Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа на тему
Особенностью программы кружка «Умелые ручки» является развитие у детей эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umelye_ruchki.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Гурьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Колокольчик» города Гурьевска»
Программа кружка
«Умелые ручки»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №6 «Колокольчик»
Букалова М.В.
Гурьевск
2016
- Содержание
- Введение…………………………………………………..………..6
- Организация содержания образования………………..………….8
- Содержание программы…………………………………………...10
- Список литературы…………………………………………………13
- Перечень ключевых слов…………………………………………..14
- Контрольные материалы…………………………………………...15
Введение
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)
Дошкольной возраст – время, когда закладываются основы личности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятие ребенком окружающего мира происходит постоянно легко и непринужденно.
Одной из задач ФГОС является - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы.
Развитие творческих способностей у ребенка, одно из важнейших звеньев современного образования. В настоящее время от человека требуется умение находить новые, нестандартные решения проблем не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что одним из необходимых условий всестороннего развития ребенка является развитие творческого потенциала.
Необходимость введения кружковой программы «Умелые ручки» обусловлена недостаточным развитием внимания, воображения, мышления, фантазии.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.
Особенностью программы кружка «Умелые ручки» является развитие у детей эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
В данной программе показано как через работу с различным материалом, можно сформировать умение творчески мыслить, создавать эстетические композиции.
В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и родителям.
В результате прохождения данной программы дошкольники:
– научатся различным приемам работы с различным бросовым материалом;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Цель: развитие личности ребенка дошкольного возраста через раскрытие творческого потенциала, посредством овладения навыков художественно - эстетического развития.
Задачи:
Образовательные задачи:
- способствовать овладению воспитанниками навыками художественно-эстетической деятельности;
- обучать навыкам работы с различным материалом;
- сформировать систему умений и навыков в художественно-эстетическом творчестве.
Развивающие задачи:
- Развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость в ходе творческой деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, нестандартность мышления в процессе изготовления продуктов детской деятельности;
- формировать ручную умелость и мелкую моторику;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать партнерские отношения, чувства личной ответственности, толерантности по отношению к сверстникам;
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
- Воспитывать и развивать художественный вкус.
Данная программа предусматривает следующие методы организации детской деятельности:
- Словесные – универсальный метод, с его помощью решаются различные задачи, раскрываются содержание работы. Основные методы слова:
- рассказ - объяснение, беседа;
- анализ выразительных средств изобразительной деятельности;
- чтение книг, сказка;
- оценка продуктов детской деятельности.
2. Наглядные методы способствуют более быстрому, прочному усвоению материала, обеспечивают повышение интереса к темам деятельности. К этим методам можно отнести следующие приемы:
- демонстрация педагогом приемов работы;
- показ предметов, иллюстраций, произведений художников;
- демонстрация произведений народного творчества;
- работа с опорой на образец или технологическую карту.
3. Практические методы основаны на активной деятельности самих воспитанников. К ним относятся:
- экспериментирование с материалами, обследование предметов, являющихся основой художественного творчества;
- овладение приемами работы и технологическими процессами.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Активно-деятельностный метод. (При таком методе обучения дети приобретают знания и навыки в деятельности);
- Продуктивные методы. (В этом случае дети самостоятельно приобретают новые знания и навыки, используя имеющийся опыт в деятельности);
- Поисковые методы. (Дети принимают участие в коллективной исследовательской деятельности, в ходе которой открывают новые знания и осваивают способы ).
Программа «Умелые ручки» включает следующие разделы:
- Аппликация
- Соленое тесто
- Оригами
- Рисование
Основной формой работы является групповая партнерская деятельность. Так же используется индивидуальная, подгрупповая формы. Формы проведения занятий: занятие-игра, творческая мастерская, традиционное занятие.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового диагностирования.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 – 30 мин.
2.2. Организация содержания образования
Учебно-тематический план
Октябрь
Аппликация | «Птицы готовятся к отлету» |
Соленое тесто | «Гриб» |
Оригами | «Гриб» |
Рисование белой свечой | «Осень» |
Ноябрь
Аппликация из бумаги, сложенной гармошкой | «Цветочек для мамы» |
Соленое тесто | «Отпечаток руки» |
Оригами | «Тыква» |
Рисование по сырому фону – акварель + соль | «Цветочек» |
Декабрь
Аппликация | «Дед Мороз» |
Соленое тесто | «Елочная игрушка» |
Оригами | «Снежинка» |
Рисование техникой набрызг | «Зимний лес» |
Январь
Аппликация | «Зима» из манки |
Соленое тесто | «Снегирь» |
Рисование зубной пастой | «Зима» |
Февраль
Аппликация | «День Защитников Отечества» |
Соленое тесто | «Кораблик» |
Оригами | «Божья Коровка» |
Рисование солью | «Зимний лес» |
Март
Аппликация | «Поздравительная открытка» |
Соленое тесто | «Корзинка с цветочками» |
Оригами | «Ромашка» |
Рисование методом тычка | «Ваза с цветами» |
Апрель
Аппликация | «Весна» из салфеток |
Соленое тесто | «Яйцо на пасху» |
Оригами | «Фрукты, овощи» |
Рисование методом бумажные комочки | «Весенний пейзаж» |
Количество занятий по реализуемой программе
Раздел | Количество занятий | Количество часов за год |
Аппликация | 7 | 3часа 30 мин |
Соленое тесто | 7 | 3часа 30 мин |
Оригами | 6 | 3 часа |
Рисование | 7 | 3часа 30 мин |
Всего 27 13 часов 30 мин
2.3.Содержание программы
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.
Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
Аппликация. Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев на руках. Важнейшая задача аппликации – заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем. Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Деятельность с тестом способствует развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Особое влияние тестопластика оказывает влияние на развитие детского творчества, фантазии
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Оригами способствует концентрации внимания. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Нетрадиционная техника изображения способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию: ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников; мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга, психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления), тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость); познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
2.4. Список использованных источников
- Богат, В. Нюкалов, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). [Текст] / В. Богат В. Нюкалов //Дошкольное воспитание. – 1994. - №1 - С. 17-19.
- Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // - Дошкольное воспитание. – 1982. - №11 С. 32-38.
- Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, - 1996 . – 197 с.
- Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] /В.И. Ефремов // Пенза - 2001. – 240 с.
- Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г. Казакова // М. - 1982.- 274 с.
- Козлина, А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий [Текст] / А.В. Козлина // – М.: Мозаика – Синтез. - 2005. – 64 с.
- Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду [Текст] / И.А. Лыкова // Цветной мир - 2010. – 160 с.
- Петрова, И.М. Объемная аппликация [Текст] / И.М. Петрова // Детство-Пресс – 2007. – 31 с.
- Соколова, С.В. Оригами для старших дошкольников [Текст] / С.В. Соколова // Детство – пресс - 2010.- 48 с.
2.5. Перечень ключевых слов
Аппликация
Дошкольное детство
Оригами
Рисование
Соленое тесто
Тестопластика
Творческие способности
ФГОС
2.6. Контрольные материалы
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика" Солнце в комнате"
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
2. Методика "Складная картинка"
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.
3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
Изобразительные тесты
1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.
2. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения.
3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Классные ручки"
В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....
Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...
Программа "Умелые ручки" приобщение дете к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей.
Программа кружка...
Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.
Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...
Рабочая программа "Умелые ручки".
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....