Программа "Классные ручки"
методическая разработка по теме
В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительных навыков детей в рисовании и аппликации, развитию творческой активности, оригинальности и индивидуальности каждого ребёнка.
В системе работы наряду с разнообразными нетрадиционными методами используются новые и необычные - рисование крупой, на крупе, мятой бумагой, блопенами, витражными красками, пластилином по трафарету, спичечными коробками. В аппликации используются нитки, крупы, ватные диски, фольга, ватные палочки и т.п. Планируется определённое количество занятий, где рисование связано с аппликацией. Также в программе запланирована коллективная форма творчества.
Главной целью программы является развитие художественно-творческих способностей каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей различных художественных материалов. В соответствии с целью сформированы основные задачи:
1. Вызвать интерес к разнообразным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Расширять представление детей о нетрадиционных способах в рисовании и аппликации.
3. Раскрывать творческий потенциал и стремление к самовыражению.
Применение на практике предложенного методического материала помогло повысить интерес детей к различным изобразительным материалам, развить содержание, форму, композицию, цветовую гамму рисунков. Дети научились соединять в одном изображении различные материалы для получения выразительности образов, у них развились навыки сотрудничества через коллективную деятельность.
В приложении представлены конспекты занятий, литература, рекомендуемая для детей и родителей, таблицы оценки нетрадиционных изобразительных навыков детей в рисовании и аппликации. Всё это ведёт к полному решению целей и задач данной программы.
Представленный опыт работы может быть рекомендован к использованию в работе педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Vvedenie_2.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пасикова Людмила Ивановна
Введение
Могут наши ручки чудо сотворить, Руки учат голову,
И не только кистью мир отобразить!!! затем поумневшая голова учит руки,
(авторская) а умелые руки снова способствуют
развитию мозга.
(И. П. Павлов)
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка заниматься изобразительной деятельностью, можно разбудить в нём дремлющие до поры до времени творческие возможности. Изображая то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его. Эмоции, вызванные нетрадиционным изобразительным искусством, способны творить чудеса, они развивают способности детей и их творчество. Если учесть, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то становится ясно, что именно здесь он получит основные, чёткие, систематизированные знания. Ни в одном другом возрасте ребёнок не развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не закрепляет всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить.
Нетрадиционная изобразительная деятельность заключает в себе большой потенциал. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического, волевого и психического развития детей.
Художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребёнка нетрадиционный художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, способствует созданию художественного образа. Познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. При использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Для того чтобы нетрадиционная изобразительная деятельность была для малыша любимым и желанным занятием, он должен себя чувствовать в таком творчестве счастливым и успешным.
Мы, взрослые, должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью…
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики и на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах как «Детство», «Радуга», «Развитие и др. Авторы предполагают через раздел художественно – эстетического воспитания для развития творческих способностей знакомить детей с традиционными способами рисования.
Но зачастую ребёнку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Так, видный деятель Комарова Т.С. не только подчёркивает необходимость формирования у детей навыков изобразительной деятельности, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике. Она пишет, что учитывая возможности дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования, разнообразив способы работы новыми нетрадиционными материалами и сочетая их в одном изображении. Также под руководством заслуженного педагога Р.Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и предложено педагогам использовать их в детских студиях. Другой видный деятель Н. В. Шайдурова говорит о необходимости сочетания разных материалов в изобразительной деятельности и большое значение в этом играет создание развивающей среды. У детей должна быть бумага разного цвета, фактуры, формата, а также материал и оборудование, позволяющие детям использовать в своих работах смешанные техники. Давыдова Г.Н. пишет, что детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А. В. также подчёркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать. Всё необычное привлекает детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребёнка, вызывают радостное настроение, не утомляет.
Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредоточивается, зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребёнка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Изобразительная деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Также в процессе изобразительной деятельности ребёнок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребёнка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку.
Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Проанализировав авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия в изостудии «Творчество». Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребёнка. Занятия провожу с детьми от 2-х до 7-ти лет. При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей. Построение системы занятий осуществляется в определённой последовательности, чтобы навыки и умения дети осваивали в процессе обучения постепенно. На занятиях к детям применяется индивидуально-дифференцируемый подход и учитываются их возрастные возможности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, ребёнок получает оптимальные условия для своего художественного развития.
Созданная мною программа « Классные ручки!» предлагает занятия по рисованию и аппликации с использованием нетрадиционных способов. Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы наряду с разнообразными нетрадиционными методами (кляксография, граттаж, набрызг, монотипия и др.) используются новые и необычные - рисование крупой, на крупе, мятой бумагой, блопенами, витражными красками, пастелью, пластилином по трафарету, спичечными коробками. Также используется аппликация из ниток, круп, ватных дисков, бисера, фольги; из бумаги, скрученной по спирали; ватных палочек, ладошек, пуговиц, яичной скорлупы и т.д. Эти занятия способствует развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребёнка. Каждое занятие – новый шаг в познание чего-то нового и оригинального для ребёнка. Всё это происходит через практическую деятельность детей с разнообразными изоматериалами. К счастью, сейчас можно купить практические любые материалы для творчества, и их ассортимент настолько разнообразен! А это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Мною планируется определённое количество занятий, где рисование связано с аппликацией. При таком подходе происходит объединение процесса освоения детьми технических навыков и умений с процессом формирования художественно – образного начала. Такой путь обучения наиболее эффективен для художественного развития дошкольника, так как даёт детям использовать разные способы изображения. Этот процесс требует создания поисковых ситуаций, когда дети ставятся перед необходимостью выбора того или иного способа изображения. Сочетание рисования и аппликации даёт возможность ребёнку передать наиболее выразительные черты персонажа, который дети воспринимают как « живой образ», относятся к нему эмоционально. Они могут сами выбрать материал, с помощью которого хотели бы дополнить данный персонаж. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, анализировать результат, сравнивать работы, учатся высказывать своё собственное мнение.
Также в программе запланировано создание детьми коллективных работ на ватманах и кусках обоев. Коллективная форма творчества сближает детей, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально тёплые отношения. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения. М. В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ребёнка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека».
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось.
Развивая интерес к занятию, предоставляю детям как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность.
Также мною сделан упор на развитие на занятии у детей движений рук, а именно пальцев кисти, т.к. существует тесная взаимосвязь между координацией тонких, лёгких движений и речью. Исследования профессора М. М. Кольцова показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у ребёнка всегда находится в прямой зависимости от степени развития способности выполнять тонкие движения пальцами рук.
Один из основных моментов данной программы – помочь ребёнку освоить разнообразные нетрадиционные техники в рисовании и аппликации, узнать выразительные возможности инструментов и материалов.
Цель и задачи программы
Цель: развитие художественно-творческих способностей каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей различных художественных материалов.
Задачи:
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
4. Расширять представление детей о нетрадиционных способах в рисовании и аппликации.
5. Учить соединять в одном изображении различные материалы для получения выразительности образа.
6. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, замечать и творить её красоту. Воспитывать эстетический вкус.
7. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
8. Раскрывать творческий потенциал и стремление к самовыражению.
9. Формировать нравственные черты личности, навыки сотрудничества через коллективную деятельность.
10. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, родителям, сотрудникам детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...