Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»
консультация (старшая группа) на тему

Сартакова Екатерина Олеговна

В игровой форме развивать коммуникативные способности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnyy_trening_kompetentnosti_pedagogov.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»

Цель:

В игровой форме развивать коммуникативные способности педагогов.

Задачи:

  1. Повышать профессиональные компетентности педагогов;
  2. Преодолевать межличностные барьеры в общении и деятельности взрослых, и детей;
  3. Развивать коммуникативные навыки, способствующие быстро принимать решения;
  4. Развивать способность к рефлексии.

«Выведи козу»

Цели: Снять напряжение и провести эмоциональный разогрев группы, развить умение избавиться от эмоционального напряжения и ментальных барьеров.

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Начать наш семинар мы хотим с маленькой притчи.

Бедный еврей пришел к раввину:

- Ребе, как жить? Семья большая, все в одной комнатке. Нет больше сил. Подскажи как справиться с напастью?

-У тебя коза есть?, спрашивает раввин.

- Есть.

- Приведи ее в свою каморку.

- Но там в каморке и я, и жена, и пятеро детишек! Куда же я еще и козу приведу.

- Пришел за советом, значит слушай, что тебе говорят. Приведи козу и посели ее в доме.

Через несколько дней еврей прибегает снова.

- Ребе! Совсем невмоготу! Жизнь невмочь!

- А ты выведи козу из комнаты!

…..Вывел еврей козу, и стало жить несравненно проще и лучше.

А теперь задание: в течение 2 минут каждый на листке пишет проблему, которая сейчас, в эти минуты, является помехой для общения. Когда каждый написал свои помехи, ведущий просит:

- Всмотритесь в написанное. Прочитайте то, что занимает ваши мысли и чувства. Сложите пожалуйста свои листки в карманы, в сумки, спрячьте или порвите их. «Выведите козу!» И… забудьте о том, что написано, как минимум, до конца нашей встречи.

Ι часть

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Правила построения эффективного общения.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.

Основа отношения человека к нам закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд и расположить к себе собеседника, необходимо дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:

  • улыбка;

Всегда приятно видеть, что человек улыбается и доброжелательно настроен к нам.

  •  имя собеседника;

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

  •  комплимент.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

      Не мало важным является интонация, которую вы используете при общении.

Притча «Страшный сон»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель я должен сказать тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя.

 Второй толкователь, выслушав сон, сказал: «повелитель я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они второго толкователя.

На это последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать.

Упражнение «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. 

 Произнести фразы:

  • Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. (доброжелательность)
  • Я благодарна Вам за оказанную помощь. (безразличие)

Интонации обозначены на карточках. - А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.

- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями? (доброжелательная)

Упражнение «Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?»

Вызвать двух участников и предложить им пригласить пап помочь в ремонте детских стульчиков. Задание: С помощью какой фразы вы бы начали просьбу?

Универсальные фразы: 

Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….

Нам очень нужна именно Ваша помощь…

- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….

- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…

- Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей существует всегда. Все родители разные, и к каждому нужно найти подход.

Игра «Узкий мостик»

Цель: упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление.

Цель для участников: решение конфликта конструктивным образом.

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.

Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Пары участников подбираются случайным образом.

Таким образом, в конфликтной ситуации возможны следующие варианты поведения:

Соперничество: стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление: принесение в жертву собственных интересов ради интереса другого человека.

Компромисс – учитываются интересы обеих сторон, но наполовину.

Избегание – не выигрывает ни одна из сторон. Уход от конфликта.

Сотрудничество – так учитываются интересы обеих сторон.

ΙΙ часть

Упражнение «Снежинка»

Подойдите к столам, возьмите один лист бумаги. А теперь закройте глаза и сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол, опять сложите пополам, оторвите нижний угол и опять сложите пополам, оторвите правый верхний угол и опять сложите пополам, оторвите нижний угол. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же.

Рефлексия:

Как вы думаете, почему нет одинаковых снежинок?

Конечно же все снежинки индивидуальны. Точно так же нет и одинаковых детей, взрослых. Все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами, но мы должны помнить, что это не должно быть барьером в межличностном общении с детьми и их родителями. Дети не всегда четко могут выразить свои мысли, поэтому в любом случае мы должны научиться их понимать.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение.

Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

 Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

Рефлексия: Уважаемые педагоги, как вы думаете, чему же нас учит эта притча?

Педагог должен показать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, а также показать, что он видит вокруг себя партнёров и единомышленников. Я надеюсь, что наша совместная работа позволила в какой-то мере, повысить наши профессиональные компетенции.

 «Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент Экзюпири).

Литература:

1. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., 1997 г.

2. Т. П. Веселовацкая и др. «Формирование коммуникативной компетентности педагогов», статья в журнале «Справочник педагога психолога» No6/ 2015 г..

3. Л. А. Соловьева «Тренинг «Эмоционально- экспрессивное поведение педагога ДОУ»», статья в  журнале «Справочник педагога-психолога» No11/ 2013 г..

4.  И. Н. Чакова «Повышение психологической  компетентности участников образовательных отношений», статья в журнале «Справочник педагога- психолога» No12/ 2015 г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженно...

"Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ"

quot;Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ"...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные  подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного  возраста – «Утренний круг»....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОВЗ

ØВ целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС.ØС 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образователь...

Обзор курсов повышение квалификаций по теме: «Современные подходы к организации образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО»

Модели семейного взаимодействия.Родительские директивы как источник эмоционального неблагополучия ребенка. Программное обеспечение инновационной технологии «Умный пол»....