Окружающий мир – глазами ребенка раннего возраста.
статья (младшая, средняя группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Советы по развитию ребенка раннего возрастапри помощи развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_-_glazami_rebenka_rannego_vozrasta.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир – глазами ребенка раннего возраста.

Мышление ребенка 2-3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер.

Объектом познания малыша является мир окружающих его разнообразных предметов, а формой познавательной деятельности – манипуляции с ними. Получаемые таким образом знания об окружающем мире оформляются в виде представлений, с одной стороны, и адекватных навыков – с другой.

Исследовательская деятельность ребенка существует, таким образом, в форме предметно - манипулятивной игры. Когда ребенок что-то вкладывает и вынимает, насыпает и высыпает, открывает и закрывает, разбирает предметы на части, мы имеем пример такого рода активности. От исследовательской деятельности взрослого ученого ее отличает отсутствие заранее поставленной осознанной цели. От сюжетной игры – отсутствие символизации, этого «второго психологического дна».

Для того чтобы подобная активность могла разворачиваться и развиваться, необходима разнообразная, изменяющаяся предметная среда.

Когда ребенок живет и растет дома, в семье, его окружает множество предметов, среди которых любознательных детей больше всего привлекают вещи взрослых и сами взрослые – его родные и знакомые. Время от времени он путешествует вместе с родителями по новым для себя местам. Таким образом, растущий в семье ребенок получает много разнообразных впечатлений и имеет возможность постоянно обогащать свой опыт взаимодействия с реальным миром, общим для взрослых и детей.

Иная ситуация складывается в детском саду. Это специально созданный взрослыми мир для детей. Окружающая ребенка предметная среда крайне рафинирована и состоит из «детских» предметов, в основном игрушек и книг. Ребенок все время находится в своей группе или на участке для прогулок. Катастрофическая бедность впечатлений от такой жизни проявляется, когда детям задают вопрос: «А что было сегодня в детском саду интересного?» Вместе с тем очень многие малыши проводят здесь 5 дней в неделю по 10 часов. Поэтому очень важно создать в детском саду благоприятные условия для разворачивания предметно - манипулятивной игры, так как именно в ней развивается интеллект детей третьего года жизни. Для этого необходимо:

  • Создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок мог свободно проявлять свои желания и интересы и чувствовал: воспитатель принимает и любит его таким, какой он есть;
  • Обеспечить разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей, включая в нее не только игрушки, но и различные предметы обихода взрослых;
  • Предоставить каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе разбирать их на части);
  • Поощрять самостоятельность и любознательность детей;
  • Постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

Если ребенку отвести место, обеспечить его предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам.

Воспитатель – часть развивающей среды. Поэтому важно помнить:

Каждый ребенок учится в своем темпе. Если не научился чему-то сразу, он не виноват – научится завтра.

Максимум внимания необходимо уделять «слабым» детям. Новый материал с ними нужно осваивать до прохождения его на общем занятии.

Учить ребенка можно только имея с ним хороший личный контакт.

Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнавать  новое и научиться новому.

Следует воздерживаться от отрицательных оценок самого ребенка и даже результатов его деятельности: пусть на одно порицание приходится 50 похвал.

Будем сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными прежними результатами и ни в коем случае не с результатами других детей.

Будем отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, они хотят чем, независимо от того, предусмотрено ли это программой.

Ребенок имеет право отказаться заниматься тем, что ему предлагает взрослый.

Каждому ребенку нужно дать возможность реализовать свое «хочу попробовать» и я «сам».

Не нужно навязывать детям помощь или отказывать в ней. Помогайте детям тогда, когда они просят вас об этом.

Старайтесь говорить тише.

Будьте ласковыми с детьми.

Не следует отвлекать ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают.

Нельзя отвлекаться и тому, кто занимается с ним. Следует помнить: отвлекаясь, взрослые учат отвлекаться ребенка.

В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит за счет:

  • Непосредственного взаимодействия ребенка с окружающим миром в процессе целенаправленной деятельности и исследующих манипуляций;
  • Опосредованного знакомства с миром через рассказы взрослых, чтение книг, просмотр диафильмов, телепередач и т.п.
  • Важнейшим условием полноценного развития детей является общение с заинтересованными и компетентными взрослыми.

В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые отличительные черты.

Для того чтобы развивалась речь дошкольника, важно как можно чаще обращаться непосредственно к нему. Во время разговора старайтесь смотреть на ребенка, чтобы он видел ваше лицо и жесты. Сопровождайте речью все свои жесты.

Ведь предметное окружение – тоже часть развивающей среды. Необходимо помнить, что важно, какие предметы будут в распоряжении детей. В общем виде требование к ним можно сформулировать так: эти предметы должны быть по-разному устроены и требовать выполнения разнообразных ручных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание окружающего мира ребенком раннего возраста.

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1...

"Хорошо-плохо глазами детей раннего возраста и их родителей"

Эту презинтацию я сделала после долгой и кропотливой работы с детьми раннего возраста и их родителями....

«Окружающий мир глазами ребенка»

Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной....

Доклад из опыта работы для РМО и Презентация Окружающий мир глазами ребенка изучение мира физических явлений средствами познавательно-исследовательской деятельности

Доклад к презентации «Окружающий мир глазами ребенка: изучение мира физических явлений средствами познавательно-исследовательской деятельности»На протяжении дошкольного детства, вместе с и...