Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...