самоанализ воспитателя ДОУ
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
«Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр». Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Перед собой, я поставила задачу – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно – ролевой, требует большого педагогического мастерства и такта. Существенное значение для организации и проведения сюжетно-ролевых игр имеет подготовка игрового материала. Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей.
В организации и проведении сюжетно – ролевых игр я выделяю три этапа. Руководство на этих этапах осуществляется по – разному.
На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль я беру на себя. Я направляю развитие сюжета, слежу за сменой ролей и стараюсь развивать умение применять полученные ранее знания в игре.
На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими навыками применения знаний в игре. Ведущие роли начинают выполнять дети. Я принимаю участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли разыгрывают дети. Я - активный наблюдатель.
При распределении ролей я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок получил роль. Умение заинтересовать ребёнка, привлечь его к игре – всё это требует от меня большого педагогического мастерства.
Иногда значение сюжетно-ролевой игры умаляется и от того, что воспитатель плохо владеет методикой её проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребёнок действует, а остальные ждут своей очереди). Или игра превращается в НОД, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно сделать, а не в качестве партнёра по игре.
Я стараюсь сделать так, чтобы в сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточнялись и расширялись, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретали сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.
Задачи, которые я реализую в сюжетно - ролевой игре: образовательные, развивающие, воспитательные.
Также в каждой сюжетно-ролевой игре происходит интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Углубленно я подошла к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие», которая в возрастной группе дошкольников от 4 до 5 лет включает в себя виды образовательной деятельности «Окружающий мир», и «Математическое развитие».
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
•развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В процессе подготовки к игре, да и в самой игре ребёнок знакомится и укрепляет знания о труде взрослых, о предметах «помощниках» в каждой из профессий. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Я подводила детей к тому, чтобы дети объединядись между собой по собственной инициативе, сами определяли сюжет игры, брали на себя соответствующие роли, распределяли игровой материал, намечали и развивали содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Если это вызывало у детей затруднения, то направляющие действия сделала я. Важно, что сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Выбор сюжета игры и соответствующего вида деятельности взрослых, которую можно отобразить в содержании игры, определение ролей и игровых правил должны быть связаны с образовательными задачами в данной области знаний на текущий момент. Так, например, счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу мы (я и дети) осуществляли в игре «Магазин», где продавцы, кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов посредством счёта. Состав числа из единиц осваивали успешнее в игре «Почта», в которой сортировщики и почтальоны раскладывают «почту» по адресам в соответствии с названным числом. Соответствие количества и числа я ввела в такие игры, как «Семья», «Детский сад», например, сервировка стола, соответствие количества гостей и посуды (детей и посуды). Практически в каждой сюжетно-ролевой игре могут быть закреплены названия геометрических фигур («Магазин» - форма фруктов или овощей), «Почта» - форма письма, посылки…). В ходе игр «Цирк» и «Зоопарк» у ребят формируются пространственные представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе организации игры «Семья» (когда можно предложить детям приготовить завтрак, обед или ужин), воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных предметов и действий с ними дети выполняют элементарные математические задачи.
К активному участию в педагогическом процессе привлекаем родителей воспитанников, так как взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка. В целях плодотворного сотрудничества проводим совместные мероприятия и образовательную деятельность, выставки, презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал из опыта работы "Самоанализ воспитателя"
От того,как воспитатель умеет проанализировать свою деятельность зависит его настоящее и будущее....
Самоанализ воспитателя.
Самоанализ воспитателя для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию....
Контроль в ДОУ. Самоанализ воспитателя "Социально-личностное развитие дошкольника"
Предлагаю вариант вопросника для осушествления контроля по теме " Социально-личностное развите дошкольника". Материал может использоваться воспитателем для самоанализа работы по образовательной област...
самоанализ воспитателя
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в д...
Самоанализ воспитателя по игровой деятельности
Самоанализ воспитателя по игровой деятельности...
Консультации для воспитателей. Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ.
Консультация для воспитателей....
Самоанализ воспитателя непосредственно образовательной деятельности
Этот материал поможет молодым воспитателям...