Проект: «Экспериментирование как эффективный способ познания ребенком раннего возраста окружающего мира».
методическая разработка по окружающему миру

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie_s_detmi_rannego_vozrasta_.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт-Петербурга

Проект: «Экспериментирование как эффективный способ познания ребенком раннего возраста окружающего мира».

Старший воспитатель:

Снежанна Виталиевна Дмитриева


Экспериментирование как эффективный способ познания ребенком раннего возраста окружающего мира.

Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяется игровому экспериментированию, внося его в различные сферы детской деятельности. Известно, что экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребенка. В дошкольном возрасте эксперимент является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. Ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»

         Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемых предметов. Ребенок познает мир, постоянно исследуя и экспериментируя с его объектами. Все, с чем малыш знакомится на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Умственное и психическое развитие так же невозможно без исследовательской деятельности. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет, давая малышу незабываемые ощущения и воспоминания. Экспериментирование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на свои вопросы и удовлетворить присущее ему любопытство. При этом отношение воспитателя с детьми строится на основе партнерства, что способствует развитию свободного общения со взрослым в стенах детского сада. В правильно организованной экспериментальной деятельности воспитывается дружелюбное отношение к сверстникам, к окружающему миру, умение проявлять интерес к открытиям.  Так же детское экспериментирование оказывает положительное влияние и на развитие многих других детских деятельностей (конструирование, изобразительная деятельность, игры и т.д.).

Началом экспериментирования может послужить выдвинутая кем-то просьба или проблема. В наших группах для подержания интереса у детей и мотивирования их на осмысленную исследовательскую деятельность проблемные ситуации моделируются от имени какого-нибудь героя. Это может быть какое-либо животное или сказочный персонаж. Построенная таким образом игровая ситуация стимулирует речевую активность детей, а так же помогает мне, как педагогу, вставить в ход действия проблемную ситуацию, которую надо решить чтобы двигаться дальше.

Чтобы еще больше увлечь ребят, мы делаем так, чтобы приход какого-нибудь героя был сам по себе сюрпризным моментом и проходил каждый раз по-новому, неожиданно. Планируя совместную деятельность, стараемся разнообразить не только самих гостей, но и способ их общения с ребенком. Это может быть не только голосовое озвучивание персонажа непосредственно воспитателем, но и с помощью аудиозаписи, включая ее в нужный момент. Еще мы используем проектор с показом видеозаписи, на которой реальный персонаж общается с детьми с экрана. Этот способ особо интересен малышам, делая обстановку более непринужденной, тем самым раскрепощая детей, помогая быть им более раскованными и свободными в общении не только между собой или с пришедшим в гости героем, но и с воспитателем.

Так же в группах практикуется построение совместной деятельности при помощи ушедшего в прошлое и уже не столь часто применяемого диапроектора. Ведь диафильмы бывают не только развлекательные, но и учебные. Удобно использовать диапроектор для демонстрации отдельных кадров. Все это создает дружескую обстановку, позволяя добиться наибольшей пользы для детей от совместной деятельности.

В проведении экспериментальной деятельности необходимо двигаться от простого к сложному, от уже известного к незнакомому. Таким образом, у детей постепенно накапливается собственный жизненный опыт, из которого формируется достоверное представление об окружающем мире, что так необходимо для полноценного развития ребенка раннего возраста.                      

При проведении экспериментов необходимо придерживаться следующей структуры:

  1. Постановка проблемы
  2. Поиск путей решения проблемы
  3. Проведение наблюдения (сам эксперимент)
  4. Обсуждение увиденного результата
  5. Формулировка выводов

Все наши эксперименты можно разделить на несколько блоков, которые плавно перетекают друг в друга.

Изначально мы знакомимся со свойствами воды. С тем, что она прозрачная, без вкуса и запаха, с ее текучестью. С большой осторожностью (насколько это возможно в раннем возрасте) ребята стараются перелить ее из одной емкости в другую или при помощи ложки достают разноцветные камушки, которые утонули и лежат на дне, не исчезая из поля зрения. Затем, используя гуашь, мы окрашиваем воду и те же самые камушки уже не видны, а найти их можно только на ощупь. Растворяя в воде соль и сахар, а так же добавляя немного лимонного сока, дети узнают о том, что вода может растворять некоторые вещества, приобретая их вкус и запах. Пробуя воду на вкус, малыши безошибочно определяют, что растворено в том или ином сосуде.

Потом перед детьми ставится более сложная и интересная задача. Как нарисовать траву или сделать болото для лягушат без зеленой краски, а имея только синий и желтый цвета. Таким образом, дети узнают, какие краски нужно смешать, чтобы получить зеленый и оранжевый цвета. А для лучшего запоминания мы проводим эти опыты два раза. Один раз с гуашью, рисуя что-нибудь полученным цветом, а второй раз, растворяя исходные краски в воде, получая тот же искомый цвет.

 В зимнее время года ребята знакомятся со снегом и льдом, как правило, на улице. А в группе мы более подробно изучаем их свойства и взаимосвязь с водой. Дети испытывают большой восторг от возможности проводить какие-либо действия со снегом и льдом не привычно на улице, а в группе. Такие эксперименты, проводимые в группе, позволяют более подробно показать малышам, как тает снег в тепле и превращается в воду, которую мы потом выносим на улицу, чтобы сделать из нее лед. А потом в условиях группы опять превращаем его в воду.

Повторив, а значит, закрепив эксперимент с окрашиванием воды, мы получаем цветные льдинки, из которых можно не только выкладывать различные узоры на снегу, но еще и рисовать. Иногда бывает очень сложно отвлечь детей от этого удивительного процесса. Для удобства, перед замораживанием мы вставляем в емкости с цветной водой трубочки от сока. Получается удобная ручка, за которую дети держат льдинки при рисовании, создавая свои маленькие шедевры.

Так же дети узнают, что на снегу можно оставлять следы двумя способами: нажатием и с помощью краски. Изучая свойства снега, мы лепим из него маленькие снежки и даже небольших снеговиков. Дети воспринимают это, как еще одно маленькое чудо. Ведь никто из них не делал это в домашних условиях. Иногда у нас даже получается его разукрасить. «Зимние» эксперименты у нас самые волшебные и любимые. Большую радость и удивление дети испытывают от своих маленьких открытий. Они вызывают такое необходимое для ребенка чувство, как удовлетворение от проделанной работы. За счет того, что все обучение строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность, дети чувствуют себя комфортно и раскованно.  

Экспериментирование, как правило, увлекает не только детей, но и педагога. А от того на сколько он сам увлечен, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью малышей, будет зависеть успех внедрения экспериментов в практику детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира"

Детское экспепрементирование, как эффективный способ познания окружающего мира"...

Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...

мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"

Одним  из эффективных  приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников  является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторона...

Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

семинар-практикум для родителей «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности...