Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_metody_priemy-poznanie.docx | 14.04 КБ |
zadachi_metody_priemy_starsh._vozr._sklyar.pptx | 97.4 КБ |
Предварительный просмотр:
К шестому году жизни дети достигают больших успехов в освоении представлений о природе, накоплении опыта деятельности и отношении к ней. Кругозор дошкольников становится достаточно широким. Они проявляют активный интерес к природе, объясняют, для чего нужны растения и животные, почему человеку невозможно без них прожить на земле. Уровень развития социальных эмоций старших дошкольников позволяет вырабатывать положительное ценностное отношение к нормам поведения в природе.
Учитывая это, программа «Детство» ориентирует воспитателей на дальнейшее развитие у старших дошкольников интереса к природе, желание активно познавать природные объекты и действовать с ними, проявлять гуманное отношение к животным и растениям. Это предполагает решение нескольких следующих взаимосвязанных задач. (слайд 1).
Решение этих задач обеспечивает становление основ объективной позиции старшего дошкольника, что прослеживается в следующих направлениях (слайд 2)
В содержании раздела «Ребенок познает мир природы» можно выделить несколько блоков (слайд 3, 4, 5, 6).
Особое место в содержании раздела программы для старшего возраста занимает представления о человеке как об органичной части природы и живом существе. Осваивая данное содержание, дети уточняют знания о системе потребностей человека, их сходстве с потребностями других живых существ и своеобразии, которое проявляется в его разумности и гуманности.
Программа содержит требования к познавательным, речевым, практическим умениям и отношению к природе. Основные познавательные умения дошкольника предполагают (слайд 7), (слайд 8), (слайд 9).
Экологическое развитие детей в педагогическом процессе старшей и подготовительной групп ДОУ включает организованное обучение, совместную деятельность ребенка со взрослым и сверстниками, самостоятельную деятельность детей. В ходе организованного обучения используются разные образовательные ситуации, направленные на формирование обобщенных представлений, выявление причинных связей в природе, в которых познание природы сочетается с другими видами детской деятельности.
Совместная деятельность воспитателя и детей предполагает (слайд10).
Самостоятельная деятельность предполагает стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей в природе, задания для наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций- познавательных и практических (слайд11).
Осуществлять такую работу возможно только при создании богатой, дидактически оснащенной развивающей среды экологического характера, где ребенок действуя самостоятельно может познавать окружающий мир, выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями неживой и живой природы.
Работая с детьми старшего возраста, воспитателю необходимо предусматривать (слайд 12)
Впечатления и представления, полученные в ходе наблюдений, экскурсий, интересно вспомнить и использовать при заполнении экологического дневника. Это пособие состоит из 4 тетрадей- дневников «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В работе с дневником активно применяются наблюдение, поисковая деятельность, изобразительная деятельность, элементарные опыты, природоохранительная деятельность, которые сопровождаются активной речевой деятельностью. Только в этом случае у ребенка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, возникает интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретает систему экологических представлений. Пособие содержит системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию для старших дошкольников, которая разворачивается от недели к неделе, от месяца к месяцу, от сезона к сезону. Форма дневника создает для педагогов необходимость организации регулярного обращения к природе, что ставит ребенка в активную позицию.
Работа с пособием научит ребенка (слайд13).
Дети приобретут навыки (слайд14).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение этих задач прослеживается в следующих проявлениях: Эмоциональной отзывчивости по отношению к природным объектам; В повышенном познавательном интересе к природному миру, желание узнать больше, в попытках к самостоятельному поиску информации; В желании и способности самостоятельно правильно осуществлять уход за животными и растениями; В активности высказываний по поводу как правильных, так и неправильных поступков по отношению к природе .
1 блок предполагает представление о многообразии внешнего строения и основных жизненных функций растений и животных, как представителей живого в мире природы, о неповторимости каждого живого существа, общих и индивидуальных потребностей, которые удовлетворяются в определенных условиях среды.
2 блок : Предполагает обобщение представлений о различных средах обитания, развитие представлений об основных группах растений и животных, о зависимости от условий окружающей среды.
3 блок: Включает представление о росте и развитии, цикличности стадий как хорошо знакомых растений и животных, так и представителей разных сред и мест обитания.
4 блок: Включает представление о местах произрастания и обитания растений и животных, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в сообществах, о роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, правильного поведения в ней.
Основные познавательные умения старших дошкольников Способность использовать наблюдение, как самостоятельный способ познания, планировать его, формулировать выводы по содержанию, Умение в элементарной поисковой деятельности самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, замечать противоречия, использовать разные способы проверки предположений, Классифицировать и сравнивать объекты и явления по существенным признакам, Моделировать характерные и существенные признаки, частичные и общие связи и понятия, Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций, устанавливать связи разной сложности и содержания.
Речевые умения Умение связно рассказывать о наблюдаемых объектах природы, объяснять их, Составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие темы, Использовать речь-доказательство.
Практические умения Способность самостоятельно ухаживать за растениями, Размножать растения семенами, черенками, рассадой, Совместно со взрослыми заботиться о животных (уход, питание)
Совместная деятельность воспитателя с детьми: Наблюдение в уголке природы, на прогулке; Целевые прогулки на природе, Игры, Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; Беседы с детьми; Рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов о природе; Работа с моделями, экологическими дневниками, создание книг- самоделок, журналов, маршрутов на природу; Опыты, поисковая деятельность; Сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев; Различные виды изодеятельности на экологические темы; Экологические досуги, праздники.
Самостоятельная деятельность детей Игры (развивающие, подвижные, со строительным материалом, игры-экспериментирования. Дидактические); Моделирование; Наблюдение; Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного опыта в практическую деятельность); Опыты; Труд в уголке природы, на участке; Продуктивная деятельность.
Работая с детьми необходимо предусматривать Использование форм и методов, обеспечивающих активную позицию ребенка в процессе познания природы; Использование форм и методов, вызывающих развитие эмоций и чувств детей, способствующих проявлению гуманного отношения к природе; Использование практической деятельности детей в природной среде.
Работа с пособием научит ребенка Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное и делать выводы; Обнаруживать сходство в многообразии явлений природы и их признаков; Понимать, как живые существа приспосабливаются к сезонным изменениям в природе; Устанавливать связи, существующие в природе; Видеть экологические проблемы в привычном природном окружении.
Дети приобретут навыки Исследовательной работы; Предвидении экологических последствий неразумной деятельности человека в природе; Осознания своеобразия и неповторимости каждого живого существа; Правильного поведения в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие с использованием экспериментов с объектом неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы....
Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста
Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста...
Экологический, познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова!»
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хл...
Отчет о реализации экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб всему голова"
Отчет о реализации проекта экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»В группе &l...
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с природой) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Овощи»
Форма организации: групповая, индивидуальная.Программное содержание: продолжать знакомить с названиями овощей, местом их выращивания, учить описывать овощи.Оборудование: презентация....
Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Историческое прошлое Ставропольского края»
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, к краю развитие толерантности детей дошкольного возраста....
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста
Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его....