«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»
материал по психологии
Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и основного общего образования», для педагогов ДОУ, на базе ГБОУ «Татарс танский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина», г. Нижнекамск.
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая данные особенности детей, я решила использовать в своей работе нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты психодиагностического обследования детей, свидетельствуют о наличии у них ярко выраженных особенностей познавательной деятельности:
-низкий уровень интеллектуальной и речевой активности, скудный запас знаний об окружающей действительности;
- интерес к учебной деятельности не выражен, запоминание механическое.
Также отмечается некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям взрослого).
Учитывая данные особенности детей, я решила использовать в своей работе нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность.
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Свою работу я провожу в несколько этапов:
1 этап – нейропсихологическое обследование детей. Для этого использовала методику А. В. Семенович и стимульный материал Ж. М. Глозман.
2 этап – подготовительный. По результатам обследования подобрала комплекс упражнений с нейрокоррекционным воздействием.
3 этап – основной. Он включает в себя ежедневную отработку, подобранных упражнений с последующим их усложнением.
К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Глазодвигательные упражнения. Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
3. Упражнения для развития артикуляции. Научно доказано, что большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта, поэтому данные упражнения её активизируют.
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, которые способствуют развитию межполушарных связей, улучшают память и концентрацию внимания.
5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, формируют самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.
8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий дошкольников, способствуя, лучшему пониманию друг друга.
9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Проводимая мною работа в данном направлении показала, что:
– у детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным
– качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились
– в режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий
– на занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы
– уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос
– выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом
– повысилась работоспособность
Анализируя свой опыт работы, я хочу отметить, что системность и поэтапность деятельности с использованием нейропсихологических приемов, способствуют формированию всех высших психических функций в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка. А это, в свою очередь, является фундаментом для успешной учёбы и адекватного поведения.
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, учителя-дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкальных руководителей. Применение ими системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых делюсь опытом, оказывает положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.
Рекомендую коллегам освоить этот метод и использовать его в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...
Деловая игра «Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
В последние годы значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных ме...
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)
Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...
Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...