Статья "Становление коммуникативной компетентности в ДОУ"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Становление коммуникативной компетентности дошкольников согласно ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребёнка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Многочисленными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить. Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте широко представлена в современных образовательных стандартах. ФГОС ДО включает:
-совокупность обязательных требований к структуре, содержанию образовательной программы в области социально-коммуникативного развития;
-обязательные требования к условиям реализации образовательной программы в области социально-коммуникативного развития;
-требования к результатам освоения образовательной программы в области социально-коммуникативного развития.
В требованиях к программе дошкольного образования в области социально- коммуникативного развития указано, что образовательная программа должна быть направлена:
-на развитие общения со взрослыми и сверстниками;
-эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу взрослых и детей в детском саду.
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования выделены целевые ориентиры. Предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок:
- обладает установкой положительного отношения к другим людям;
- способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты.
Рассмотрим требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития:
- учёт возрастных особенностей развития дошкольников;
- опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности;
- создание условий для эмоционального благополучия ребёнка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъекта общения;
- создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребёнка.
Для реализации и достижения целевых ориентиров Стандарта необходимо учитывать некоторые возрастные закономерности развития сферы общения ребёнка и становления коммуникативной компетентности. Знание основных возрастных особенностей развития общения дошкольника-необходимое условие реализации Стандарта. Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и развитие со сверстниками. Через общение со взрослыми ребёнку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм. Общение со сверстниками отличается равноправием, нестандартностью коммуникативных средств, в этой области приобретаются навыки, ребёнок учится сотрудничать, обеспечивается чувство эмоционального благополучия. М.И.Лисина доказала, что потребность в общении со взрослыми формируется в первом полугодии жизни ребёнка, а потребность в общении со сверстниками-на 2-3-м году жизни ребёнка. Выделяются четыре критерия сформированности потребности в общении:
-внимание и интерес к другому человеку;
-эмоциональное отношение к нему;
-стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;
-чувствительность к воздействиям другого.
В дошкольном возрасте ребёнок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми (см. таблицу)
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ:
Форма общения | Время появления | Содержание потребности | Особенности общения |
Эмоционально-практическое | 2-4 года | Стремление привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям | Общение в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, убегание и т.д.). Дети мало слушают друг друга, главное- демонстрация себя |
Ситуативно-личностное | 4-6 лет | Стремление получить признание и уважение ровесника | Сверстник становится предпочитаемым партнёром общения. Формируется игра. Содержание общения - деловое сотрудничество. На этом этапе для дошкольника важен не результат, а процесс. Взаимодействие носит ситуативный характер. Ребёнок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется тем, что делает последний. Основное средство общения -ситуативная речь |
Внеситуативно-деловое | 6-7 лет | Стремление получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыражени | Возникают избирательная привязанность, дружба, более устойчивые и глубокие отношения между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях в своей жизни, обсуждают свои и чужие поступки. Всё больше контактов на уровне реальных отношений и всё меньше-на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации. |
Межличностные отношения к сверстнику претерпевают существенные изменения. От индифферентного отношения в младшем возрасте к формированию предметного, конкурентного отношения к сверстнику в среднем возрасте и становлению личностного типа отношения в старшем дошкольном возрасте, где формируется чувство общности со сверстниками и наблюдается преобладание бескорыстного типа отношения к другому. На основе данных закономерностей к концу дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность дошкольника.
Коммуникативная компетентность - умение успешно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определённых ситуациях. В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основные из которых – возрастные особенности развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности психического развития ребёнка) и индивидуальные особенности самого ребёнка (индивидуальный опыт). Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.
В дошкольном возрасте детям доступны три варианта коммуникативной компетентности (см. таблицу).
Проявление коммуникативной компетентности у детей.
Ситуация проявления коммуникативной компетентности | Ситуация проявления коммуникативной компетентности . |
В достижении собственных целей общения | Ребёнок способен договориться, учитывая интересы и чувства других (что-то попросить, договориться о принятии в игру, что-то узнать, уточнить и т.д.) |
В достижении цели совместными усилиями. | Совместная деятельность, организация и проведение совместных игр, совместные задания, упражнения, подвижные игры, выполнение совместных поручений и т.д |
В проявлениях просоциальных форм поведения. | Содействие, сочувствие, сопереживание, бескорыстная помощь, взаимовыручка. |
Основным показателем развития общения со взрослыми служат не преобладание деловых, познавательных или личностных контактов, а возможность и способность общаться на разные темы - в зависимости от ситуации и партнёра. Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребёнка должны быть сформированы все формы общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Ярко выраженный интерес к разным ситуациям общения, высокая инициативность и чувствительность к партнёру во время общения и являются показателем коммуникативной компетентности дошкольников. Реализация развития коммуникативной компетентности предполагает наличие чётких правил взаимодействия в системах «ребёнок-взрослый» и «ребёнок- ребёнок». Основным условием развития коммуникативной сферы дошкольника служит обеспечение чувства психологической и эмоциональной безопасности. Фундамент развития коммуникативной сферы составляют уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Общение со взрослым должно создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, активность ребёнка. Основной принцип организации работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников-опережающая инициатива взрослого. Таким образом, учёт возрастных закономерностей развития общения, разработка мониторинга и программ сопровождения развития коммуникативной сферы дошкольника лежат в основе реализации основных требований современных ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников
В данной программе отражены цели, задачи, формы работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников....
Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя
В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...
Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"
В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- лого...
Коммуникативная компетентность педагога-психолога в работе с родителями
Презентация к докладу....
Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"
Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....
Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»
Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....
"Коммуникативная компетентность воспитателя как условия позитивного социально-коммуникативного развития дошкольников"
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Благодаря коммуникативной компетен...