Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО
презентация к уроку (средняя группа) по теме
Что такое коммуниткативная компетентность?
Это умение успешно общаться, это система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.13 МБ |
![]() | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «коммуникативная компетентность»? ?
Коммуникативная компетентность – это умение успешно общаться, это система внутренних ресурсов , необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.
Социально-коммуникативное развитие - одно из основных направлений развития дошкольника
Опыт общения , полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.
ФГОС ДО включает: совокупность обязательных требований к структуре, содержанию образовательной программы в области социально-коммуникативного развития; обязательные требования к условиям реализации программы в области социально-коммуникативного развития; требования к результатам освоения образовательной программы в области социально-коммуникативного развития.
Образовательная программа должна быть направлена: на развитие общения со взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу взрослых и детей в детском саду.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям; он способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх ; договаривается , учитывая интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам, старается разрешать конфликты.
Основные требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития: учет возрастных особенностей развития общения дошкольников ; опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности ; создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения ; создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка.
Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте: Развитие общения со взрослыми Развитие общения со сверстниками
Развитие общения со взрослыми: защита и безопасность; внутренняя базовая м одель общения; - познание социальных норм.
Развитие общения со сверстниками : Равноправие; нестандартность коммуникативных средств; приобретаются навыки сотрудничества; обеспечивается чувство эмоционального благополучия.
Критерии сформированности потребности ребенка в общении: внимание и интерес к другому человеку; эмоциональное отношение к нему; стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность; чувствительность к воздействиям другого.
Этапы развития общения со взрослыми (по М.И. Лисиной) Форма общения Время появления Содержание потребностей Мотивы Средства Ситуативно-личностное 2 – 6 мес. Внимание и доброжелательность взрослого Личностный Экспрессивно-мимические Ситуативно-деловое 3 мес. – 3 года Сотрудничество со взрослым Деловой Предметно-действенные Внеситуативно-познавательное 3 – 5 лет Уважение взрослого Познавательный Речевые Внеситуативно-личностное 6 – 7 лет Сопереживание и взаимопонимание взрослого Личностный Речевые
Этапы развития общения со сверстниками (по А.Г. Рузской) Форма общения Время появле ния Содержание потребности Особенности общения Эмоционально-практическое 2 – 4 г Стремление привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям Общение в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, убегание). Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе. Общение способствует развертыванию инициативы в общении и становлению самосознания через взгляд на свои возможности. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью. Ситуативно-деловое 4 – 6 л Стремление получить признание и уважение ровесника Сверстник становится предпочитаемым партнером общения. Формируется сюжетно-ролевая игра. Содержание общения – деловое сотрудничество. На этом этапе для дошкольника важен не результат, а процесс. Взаимодействие носит ситуативный характер. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает последний. Основное средство общения – ситуативная речь. Внеситуативно-деловое 6 – 7 л Стремление получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыраже нии Возникают избирательная привязанность, дружба, более устойчивые и глубокие отношения между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают свои и чужие поступки. Все больше контактов на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации.
Подготовила: Воспитатель Сивкова Евгения Тимофеевна МДОУ «детский сад №9 Калинка» 2016г.
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
г.Назарово Красноярского края
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 «Калинка»
СЕМИНАР
Тема: « Становление коммуникативной
компетентности дошкольника
согласно ФГОС ДО»
Провела воспитатель:
Сивкова Евгения Тимофеевна
2016 г.
Цель семинара:
Познакомить педагогов с наиболее современной и полной типологией детской деятельности, а так же с задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО :
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .
Становление коммуникативной компетентности
дошкольника согласно ФГОС ДО
слайд 1,
слайд 2 и 3 читать
слайд 4
Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника.
Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками.
слайд 5
Многочисленными исследования доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.
Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании коммуникативной компетентности ребенка трудно переоценить.
Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте широко представлена в современных образовательных стандартах.
слайд 6
ФГОС ДО включает:
- совокупность обязательных требований к структуре, содержанию образовательной программы в области социально-коммуникативного развития;
- обязательные требования к условиям реализации программы в области социально-коммуникативного развития;
- требования к результатам освоения образовательной программы в области социально-коммуникативного развития.
Слайд 7
В требованиях к программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития указано, что образовательная программа должна быть направленна:
-на развитие общения со взрослыми и сверстниками;
- эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу взрослых и детей в детском саду.
Слайд 8
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования выделены целевые ориентиры.
Предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
- обладает установкой положительного отношения к другим людям;
-способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты.
Слайд 9
Рассмотрим основные требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития:
- учет возрастных особенностей развития общения дошкольников;
- опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности;
- создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения;
- создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка.
Для реализации и достижения целевых ориентиров Стандарта необходимо учитывать некоторые возрастные закономерности развития сферы общения ребенка и становления коммуникативной компетентности.
Слайд 10
Знание основных возрастных особенностей развития общения дошкольника – необходимое условие реализации Стандарта.
Слайд 11
Обозначим закономерности развития общения, которые определяют коммуникативную компетентность дошкольников.
Общение выступает и условием, и результатом развития дошкольника для полноценного развития познавательной сферы.
Также общение оказывает определяющее влияние на эмоциональную сферу ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие самосознания и познавания других людей.
Слайд 12
Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и развитие со сверстниками.
Слайд 13
Через общение со взрослыми ребенку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм.
Слайд 14
Общение со сверстниками отличается равноправием, нестандартностью коммуникативных средств, в этой области приобретаются навыки, ребенок учится сотрудничать, обеспечивается чувство эмоционального благополучия.
Слайд 15
Выделяются четыре критерия сформированности потребности в общении:
- внимание и интерес к другому человеку;
- эмоциональное отношение к нему;
- стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;
- чувствительность к воздействиям другого.
Слайд 16
В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми. В рамках личностно-деятельностного подхода открыты многие закономерности развития общения детей. Большой вклад в понимание данных законов внесли М.И. Лисина, А.Г. Рузская.
М.И. Лисина доказала, что потребность в общении со взрослыми формируется в первом полугодии жизни ребенка, а потребность в общении – на втором, третьем году жизни ребенка
Данные стадии М.И. Лисина определила как формы общения .
Этапы развития общения со взрослыми
(по М.И. Лисиной)
Форма общения | Время появления | Содержание потребностей | Мотивы | Средства |
Ситуативно-личностное | 2 – 6 мес. | Внимание и доброжелательность взрослого | Личностный | Экспрессивно-мимические |
Ситуативно-деловое | 3 мес. – 3 года | Сотрудничество со взрослым | Деловой | Предметно-действенные |
Внеситуативно-познавательное | 3 – 5 лет | Уважение взрослого | Познавательный | Речевые |
Внеситуативно-личностное | 6 – 7 лет | Сопереживание и взаимопонимание взрослого | Личностный | Речевые |
Слайд 17
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно меняется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.
Сверстники – личности, которые в данный период действуют на сходном уровне сложности поведения (табл.2).
Этапы развития общения со сверстниками
(по А.Г. Рузской)
Форма общения | Время появления | Содержание потребности | Особенности общения |
Эмоционально-практическое | 2 – 4 года | Стремление привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям | Общение в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, убегание). Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе. Общение способствует развертыванию инициативы в общении и становлению самосознания через взгляд на свои возможности. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью. |
Ситуативно-деловое | 4 – 6 лет | Стремление получить признание и уважение ровесника | Сверстник становится предпочитаемым партнером общения. Формируется сюжетно-ролевая игра. Содержание общения – деловое сотрудничество. На этом этапе для дошкольника важен не результат, а процесс. Взаимодействие носит ситуативный характер. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает последний. Основное средство общения – ситуативная речь. |
Внеситуативно-деловое | 6 – 7 лет | Стремление получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыражении | Возникают избирательная привязанность, дружба, более устойчивые и глубокие отношения между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают свои и чужие поступки. Все больше контактов на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации. |
Из таблицы видно, что межличностные отношения к сверстнику претерпевают существенные изменения. От индифферентного отношения в младшем дошкольном возрасте (сверстник еще не часть самосознания ребенка) к формированию предметного, конкурентного отношения к сверстник в среднем дошкольном и становлению личностного типа отношения в старшем дошкольном возрасте, где формируется чувство общности со сверстниками и наблюдается преобладание бескорыстного типа отношения к другому.
На основе данных закономерностей к концу дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность дошкольника.
Важно отметить, что существует целый ряд предпосылок для формирования коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.
Слайд 18
В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основные из которых – возрастные особенности развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности психического развития ребенка) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальный опыт).
Слайд 19
Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.
Литература
- «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
№ 2 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников
В данной программе отражены цели, задачи, формы работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников....

Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"
В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- лого...
Развитие коммуникативной компетентности дошкольника
Рекомендации по работе с дошкольниками...

Консультация для воспитателей «Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО.»
Консультация...

Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяет...

Презентация проекта «Формирование понятия «Имени признака» как средство становления коммуникативной компетентности дошкольников ».
Цель: «Создание дидактических условий для становления коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение детьми набора Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных Знач...
Статья "Становление коммуникативной компетентности в ДОУ"
Становление коммуникативной компетентности...