Конспект образовательной деятельности «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тангаева Ольга Витальевна

Конспект образовательной деятельности «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»

 

Тема: « Творческий конкурс экскурсоводов»

(презентация проекта «Картинная галерея» в подготовительной к школе группе.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе» 

Тема: « Творческий конкурс экскурсоводов»

(презентация проекта «Картинная галерея» в подготовительной к школе группе.)

Цель:

- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

- Обогащать представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, решать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

- Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Оборудование:

-  репродукции картин: И. Левитан «Март»,   И.  Грабарь «Февральская лазурь»,  И. Шишкин «Зима»,   А. Саврасов «Грачи прилетели».

- фотографии с изображением зимы, ранней весны.

 - таблица, фишки,

- дидактическая игра «Когда это бывает?», «Вопрос-ответ», «О чём расскажет цвет?»

- коробка и значки с изображением кисточек и палитры.

Предварительная работа:

  • Подготовка и организация выставки пейзажных репродукций;
  • Наблюдение за изменениями в природе;
  • Познавательные беседы о красоте зимы, значении зимнего  периода для жизни природы;
  • Рассматривание репродукций пейзажных картин о зиме;
  • Чтение художественных произведений о зиме, заучивание стихов, отгадывание загадок;
  • Слушание музыкальных произведений Г.Свиридова «Метель», П. И. Чайковского «Времена года»;
  • Художественно-продуктивная деятельность детей: рисование «Зима в лесу», «Зимняя сказка»;
  • Дидактические игры «Когда это бывает?», «Скажи по-другому», «Какой, какая, какое?», «На что похоже», «Составь слово, предложение», «Найди отличия» и т.д.
  • Составление описательных рассказов о зиме, по репродукциям пейзажных картин.  

Ход непосредственно образовательной деятельности:

        

Воспитатель приглашает детей к выставке репродукций пейзажных картин. Предлагает детям вспомнить, чем они занимались в последние дни (оформляли выставку картин о зиме для проведения экскурсий детям других групп).

Воспитатель:

- Ребята, наша выставка готова. Но для организации экскурсий необходим человек, который будет рассказывать о картинах. Как называется эта профессия? (экскурсовод). Где работают экскурсоводы? (в музеях, исторических местах). А как еще можно называть человека этой профессии? (ответы детей).

Воспитатель:

-Эту профессию ещё называют гид, историк, культуролог, музейный работник. Экскурсовод, который, рассказывает о пейзажных картинах, должен обладать многими качествами: наблюдательностью и умением выделять малейшие признаки природы, творческим воображением, уметь рассказывать о картине, знать художников-пейзажистов, разбираться в цветоведении. По этим качествам мы будем выбирать экскурсовода – лучшего знатока картин.

        Предлагаю вам поделиться на две команды (дети из коробки, не глядя, берут значки с изображением кисточек и палитры). Те, у кого оказались значки с изображением кисточек, входят в состав команды «Знатоки», те, у кого значки с изображением палитры – являются членами команды «Эксперты». 

        Объявляем конкурс на лучшего экскурсовода. Предлагаю вам пройти несколько испытаний, в которых команды будут зарабатывать фишки. По их количеству будет определён победитель. Команды занимают свои места.

Итак, первое задание. Экскурсовод должен обладать наблюдательностью и умением выделять самые незначительные признаки изменений в природе.

  1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (классификация признаков изменения в природе по фотографиям).

У вас на столе фотографии, на которых запечатлены различные признаки изменений в живой и неживой природе. Разделите фотографии по временам года – зима, весна. Объясните свой выбор. (После выполнения задания, команды проверяют результат друг друга, доказывают, по какому признаку были выбраны фотографии, за правильные ответы даются фишки).

        Следующее задание. Ещё одно важное качество экскурсовода – он знает жанры изобразительного искусства, имена художников и названия их картин.

2. Дидактическая игра «Вопрос-ответ»

  • Как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).
  • Как называются художники, которые пишут эти картины? (пейзажисты).
  • Теперь узнаем, кто лучше знает художников-пейзажистов и их картины.

(Воспитатель поочерёдно показывает картины, команды сообщают название и художников, написавших их (всего 5-6 картин). За правильные ответы даются фишки).

Очень важное качество экскурсовода умение разбираться в цветах, которыми была написана картина, и давать им характеристику. Сегодня мы открываем зимнее – весеннюю галерею. Предлагаю команде «Знатоков» рассмотреть репродукцию картины, на которой изображена весна, а команде «Экспертов» - картину с изображением зимы.

3 Игра «О чём расскажет цвет?»

Команды рассматривают репродукции, подбирают к ним карточки с цветами, которые присутствуют на данной картине, определяют характеристику палитры. Далее устанавливают, каких тонов в картине больше – тёплых или холодных. Делают вывод, почему именно эти тона художник использовал для написания картины: даже по выбору красок можно сказать о настроении и времени года в природе. За правильные и полные ответы даются фишки.

4. Релаксация «В чудесном лесу»

А сейчас я вас приглашаю в лес. Вы знаете, что каждый экскурсовод должен обладать хорошим воображением. Так вот, наш лес будет воображаемым. Для этого мы сядем поудобнее, закроем глаза и будем внимательно слушать (звучит музыка). Вот мы с вами и в лесу. Вокруг белые заснеженные деревья, могучие сосны, мохнатые ели, стройные извилистые березки,  покрытые пушистым снегом, на нем играют редкие лучи солнца. Представьте, тихо падает снежок, подставьте ваши ладошки, почувствуйте, как холодные снежинки опускаются и тают на ваших теплых ладошках. Представьте, что вы сами снежинки (дети встают и имитируют движения снежинок). Посмотрите на пушистую ель, давайте к ней подойдем, вздохнем и почувствуем свежий запах коры. А теперь давайте посидим в тишине и прислушаемся к звукам леса: где то хрустнула ветка,  пролетела птица...

Ну вот, на этом наша прогулка заканчивается, и нам пора возвращаться (счет до трех, дети открывают глаза).

- Первый этап нашего конкурса закончился, давайте посчитаем фишки. Считают фишки.

- Начинаем второй этап выбора экскурсовода. Конкурс продолжит команда, набравшая наибольшее количество баллов, а вторая команда становится членами жюри, которые и выберут лучшего гида нашей выставки.  

Итак, каждый экскурсовод должен очень хорошо знать картину, и так ярко рассказать о ней, что даже закрытыми глазами можно узнать, о какой картине идет речь.  Члены жюри будут оценивать рассказы экскурсоводов в специальной таблице по следующим критериям: описание объектов картины, признаков времени года, характеристика цветовой палитры, количество метафор, сравнений.  По окончанию жюри должно определить, о какой картине рассказывал «гид».

Дети по очереди представляют свои рассказы, жюри по каждому критерию ставят баллы (до 2), по окончании подсачиваются баллы и объявляется победитель конкурса экскурсоводов, награждается грамотой, удостоверения экскурсоводов ручаются всем детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание».Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.Тема: «О чем поют птицы весной?»

Дети вместе с воспитателем в ходят в группу украшенную зелеными листочками,  цветочками, бумажными птичками.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по весеннему лесу.Воспитатель пр...

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"

Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство"....

Конспект образовательной деятельности (занятия) Образовательная область (Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования) Тема: «Маленькие волшебники»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применениеЗадачи:Образовательные: воспитывать люб...

Мониторинг. Образовательная область «Познание. Расширение кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»

Схема и методика проведения мониторинга. Образовательная область «Познание. Расширение кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»...

Развитие кругозора и познавательно исследовательской деятельности в природе у детей дошкольного возраста

Задачи: Формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности.Формирование первичных представлений об объектах а свойствах и отношениях в ...