Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.Идея дизайнерского образования дошкольников вызывает в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которое сегодня невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний и умений в образовательный процесс детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Золотые ручки" Первые шаги к дизайну. для разновозрастной группы | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Троицкое
муниципального района Сызранский Самарской области
Ивашевский филиал
дошкольная группа
Дополнительная образовательная программа
«Золотые ручки»
(для детей 3-7 лет разновозрастной группы)
Автор:
Чертова Алевтина Алексеевна
2013 год
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими
словами: чем больше мастерства в
детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Требованиям центральной задачей образовательной области «Художественное творчество».
Современному педагогу (воспитателю, музыкальному руководителю, старшему воспитателю) необходимо овладеть культурой дизайна, знать, а главное уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания.
Детская дизайн - деятельность сравнительно нова и мало изучена, но она обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.
Еще недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которое сегодня невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний и умений в образовательный процесс детского сада.
Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды.
Цель:
- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.
Задачи:
- Обучение детей различным приемам преобразования бумаги и пластилина;
- развитие воображения, умение видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;
- изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения, дома;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Направления работы:
- художественно-эстетическое развитие;
- развитие творческих способностей;
- познавательное развитие.
Принципы построения образовательного процесса:
- от простого к сложному;
- системность работы;
- индивидуальность подхода.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (показ педагога, пример, помощь);
- словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова) ;
- практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) .
Курс занятий рассчитан на 1 год обучения для детей 5-7 лет разновозрастной группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и т. д.
Этапы работы:
- знакомство со свойствами материалов;
- обучение приемам изготовления;
- изготовление поделок.
Ожидаемый результат:
- познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- освоят навыки работы с ножницами, клеем, стекой;
- научаться некоторым приемам преобразования материалов;
- научаться видеть необычное в обычных предметах;
- разовьют мелкую моторику рук.
- разовьют интерес к результату и качеству поделки;
- разовьется поисковая деятельность;
- освоят умения анализировать поделку;
- сформируется положительное отношение к труду;
- разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
- подготовится рука к письму.
Актуальность.
Закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность.
Тематическое планирование.
месяц | тема | Программное содержание | материалы |
сентябрь | Введение | -Познакомить детей с работами, которые будут выполнять в течении года. -Вызывать у детей заинтересованность к созиданию. Способствовать развитию воображения и фантазии ваших воспитанников. | Цветной картон А4, салфетки разных цветов, цветная бумага, ножницы, салфетки для рук. |
«Грибы в лукошке» | -Познакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладиться утюгом) -обучать детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги несложные детали, делать надрезы и т. д. | Лист белой бумаги А-4, лист цветной бумаги А-4, детали для оформления грибов, клей¸ ножницы, лукошко. разноцветные квадраты 6х6, 8х8, ножницы, клей, фломастер. | |
«Гусеница» | -Развивать у детей эстетическое восприятие природы -Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение. -Научить детей складывать гармошку из двух лент бумаги. -обучать детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги несложные детали. | Две полоски разноцветной бумаги 2х25, фломастер, ножницы, клей, салфетки. | |
Коллективная работа «Созрели яблочки в саду» | -Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. -Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движе- ниями пальцев. -Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). -Развивать образное восприятие. | плотный картон с силуэтом дерева, размер 1/2 А4; пластилин красного или желтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей; салфетка для рук. | |
октябрь | Коллективная работа «Папа-осьминог и осьминожки» | -Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством мятой бумаги изображение осьминога. -Закрепить навыки работы с клеем и ножницами. -Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | Большой лист бумаги голубого цвета (фон), 2 листа кофры 50х50 коричневого цвета, полоска бумаги 2х10, 8полосок 10х30, 2 листа цветной бумаги А4, полоска бумаги 2х4, детали (глаза, раковины, водоросли, кораллы и т.д.), ножницы, клей. |
«Знакомство с техникой квиллинг» | -Познакомить детей с техникой квиллинг, как одним из элементов, используемом в декоре, со способами изготовления простейших элементов. -Формировать навыки совместной работы. -Воспитывать навыки аккуратного обращения с клеем. | 7 полосок из цветной двусторонней бумаги, карандаш, клей, ножницы, кисть для клея, салфетка. | |
Коллективная работа «Осенний пейзаж». | -Повторить знания о сезонных изменениях в природе (осень, листопад, дождик и солнышко). -Закреплять знания цвета и его оттенков. Упражнять в умении приклеивать детали в указанном месте. - Продолжать формировать интерес детей к работе -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность. | цветная бумага (фон), 2 полоски каричневой бумаги 1х10, 0,5х3, цветные салфетки (оранжевая, желтая, зеленая), клей, ножницы, кисть для клея, салфетка. | |
«Мы делили апельсин» | -Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов. -закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. -учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. -Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. | Плотный картон с силуэтом вазы, размер 1/2 А4; пластилин желтого и оранжевого цветов; стержень отработанной шариковой ручки; салфетка для рук; доска для лепки; коробка — посылка с фруктами: апельсином, бананами и вложенным письмом для создания игровой ситуации; муляжи или натуральные фрукты: яблоко, слива, груша. | |
«Дождик». Аппликация. | -Знакомить детей с бумагой и ее свойствами. -Учить резать бумагу на ровные полоски, рвать бумагу по задуманной форме, приклеивать их к указанному месту. -Формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Полоски разной ширины из цветной бумаги, клей, ножницы, салфетки. | |
ноябрь | Коллективная работа «Курица с цыплятами» | -Закрепить умение детей сминать равномерно бумагу, сохранять форму и размер. -вырезать из бумаги несложные детали. -Продолжать формировать интерес детей к работе с бумагой. | 2 листа белой бумаги А4, 8 листов бумаги А3, лист желтой бумаги А4, полоски красной и черной бумаги, детали (клюв, глаза), лукошко, детали для оформления коллективной работы, ножницы, клей. |
Коллективная работа «Облака». | -Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами обучать детей правильно обрывать бумагу по задуманной форме. -Выдерживать общую композицию. -Воспитывать умение работать дружно и слаженно, распределять работу между собой. | Картон синего или голубого цвета для фона, лист белой А4, полоски желтого цвета 0,5х2, квадрат желтой бумаги 3х3, клей, ножницы, кисть для клея, салфетка. | |
«Золотая рыбка» | -Закреплять представление ребенка о форме рыбы. -Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами обучать детей сгибать лист «гармошкой». -Развивать эстетическое и образное восприятие. | 1,5 листа двусторонней желтой или оранжевой бумаги А4, полоса красной 4х8, полоска черной 1х2, белые бумажные кружочки от дырокола, клей, ножницы, кисть для клея, салфетка. | |
декабрь | «Ажурная снежинка» | -Научить детей вырезать снежинки из правильно сложенного квадрата. - Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность. | Квадрат белой офисной бумаги 15х15, простой карандаш, ножницы, линейка. |
«Гигантские снежинки». Папье-маше. | -Познакомить детей с изделиями из папье-маше. -Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами, клеем. -Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться результату своей деятельности. -Воспитывать желание сделать окружающее пространство красивым. | Использованная офисная бумага (газета), цветная бумага, клей, ножницы, кисть для клея, салфетка. | |
«Карнавальные шапочки». Папье-маше. | -Продолжить знакомство с папье-маше. -Обучать правильно работать кисточкой и клеем. - Обращать внимание детей на сложную форму и ее сохранение. -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность. | использованная офисная бумага (газета), цветная бумага, клей, ножницы, кисть для клея, салфетка. | |
январь | Силуэтное вырезание «Ангелочек» | -Повторить знания о Рождестве, -напомнить о правилах силуэтного вырезания. -вырезать из бумаги несложные детали. | Лист офисной белой бумаги А4, трафарет, синий картон для фона, клей, ножницы, кисть для клея, салфетка.
|
«Снеговик» | -родолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами -обучать детей правильно пользоваться ножницами, -вырезать из бумаги несложные детали. | Лист бумаги А-4, 5 листов бумаги А-3, клей, лицо для снеговика, фломастеры. | |
февраль | Коллективная работа «Зимний пейзаж» | -Повторить знания о сезонных изменениях в природе (зима, снегопад, сугробы..). -Закреплять знания цвета и его оттенков. Упражнять в умении приклеивать детали в указанном месте. - Продолжать формировать интерес детей к работе -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность. | Белый или голубой картон (фон) А3, 2 полоски каричневой бумаги 1х10, 0,5х3, цветные салфетки (белая,голубая, желтая), клей, ножницы, кисть для клея, салфетка. |
«Самолет летит» | -Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. -Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. -Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. -Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. | Плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков, солнца, размер 1/2 А4; пластилин серого и желтого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением самолета или самолет-игрушка. | |
март | Коллективная работа «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | -Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. -Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. -Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. -Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | плотный картон голубого (синего) цвета с силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха, размер ½ А4; пластилин желтого, красного, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; персонажи к сказке «Утренние лучи» К. Ушинского для фланелеграфа. |
«Кошка» | -Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами, -обучать детей правильно пользоваться ножницами, -вырезать из бумаги несложные детали. | Бумага цвет по желанию: 1 лист А4, половину А4, квадрат 3х3, ножницы, клей фломастер. | |
«Мышка» | -Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами, -обучать детей правильно пользоваться ножницами, -вырезать из бумаги несложные детали. | Половина листа А4,полоски розового цвета 0,5х8 и 4х8, ножницы, клей, фломастер. | |
апрель | «Звездное небо» | -Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. -Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. -Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. -Развивать композиционное и пространственное восприятие. | Плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, размер ½ А4; пластилин желтого, белого цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
«Желтые уточки» | -Закреплять представление ребенка о форме уточки, частей е тела.. -Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами обучать детей сгибать лист «гармошкой», мять, расправлять и вырезать. -Развивать эстетическое и образное восприятие. | 1 лист двусторонней желтой А4 и красной бумаги, полоска черной 1х2, белые бумажные кружочки от дырокола, шнурок или тесьма 40 см, клей, ножницы, кисть для клея, салфетка. | |
Коллективная работа «Воздушные шары над городом» | -Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями -Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. -Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. -Развивать эстетическое и образное восприятие. | Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, внизу крыши домов - размер А3; пластилин,воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации; салфетка для рук; доска для лепки. | |
Коллективная работа. «Радуга-дуга» | -Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. -Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. -Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. -Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). | Плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4; пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением радуги. | |
«Улитка, улитка, выпусти рога» | -Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. -Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. -Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. -Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы. | Плотный картон с силуэтом листочка, размер 1/2 А4; пластилин черного и коричневого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением улитки (или улитка-игрушка) |
Литература.
- Анистратова А. А., Гришина Н. И. «Поделки из кусочков бумаги» :«Оникс»2010 г.
- Армин Тойбнер «Прикольные поделки из цветной бумаги»: Академия развития, 2008г.
- Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей» : Скрипторий 2003г.
- Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество»- М, «Просвещение», 1985г.
- Лубковска К. Згрыхова И. «Сделаем это сами», М, «Просвещение», 1983г.
- Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. – М, Скрипторий 2003г.
- Шалаева Г. «Поделки из бумаги» - М: «Слово» 2007 г.
- Шквыря Ж. «Поделки из бумаги»: - Харьков Белгород, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по опытно – экспериментальной работе в разновозрастной группе от 5 до 7 лет компенсирующей направленности для детей с ОНР «Волшебница вода»
Цель: Развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования с водой.Задачи:Обучающие:расширять знания детей о воде, и её роли в жизни человека и природыпознакомить детей со ...
Программа дополнительного образования воспитанников по художественно-эстетическому развитию в разновозрастной группе 3-7 лет « Теремок» на 2021-2022 уч.год
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть р...
НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №19
Аппликация во второй младшей группе детей с ТНР "Платье для мамы"...
НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №19
НОД аппликация для детей с ТНР "Морковка для зайчика"...
НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №19
НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №19...
НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», аппликация в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...