Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
методическая разработка

Трегубова Гульнара

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» носит художественно - эстетическую направленность.

Актуальность:  современное время изобилия игр, игрушек, компьютерных технологий проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем. Дети больше не делают игрушки своими руками, не радуют близких подарками, больше времени проводят у телевизоров и компьютеров, больше общаются не со сверстниками, а с игровыми персонажами. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные воспитанники, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть любознательными и  активными, интересующимися новым, неизвестным в окружающем мире, овладевшими средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, тестом, тканью имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые  виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Новизной данной программы является использование нетрадиционных техник (пластилинография,  квиллинг,  тестопластика, торцевание) и материалов (бумага, тесто, нить, ткань).

Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники, развивать мелкую моторику рук и ручную умелость.

Задачи:

  • Знакомить детей с различными материалами и их свойствами.
  • Обучать детей нестандартным техникам работы с материалами.
  • Развивать  познавательные и конструктивные способности .
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать художественно творческие способности в продуктивных видах деятельности.
  • Воспитывать художественный вкус.
  • Развивать интерес к результату и качеству поделки.

Содержание образовательной деятельности кружка «Умелые ручки» рассчитано на детей 5-7 лет. Срок реализации 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятий соответствует СанПин: 5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет – 30 минут. Занятия проводятся в разнообразных формах (экскурсии, эксперимент, практическая деятельность, итоговое занятие).

Содержание образовательной деятельности кружка «Умелые ручки» соответствует требованиям ФГТ к условиям  реализации общеобразовательной программы.

Программный материал предусматривает два вида интеграции:

  • Интеграция образовательных областей
  • Интеграция видов детской деятельности

На занятиях кружка предусматривается интеграция образовательных областей:

Художественное творчество (дети изготавливают поделки)

Коммуникация (развивается диалогическая, монологическая форма речи)

Социализация (развивается уверенность в себе, своих возможностях, формируются равноправные отношения со сверстниками, уважительное отношение к взрослым)

Интеграция видов детской деятельности.

Во время непосредственной образовательной деятельности осуществляется интеграция видов детской деятельности:

  • Продуктивная деятельность (дети изготавливают поделки)
  • Двигательная деятельность (физминутки)
  • Коммуникативная деятельность (участвуют в беседе, в ситуативном разговоре, отгадывают загадки, читают стихи)
  • Трудовая деятельность (организовывается дежурство на занятиях)
  • Познавательно – исследовательская (дети участвуют в экспериментировании, экскурсиях, сборе материала).
  • Музыкальная деятельность (прослушивание музыки на занятиях).

Предполагаемый  результат:

Старшая группа:

  • Знают названия материалов, название и назначение инструментов.
  • Развиты творческие и художественные способности.
  • Развиты познавательные и конструктивные способности.
  • Развита мелкая моторика рук.
  • Знают правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

      Подготовительная группа:

  • Умеют работать с различными техниками и материалами.
  • Владеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоено  умение анализировать поделку.
  • Сформировано  положительное отношение к труду.
  • Развиты  конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.
  • Развит  интерес к результату и качеству поделки.

Мониторинг

Проводится после каждого блока в форме вернисажа детских работ. На вернисаж приглашаются родители воспитанников.

По окончанию блока проводится оценка развития умений и навыков детей. Оценка развития умений и навыков осуществляется на основе анализа детских работ и заносится в карту достижения детьми планируемых результатов (приложение 1).

Учебно-тематическое планирование

Тематическое  планирование разработано по принципу  сезонности, природных явлений.

Занятия проводятся в разнообразной форме (экскурсии, эксперимент, творческая деятельность воспитанников).

Так как основной детской деятельностью является игра поэтому все занятия построены на основе игровых мотиваций.

Учебно – тематический  план

Кружка «Умелые ручки»   (1 год обучения)

Тема

Всего занятий

1

Вводная беседа

1

2

Экопластика (работа с природным материалом)

8

3

Бумагопластика ( работа с бумагой)

10

4

Пластилинография (работа с пластилином)

8

5

Тестопластика (работа с соленым тестом)

24

6

Работа с тканью

13

Итого

64

Содержание программы (1 год обучения)

Вводная беседа  (1 занятие).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом (8 занятий).

  • Рассказ о флористике. Природа северного края.
  • Изготовление композиций из засушенных листьев, травы.
  • Изготовление игрушки, вазы из травы и природного материала.
  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с бумагой и картоном (бумагопластика) (10 занятий).

  • Рассказ «Из истории бумаги». Знакомство с разнообразием материала, его свойствами.
  • Изготовление объемных фигур цветов, фруктов, животных.
  • Изготовление шкатулки декорированной цветами.

Работа с пластилином (пластилинография) (8 занятий).

  • Знакомство с происхождение материала, его свойствами.
  • Изготовление панно.

Работа с тестом (тестопластика) (24 занятия).

  • Знакомство с тестом, способом изготовления. Свойствами материала.
  • Изготовление украшений.
  • Изготовление карандашниц, кашпо, копилки, салфетницы, ваз, подсвечников.

Работа с тканью (10 занятий).

  • Знакомство с материалом. История ткани и иглы. Инструкция по технике безопасности.
  • Изготовление салфетки, игольницы.
  • Изготовление игрушки.

Учебно – тематический  план

Кружка «Умелые ручки»   (2 год обучения)

Тема

Всего занятий

1

Вводная беседа

1

2

Торцевание ( работа с бумагой)

18

3

Квиллинг  ( работа с бумагой)

13

4

Тестопластика (работа с соленым тестом)

10

5

Работа с нитками

12

6

Работа с шерстью

10

Итого

64

Содержание программы (2 год обучения)

Вводная беседа  (1 занятие).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с бумагой  (торцевание) (18 занятий).

  • Рассказ «Из истории бумаги».
  • Знакомство с техникой торцевания.
  • Изготовление панно по образцу.
  • Изготовление поделок.

Работа с бумагой и картоном (квиллинг) (13 занятий).

  • Знакомство с техникой квиллинг.
  • Изготовление панно по образцу.
  • Изготовление шкатулки, декоративных композиций.
  • Изготовление рамки для фото.

Работа с тестом (тестопластика) (10 занятий).

  • Знакомство с тестом, способом изготовления. Свойствами материала.
  • Изготовление украшений.
  • Изготовление карандашниц, кашпо, копилки, конфетницы.

Работа с нитью ( 12 занятий ).

  • Знакомство с происхождение материала, его свойствами.
  • Изготовление игрушек из ниток, вазы, декоративных украшений.
  • Изготовление вазы из ниток с использованием клея.

Работа с шерстью  (10 занятий).

  • Знакомство со свойствами материала.
  • Изготовление игрушек, панно, бус.

Методическое обеспечение

Литература

Средства

•И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика».-М.Издательский дом «Карапуз» 2008-160с.

• Н. Яковлева «Пластилиновая  живопись» М. ТЦ Сфера 2010-128с.

•Л.В.Куцакова «Творим и мастерим» М. Мозаика синтез.2010-112с.

•Л.В. Козлина «Уроки ручного труда» М. Мозаика-Синтез 64с.

А.Л. Романовская «Поделки из соленого теста» Мн.: Харвест, 2009

Т.Н. Дорошенко « Лепка из соленого теста» Харьков: Фолио, 2011- 219с

А.Зайцева «Валяние. Яркие идеи»

•        

Бумага: гофрированная, картон, цветная, бархатная.

•        Ткань, иглы, нитки

•        Различные материалы: коробки, бутылки, поролон, бисер, бусинки.

•        Нитки для вязания разных цветов.

•        Клей ПВА

•        Ножницы, кисти, карандаши, линейки.

•        Кисти, краски, пластилин.

•        Материалы для соленого теста (мука, соль)

  • Шерсть для валяния, иглы.

Приложение 1

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. (1 год обучения)

Ф.И. ребенка

Качество выполнения отдельных элементов

Качество готовой работы

Организация рабочего места

Трудоемкость, самостоятельность

Креативность

Знание материалов и инструментов

Итог

1 блок

Экопластика (работа с природным материалом)

1

2

3

2 блок

Бумагопластика ( работа с бумагой)

3 блок

Пластилинография (работа с пластилином)

4 блок

Тестопластика (работа с соленым тестом)

5 блок

Работа с тканью

Критерии качества выполнения практической работы.

1. Качество выполнения отдельных элементов

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу.

Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца.

Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу.

2.Качество готовой работы

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Сборка отдельных элементов не соответствует образцу.

Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.

Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены.

3. Организация рабочего места

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места

Готовит рабочее место при помощи педагога

Способен самостоятельно готовить свое рабочее место

4. Трудоемкость, самостоятельность

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца.

Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия.

Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения.

5. Креативность

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет.

Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что-то свое.

Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка.

6.Знание материалов и инструментов

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Называет с помощью педагога, затрудняется ответить, путается в названиях.

Называет не все материалы и инструменты, нуждается в помощи педагога.

Называет без затруднений используемые материалы, названия инструментов, техники безопасности при использовании.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. (2 год обучения)

Ф.И. ребенка

Владение приемами преобразования материалов в различных техниках

Знание техник, материалов и инструментов

Организация рабочего места

Трудоемкость, самостоятельность

Креативность

Качество готовой работы

Анализ готовой работы

Итог

1 блок

Торцевание (работа с бумагой)

1

2

3

2 блок

Квилинг ( работа с бумагой)

3 блок

Тестопластика (работа с соленым тестом)

4 блок

Работа с нитками

5 блок

Работа с шерстью

Критерии качества выполнения практической работы.

1.Владение приемами преобразования материалов в различных техниках

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Испытывает затруднения, нуждается в помощи.

Может преобразовывать материал с помощью педагога. Не уверен в себе.

Владеет приемами преобразования различных материалов, с легкостью подбирает инструмент.

2. Знание техник, материалов и инструментов

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Называет с помощью педагога, затрудняется ответить, путается в названиях.

Называет не все материалы и инструменты, нуждается в помощи педагога.

Называет без затруднений используемые материалы, названия инструментов, техники безопасности при использовании.

3. Организация рабочего места

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места

Готовит рабочее место при помощи педагога

Способен самостоятельно готовить свое рабочее место

4. Трудоемкость, самостоятельность

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца.

Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия.

Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения.

5. Креативность

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет.

Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что-то свое.

Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка.

6. Качество готовой работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

(1 балл)

(2 балла)

(3 балла)

Сборка отдельных элементов не соответствует образцу.

Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.

Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены.

7.Анализ готовой работы

Испытывает затруднения в оценке своей работы.

Анализирует работу с помощью педагога. Не может дать оценку своей деятельности самостоятельно.

Анализирует свою работу. Находит недочеты и преимущества. Способен отстоять свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...