Дополнительное образование
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5»
г. Лениногорска муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. заведующего по ВМР Заведующий МБДОУ №5
_______Е.А.Анисимова _______Ю.Н. Илюхина
«___»______2014г. приказ №__от____2014г.
Рабочая программа
по дополнительному образованию
кружка “Волшебный квадрат”
на 2014-2015 учебный год
автор: Гумарова В.М., воспитатель 1 кв. категории
2014 г.
Пояснительная записка
С самого раннего детства нужно
приучать детей ценить и понимать
красоту, которую можно усмотреть
во всем – в окружающей природе,
в звуке, в цвете.
Е.И. Рерих. Письма (т. 2, 1938).
Особенностью данной программы «Волшебный квадрат» является ее синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности: оригами, ИЗО, конструирование, музыкальные занятия, драматизация, выставки, игровая и спортивная деятельность, – а также в том, что при работе по программе одновременно и гармонично используются все три основные группы методов – вербальные, визуальные и практические.
Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они легко усваивают большой объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируется развитие психических процессов, расширяются возможности самореализации детей и их адаптивность.
Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на обучение детей 3–7 лет навыкам оригами, она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста. Занятия по оригами проводятся один раз в неделю, наряду с другими. Продолжительность и количество занятий представлены в таблице (табл. 1).
Программу «Волшебный квадрат» можно рассматривать как дополнительный раздел к программе дошкольного образования, а также как самостоятельную программу развития художественно-эстетических способностей дошкольников.
Подготовительная группа (6-7 лет) продолжительность занятий 20-25 минут.
Структура программы представлена в виде предметно-модульной системы обучения, способствующей повышению эффективности развития детей. Она предусматривает текущий (поурочный) контроль, рубежный контроль (в конце изученной темы или целого модуля занятий) и итоговый контроль (в конце года в виде выставок, утренников, праздников, игр, соревнований).
Цели и задачи
Основной целью программы «Волшебный квадрат» является развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.
Задачи:
1) познавательные:
•дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;
• расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре граничащих с Россией государств Юго-Восточной Азии (Япония, Китай);
• знакомить детей с историей бумагоделания;
• информировать детей об особенностях поведения, среде обитания живых объектов в процессе изготовления их бумажных моделей и игр с ними.
2) обучающие:
• развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологии;
• учить детей читать и составлять схемы, понимать и выполнять словесные инструкции;
• учить понимать друг друга с помощью знаковой системы;
• развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию;
• привлекать к изучению математики, развивать логическое мышление, знакомить со свойствами фигур и их элементами, выполнять операции с объемными фигурами.
3) развивающие:
• стимулировать развитие памяти;
• способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;
• развивать способности к концентрации внимания;
• развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций.
4) воспитательные:
• воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
• воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль;
• воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе, умение работать в коллективе.
Из истории оригами
Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» – сложенный и «ками» – бумага. Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.
Сегодня оригами активно используется в педагогике. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на ранних этапах развития ребенка – в детском саду.
Развитие отечественного оригами происходит быстро и буквально на глазах. Оригами нашло применение в промышленности, архитектуре, дизайне и даже медицине – как хорошее психотерапевтическое средство.
Влияние оригами на развитие психических процессов у детей.
Велика роль дошкольного образования. Оно закладывает фундамент знаний и умений, отношение к познанию, интерес к разносторонней полезной деятельности. В последние годы значение дошкольного образования стало осознаваться не только специалистами, но и родителями. Раньше подготовка детей к школе нередко сводилась к обучению их счету, письму, чтению. Между тем наибольшие затруднения в школьном обучении испытывают не те дети, которые имеют небольшой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, то есть те, у кого отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать новое, довести начатое дело до конца. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения.
Для того чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания – все это стимулирует и развивает память, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Кроме того, оригамские поделки можно включать в ролевые игры, инсценировки сказок, что позволяет развивать коммуникативную сферу ребенка.
Развитие воображения
В основе любой творческой деятельности лежит творческое воображение. С помощью игры в дошкольном возрасте развивается такая особенность воображения, как способность установления связей между предметами и явлениями, игра помогает делать их подвижными и гибкими, придает эмоциональную окраску образам, созданным воображением. Свойственное дошкольникам восприятие мира, пронизанное познавательной деятельностью воображения и эмоционально насыщенное, позволяет направлять деятельность воображения на решение творческих задач. Одним из искусств, способствующих формированию познавательной деятельности воображения, является оригами. Складывая фигурки, соответствующие реальным персонажам, ребенок на практике осваивает и познает окружающий мир. С готовыми изделиями он выстраивает игровые ситуации, эмоционально окрашивая образы, возникающие в воображении.
Сложенные из листа бумаги фигурки как нельзя лучше соответствуют этому принципу, фигурки имеют очень приблизительное сходство с настоящими предметами. Ведь для того чтобы быть правдивым, не обязательно быть подобным – чтобы сложить похожее, надо забыть о внешнем виде. Для оригами важно увидеть сущность предмета, его индивидуальность, подметить самое характерное и намекнуть на это. Ведь для настоящего искусства всегда достаточно только намека, а зритель должен доделывать, додумывать, досоздавать образ в своем воображении. Благодаря этому искусство оригами является одним из значительных факторов, стимулирующих воображение и формирующих предпосылки к творческой деятельности.
Развитие восприятия
Освоение оригами начинается с изучения схем и складывания по ним различных фигурок животных, птиц и т. д. На этом этапе работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный порядок работы. Неверное их прочтение не позволит достичь результата. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия – осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.
На следующем этапе ребенок сталкивается с бумагой. Здесь включается тактильное восприятие. Пальцами он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет листа, его реакцию на сгиб. После такой работы ребенок начинает понимать, что такой простой предмет, как лист бумаги, обладает многими различными физическими свойствами, даже собственным запахом.
И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная копия животного или птицы – это образ. Он далек от оригинала, но видящий ее без труда понимает, кто это – собака, кошка или птица. Часто можно определить даже породу, характер и настроение.
Из вышесказанного следует, что занятия оригами формируют и развивают у ребенка такие важные свойства визуального восприятия, как:
• целостность – свойство, позволяющее получить образ предмета во всем многообразии соотношений его свойств и сторон;
• предметность – соотнесение наглядного образа с определенными предметами внешнего мира или моментами объективной действительности;
• осмысленность – осознание того, что воспринимается;
• обобщенность – восприятие единичного объекта как особого проявления общего класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам;
• избирательность – преимущество выделения одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.
На основании изложенного можно сделать вывод, что оригами формирует и развивает восприятие и его свойства. Поэтому занятия этим искусством будут важны для развития ребенка. Превратить квадрат бумаги в образ не такая уж легкомысленная затея.
Развитие речи
Современные дети, получающие большой поток информации, чаще стали интересоваться иностранными сказками, фильмами. Забываются наши добрые русские народные сказки, имеющие глубинный смысл, воспитывающие любовь к русскому слову. Поэтому одной из важнейших задач является возрождение интереса к русскому народному творчеству. Эту задачу поможет решить увлечение детей оригами. Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки – это символы, и это дает возможность ребенку додумать их, пофантазировать. Фигурка, сложенная из обычного листа бумаги, оживает в руках ребенка.
Нельзя не отметить и возможность расширения словарного запаса детей, связанного с использованием оригамских поделок. Часто многие слова, вышедшие из активного употребления, проходят мимо сознания ребенка или неверно им истолковываются. Кроме того, обогащение словаря детей происходит и за счет новых слов, являющихся традиционными в среде оригамистов. Использование оригами для развития речи ребенка, безусловно, дает положительный результат. Учение идет с увлечением. Педагог имеет уникальную возможность очень корректно, в деликатной форме развивать в каждом ребенке ценный дар – дар слова.
Развитие личности ребенка
Занятия оригами являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал оригами настолько велик, что его трудно переоценить. Необходимо отметить многоплановость и разносторонность этого потенциала, выходящего за пределы собственно изодеятельности, в рамках которой обычно проводятся подобные занятия.
Оригами из полотенец
Искусство складывания полотенец – менее известная сестра популярной техники складывания салфеток. Обе техники происходит от оригами – искусства складывания бумаги.
Идея складывая полотенец, согласно легенде, пришла в голову слугам клеопатры.
В отличие от складывания бумаги, оригами из полотенец не такое уж и сложное занятие: техника заключается в нескольких простых движениях и массе различных видов складок, которые и позволяют создавать даже сложные модели.
Организационные принципы, возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показывает , что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 – 15 человек.
В кружок « Волшебный квадрат» принимаются все желающие дети моей группы. Занятия проводятся один или два раза в неделю с 1 сентября по 25 мая. Длительность 30 минут.
Формы и методы обучения.
В процессе занятия используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другое.
Методы в основе которых лежат уровень деятельности детей:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекции и т.д.);
- наглядный (показ видео мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение) педагогом, работа по образцу и др).
- практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах.
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- Научатся различным приемам работы с бумагой;
- Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- Научаться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- Будут создавать композиции с изделиями, выполненные в технике оригами;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Познакомятся с искусством оригами;
- Овладеют навыками культуры труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Список детей
- Бадриева Азалия
- Газизова Лиана
- Газизова Риана
- Галимов Радэль
- Гиззатуллин Рустем
- Заркаева Азалия
- Кашапова Камила
- Лямина Милолика
- Ситдиков Ильсаф
- Шамсуаров Самат
- Юркевич Лейсан
Тематический план
месяц | занятие | тема | Цель, задачи | ||
сентябрь | 1 | Что такое оригами | Знакомить с правилами оригами,с основными понятиями, свойствами бумаги, с базовыми формами .вызвать интерес к технике оригами. Учить бережному отношению к материалу, аккуратности, точности исполнения. Стимулировать создание игровых ситуаций. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движений пальцев. Развивать глазомер, мышление, конструктивные способности. | ||
2 | треугольник | Знакомить с понятием формы, правилами оригами. Формировать аккуратность , учить точности при складывании. Улучшить координацию тонких движений пальцев. | |||
3 | «Парусник» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, складывать по диагонали. Воспитывать ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
4 | «Кит» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение. | |||
октябрь | 1 | «Заяц 1» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | ||
2 | «Собака» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
3 | «Рубашка» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, складывать по диагонали. Воспитывать ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
4 | «Кошка 1» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
ноябрь | 1 | Оригами из полотенца «Гусиница» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение заворачивать в трубочку, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | ||
2 | Оригами из полотенца «Заяц» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение заворачивать в трубочку, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
3 | «Кактус» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, складывать по диагонали. Воспитывать ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
4 | Оригами из полотенца «Улитка» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение заворачивать в трубочку, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
декабрь | 1 | «Звезда» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, складывать по диагонали. Воспитывать ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | ||
2 | «Медведь» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание. | |||
3 | «Рыба» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, складывать по диагонали. Воспитывать ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
4 | «Заяц 2» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
январь | 1 | «Дельфин» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | ||
2 | «Платье» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, складывать по диагонали. Воспитывать ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
3 | «Лиса» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание | |||
февраль | 1 | «Волк» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание | ||
2 | «Мышь» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
3 | «Кошка 2 » | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
4 | «Акула» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание | |||
март | 1-2 | «Роза» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, складывать по диагонали. Воспитывать ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | ||
3 | «Морской котик» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание | |||
4 | «Пингвин» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание | |||
апрель | 1 | «Лягушка» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание | ||
2 | «Обезьяна» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание | |||
3 | «Цыпленок» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к птицам, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
4 | «Свинья» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
май | 1 | «Черепаха» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание | ||
2 | «Сова» | Учить выполнять формы предметов по модулю; закреплять умение делить квадрат на два, три и четыре треугольника, складывать по диагонали. Воспитывать любовь к животным, ответственность за качественное выполнение задания; формировать доброе отношения к людям, которые делали бумагу. Тренировать мелкие мышц рук, пространственное воображение | |||
3 | «Павлин» | Уточнять знания детей диких животных; знакомить детей с базовой формой, правильно сгибать углы к центру. Формировать бережное отношение к животным. Формировать у детей пространственное воображение, коммуникативность, самосознание. | |||
4 | Фантастическое путешествие в Японию |
Список литературы
Афонькин С. Игрушки из бумаги. – СПб.: Литера: Виант, 1998.
Гудилина С. Чудеса своими руками. – М.:Аквариум,1998.
Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет.: метод.пособие для воспитателей ДОУ Мозайка-синтез,2012.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников: метод.пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.:Детство-пресс,2001.
Схема оригами лягушка
Схема оригами дельфин
Схема оригами собака
Схема оригами кит
Схема оригами роза
Схема модульного оригами "роза"
Схема оригами рубашка
Схема оригами женское платье
кит
Схема оригами рыба
Схема оригами медведь
Схема оригами акула
Схема оригами морской котик
Схема оригами звезда
Схема оригами цыпленок
Схема оригами кошка
Katiss
Кактус модульное оригами
Оригами кактус схема
Схема оригами черепаха
Схема оригами сова
Схема оригами павлин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...