Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО
материал (подготовительная группа) на тему
Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и общение со сверстниками.
Коммуникативная компетентность – умение успешно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_kommunikativnoy_kompetentsii.docx | 20.47 КБ |
stanovlenie_kommunikativnoy_kompetentnosti_doshkolnika_soglasno_fgos_do.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Становление коммуникативной компетентности
дошкольника согласно ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Многочисленными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагогов-дошкольников.
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования выделены целевые ориентиры. Предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
- обладает установкой положительного отношения к другим людям;
-способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты.
Рассмотрим основные требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития:
- учет возрастных особенностей развития общения дошкольников;
-опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности;
-создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения;
-создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка.
Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и общение со сверстниками.Через общение со взрослыми ребенку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм.Общение со сверстниками отличается равноправием, нестандартностью коммуникативных средств, в этой области приобретаются навыки, ребенок учится сотрудничать, обеспечивается чувство эмоционального благополучия.
Выделяются четыре критерия сформированности потребности в общении:
- внимание и интерес к другому человеку;
- эмоциональное отношение к нему;
- стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;
- чувствительность к воздействиям другого.
На основе данных закономерностей к концу дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность дошкольника.
Коммуникативная компетентность – умение успешно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях. Коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков, предполагает наличие качеств, позволяющих человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения в различных ситуациях. В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основные из которых – возрастные особенности развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности психического развития ребенка) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальный опыт). Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.
На количество и качество социальных контактов оказывают влияние различные факторы: темперамент ребёнка, его самооценка, самочувствие, социальная среда. Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков большая загруженность родителей на работе (как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье); усиленный поток информации через различные СМИ (который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность); социальное неравенство населения; неравномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье. Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и, как следствие, часто попадают в разряд неуспевающих.
Для формирования коммуникативной компетенции необходима целостная система работы в этом направлении. Она включает в себя:
- просветительскую и профилактическую деятельность,
- психологическую и педагогическую диагностику,
- развивающие и коррекционные занятия,
- индивидуальное и групповое консультирование родителей.
С целью просвещения родителей и профилактики трудностей во взаимодействии используются следующие формы работы:
• тематические родительские собрания (пример собрания «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»);
• групповые консультации для родителей, обеспокоенных общей проблемой (пример групповой консультации с элементами тренинга «Секреты общения с детьми»);
• заочное консультирование - стенды, «раскладушки» с регулярно обновляющимся материалом.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, предполагающая участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации). Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.).
Проектную деятельность можно рассматривать как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация коммуникативного развития возможна через метод проектов. «Спор хороший и плохой» (цель: освоение этикета убеждения и спора).
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.Можно предложить игры с готовыми текстами: подвижные, дидактические (с целью освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
Примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речетворчество дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ц елевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - обладает установкой положительного отношения к другим людям; -способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - договаривается , учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам, старается разрешать конфликты.
Т ребования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития: - учет возрастных особенностей; -опережающая инициатива взрослого; -создание условий для эмоционального благополучия ребенка; -создание условий для получения позитивного опыта общения.
Коммуникативное развитие дошкольника о бщение со взрослыми общение со сверстниками
К ритерии сформированности коммуникативной компетентности: - внимание и интерес к другому человеку; - эмоциональное отношение к нему; - стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность; - чувствительность к воздействиям другого.
Факторы, влияющие на общение дошкольников: большая загруженность родителей на работе; усиленный поток информации через различные СМИ; социальное неравенство населения; неравномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье.
Для формирования коммуникативной компетенции необходимо: - просветительская и профилактическая деятельность, - психологическая и педагогическая диагностика, - развивающие и коррекционные занятия, - индивидуальное и групповое консультирование родителей.
Формы работы с детьми: образовательная ситуация; проектная деятельность; и гровая обучающая ситуация; литератрно-музыкальные праздники; фольклорные ярмарки; д раматизация и театрализация; социальные акции; речевые газеты; проблемные ситуации; п родуктивно-конструктивная деятельность.
Условия формирования коммуникативной компетентности дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас; педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО.»
Консультация...
Постоянно-действующий семинар «Портфолио воспитателя детского сада» Согласно ФГОС ДО Изучаем, внедряем и работаем по ФГОС ДО
Цели:· познакомить педагогов с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации воспитательно-образовательного процесса;·...
Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО
Что такое коммуниткативная компетентность?Это умение успешно общаться, это система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях....
Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженно...
Презентация проекта «Формирование понятия «Имени признака» как средство становления коммуникативной компетентности дошкольников ».
Цель: «Создание дидактических условий для становления коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение детьми набора Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных Знач...
Статья "Становление коммуникативной компетентности в ДОУ"
Становление коммуникативной компетентности...
Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»
В игровой форме развивать коммуникативные способности педагогов....