самоанализ воспитателя
методическая разработка на тему

мешкова юлия валерьевна

 

    Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

  Ведущей целью программы развития нашего дошкольного учреждения,  в разработке которой принимала участие,  является реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществления интеллектуального, нравственного, эстетического развития через включение в социальную среду и потребность в укреплении психофизического здоровья.

 Следуя поставленной цели, приоритетным направлением в работе коллектива стало художественно-эстетическое развитие дошкольников   Поставлена задача, не просто обучить детей рисовать, мастерить, конструировать, петь, танцевать, музицировать, драматизировать, а использовать художественно-эстетическое развитие детей как средство формирования творчески активной личности.

        В ДОУ работаю воспитателем 5 лет, Аттестуюсь на первую квалификационную категорию. В качестве основных задач педагогической работы определила для себя  следующие:

· создание необходимых условий для обеспечения качества образовательного процесса, с использованием современных развивающих технологий;

·  предоставление воспитанникам возможности реализовывать себя во всех видах детской деятельности: учебной, игровой, трудовой, музыкальной, спортивной, коммуникативной;

· обеспечение физического и психического здоровья и здорового образа жизни;

· осуществление необходимой коррекции в познавательно-речевом развитии;

· создание предметно-пространственной эстетически развивающей среды в группе;

· взаимодействие с родителями  в решении возникающих проблем.

   Цели моей профессиональной деятельности согласованы с целями нашего учреждения. В течении некоторого времени  работаю над проблемой «Развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников». Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности . Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разметать, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены: задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.

Приоритетной задачей организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

Такие чувства не могут не возникать после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Комплексная диагностика позволяет спроектировать маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и укреплению здоровья. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Мониторинг оценки состояния здоровья детей в среднем дошкольном возрасте показал, что из 23 ребенка у 4 детей — 1 группа здоровья, у остальных — 2 группа. Много детей с отклонениями в опорно-двигательном аппарате, 2 детей с анемией. В старшем возрасте практически ничего не изменилось. Из детей со второй группой здоровья 5 ребенка имеют диагноз — туб инфицирован, у 4 детей аденоиды 1 и 2 стадии. Проанализировав данные по состоянию здоровья за три года я поставили перед собой задачи:

 •Организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка-дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

•Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастно - психолого-гуманистических особенностей воспитанников, учета основных принципов педагогики оздоровления.

•Создание дошкольнику эмоционально-комфортного состояния посредством оптимально заданной интенсивности двигательных, физических, психических нагрузок.

•Совершенствование пространственного развития среды в группе, способствующей целостному развитию личности ребенка.

•Активация сотрудничества педагогов и родителей, повышение педагогической компетентности родителей в целях охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Основная цель использования здоровье сберегающих технологий в организации жизнедеятельности воспитанников — это осуществление комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством организации здоровье сберегающего пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Создание здоровье сберегающей среды в группе предполагает проведение гигиенической, рациональной, адекватной возрасту детей образовательный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Степень утомления детей, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья в прямую зависит от методов, режимов, и технологий обучения. В группе мною используется: личностно-ориентированная модель воспитания и обучения — стиль педагогического воздействия — демократический.

Данный стиль — согласованно-положительный, положительно-активный. Тип педагогического отношения к детям — устойчиво положительный. Установление партнерских взаимоотношений: педагог понимает и принимает позицию ребенка. Педагогическое воздействие строится с учетом возрастных, индивидуальных, половых особенностей ребенка. На непосредственно образовательной деятельности для детей используются разноуровневые  задания. Оптимально двигательный режим — режим, позволяющий не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности ребенка, но и предусмотреть рациональное содержание при активности, освоение на соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принципы: оздоровительная направленность, естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности, индивидуально-дифференцированный подход. Для организации оптимального двигательного режима в моей группе создан уголок физического развития, в котором есть кегли и мячи, скакалки и веревочки различной длинны и цвета, кольцеброс, мешочки с песком, серсо, кубики различной величины. Для гимнастики пробуждения  используются различные массажные коврики, дорожки и мостик, тренажеры для профилактики нарушений осанки. Для осознания своего «я» и отслеживания психологического комфорта нами сделан уголок настроения «Наше настроение». Для музыкотерапии приобретен магнитофон и подобран музыкальный материал. Для привития культурно-гигиенических навыков и создания хорошего настроения в умывальной комнате создана развивающая среда «Морской мир». Также в группе подобран соответствующий световой режим для детей с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного, или реабилитационного эффекта в его психофизического статусе. Элементы цветотерапии прослеживаются и цветовом оформлении помещений и в использовании цветовых пятен при организации двигательной активности. Учитывая состояние здоровья детей в организации жизнедеятельности, мы используем следующие здоровье сберегающие компоненты:

 1. Для обеспечения здорового ритма жизни использую: а) щадящий режим(в адаптационный период) б) гибкий режим в) организация микроклимата.

2.Физические упражнения: а) утренняя гимнастика(проводиться каждый день, используются различные формы проведения, включая дыхательные и профилактические упражнения). б) подвижные и динамические игры (в течение всего дня в группе и на улице). в) час двигательной активности (на прогулке 1 раз в неделю). г) дыхательная гимнастика (используется до и после занятий, вместе с физкультминуткой для повышения общего тонуса и активизации детей) по Стрельниковой. д) физкультминутки (используются на занятиях). е) упражнение на предупреждение плоскостопия (ходьба по ребристой дорожке, занятие на тренажерах). ж) массаж волшебных точек ушек: «Поиграем с ушками», «Потянем ушки», «Погреем ушки». з) спортивные игры. и) дни здоровья.

3.Закаливание: а) воздушные ванны б) гимнастика пробуждения в) игровой самомассаж г) ходьба по ребристой дорожке д) обширное умывание е) дыхательная гимнастика.

4.Фитотерапия (фитоионогальванизация, полоскание рта отваром трав).

5.Диетотерапия ( рациональное питание).

6.Свето и цветотерапия (достаточное поступление света в помещение, не загроможденность и чистота окон, цветовая гамма группы спокойная ).

7.Музыкотерапия: а) музыкальное сопровождение режимных моментов (спокойная музыка во время еды, бодрая во время одевания). б) музыкальное оформление фона занятий (использование по теме занятий песен и мелодий, для отдыха детей, проведение ритмических минуток). в) хоровое пение.

8.Аутотренинг и психогимнастика: а) игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (этюды на выражение различных эмоциональных состояний «Лисенок боится», «Поссорились и помирились», «Разное настроение»). б) игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний (игры: «Передай улыбку другому», «На что похоже настроение», «Прими решение», «Минутка шалости». Этюды «Солнце», «Радость», «Два друга», «Впереди всех»). в) релаксация — успокоение и расслабление мышц тела и эмоционального напряжения («Снежная баба», «Шалтай-болтай», «Холодно-жарко», «Свечи», «Кошечка»). г) пальчиковая гимнастика (игры потешки «Пальчики в футбол играют» «Дружба», «Цветок», «Семья»).

 9.Физиотерапия: а) кварц б) КУФ(по назначению врача педиатра)

10.Витаминотерапия( 2 раза в год)

 11.Пропаганда ЗОЖ: а) занятия по ОБЖ (по плану) б) работа с родителями ( консультации: «Роль физического воспитания в развитии дошкольника», «Закаливание и здоровье детей», «Предупреждение плоскостопия», «Прогулка в жизни ребенка», «Как предупредить отклонения в поведении ребенка». Беседы : «Берегите зрение детей», «Дети и телевизор», «Авитаминоз», «Пищевая аллергия», «Чем занять ребенка в выходные дни»). В дальнейшем необходимо проводить с родителями обучающие упражнения, игры-тренинги, организация круглого стола. Самим овладеть гимнастикой для мозга по системе Брейн - джим, ритмопластикой.

На протяжении нескольких лет в рамках дополнительного образования  веду кружок развивающих игр «Умелые пальчики».  Результативность кружковой деятельности  состоит в следующих показателях развития воспитанников:

·                 проявляют творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяют известные им способы действий в иной обстановке;

·                 сформировалась самостоятельность, усидчивость и наблюдательность;

·                 стали последовательно и логически мыслить, научились сравнивать и обобщать.

 

         Принцип развивающего обучения, на котором построена деятельность ДОУ, предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе, и к речевому развитию детей. Обладая системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, применяю вариативные методики и программы, использую приемы развивающего обучения, учитывая психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.

Процесс поискового обучения я выстраиваю на диалогическом общении и взаимодействии при интеллектуальной и социальной активности ребенка. Планирование образовательного процесса происходит строго с учетом перспективы развития каждого ребенка. Объем знаний, их интеллектуализация реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а благодаря методике. Подбираю учебный материал, стимулирующий рост умственных способностей детей (занимательные и интеллектуальные игры, упражнения, игрушки).

Личностно-ориентированный подход к освоению содержания образования  проявляется в использовании разнообразных форм организации детей на занятиях, с учетом их подготовленности и характере предстоящей деятельности, различных методов и приемов. Обеспечивая развивающий характер образовательного процесса, в работе с детьми использую методы и приемы, обеспечивающие активную познавательную деятельность дошкольников:

- дифференциация по содержанию работы с детьми (задания разной степени трудности, гибкие вариативные задания);

- дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям (по возрастному составу, по половому признаку, по области интересов, по уровню достижений, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья);

- осуществляю индивидуальный подход к ребенку при развитии его речевых способностей и продвижению к успеху;

- содержание обучения строго по деятельности, основанной на информации доступной пониманию ребенка и жизненно важной для него;

- используя инновационное обучение: игры, разыгрывание ролей, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, что стимулирует потенциальные возможности детской фантазии, развивает воображении;

- уделяю внимание совместной деятельности ребенка и взрослого,  

- в обучении создаю проблемную ситуацию, побуждающую к поиску, открытию.

  Моя позиция по отношению к ребенку – любовь к нему, заинтересованность в его жизни, вера, терпимость к недостаткам. Общение с ребенком основано на сотрудничестве, демократизации отношения. Требовательность к детям основывается на доверии. Стараюсь находить лучшие качества ребенка и раскрывать его способности, видеть уникальность ребенка, уважать его права и свободу, создавать для ребенка ситуацию успеха, помогать ему в самореализации. Поощряю доброжелательные отношения между детьми (чуткость, вежливость, внимательность, доброту, ласку, дружелюбие). Создаю условия для активного делового общения (речевого, игрового, творческого).

Деятельность ребенка оценивается с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития. Достижение ребенка сравниваю лишь с его собственным, а не с достижениями других. Отслеживаю не только результат, но и процесс его деятельности. Для эффективности работы с детьми и выбора перспектив их развития, необходимо педагогическая диагностика. Она позволяет отследить качество образовательной работы с воспитанниками. Диагностика направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, встречающихся затруднений, их причин и возможностей корректировки. Результаты психолого-педагогической диагностики учитываются мною при планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса.

С целью выявления уровня психического развития детей педагогом-психологом проводится психодиагностические исследования. Результаты исследования таковы:

42% имеют высокий уровень «школьной зрелости»

58% средний уровень с благоприятным прогнозом.

         Анализ уровня выполнения программного материала за 3 года показал, что использование новых технологий и методики развивающего обучения позволило расширить знания детей и добиться высокого уровня освоения детьми комплексной программы. На основе полученных данных можно сделать вывод, что дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить, считать, решать задачи. У них отмечается достаточный уровень произвольности внимания, памяти, восприятия, а так же сформирован широкий кругозор. Ребенок, уходящий в школу, соответствует модели выпускника нашего детского сада. 

         Результатом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей  стали участие и победы  моих воспитанников в различных конкурсах и фестивалях:

         -    1 место в городском конкурсе художественного творчества «Письмо Деду Морозу» - 2012г.;

         -    победители смотра-конкурса « Разноцветный мир детства» - 2008 г.;

         - победители 5 областного конкурса детского рисунка по противопожарной тематике - 2011 г.;

         -  лауреаты международного благотворительного фестиваля детского творчества « Шедевры крошек или крошечные шедевры» - май 2008г.;

         -   диплом 1 степени во  II  областном конкурсе детского творчества «Дорогою добра и милосердия» - 2010 г.; 

           -   лауреаты областного конкурса детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей»  - 2011 год.

              

. .

       Результаты диагностики по физическому развитию воспитанников выявили следующую динамику:

 

 

Динамика показателей физического развития детей.

 

image

          

      

       Мои воспитанники- участники зимней и летней  Олимпиад среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Тамбова.

         Но вместе с  тем работа по формированию у дошкольников позиции признания ценности здоровья требует углубления и продолжения. Недостаточно эффективной  остается работа с родителями по воспитанию здорового ребенка, по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.   

Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Создавая интерьер группы, прежде всего, учитываю возрастные и психические особенности воспитанников, а так же их повышенную  двигательную активность, стремлюсь включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Предметная среда не должна быть завершенной, поэтому периодически преобразовываю и  обновляю ее с учетом специфики детского восприятия, в целях стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.

В группе оформлены различные «тематические» зоны:

- театрально-художественная;

- уединения и отдыха;

- речевая;

- двигательная.

Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в группе согласованно с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Такой подход к организации жизненного пространства в группе внушает ребенку доверие, создает у воспитанников благоприятное эмоциональное состояние. Важной психопрофилактической работой с детьми является предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. Главный показатель моей работы – высокий уровень душевного комфорта воспитанников.

Физкультурный уголок группы оснащен нетрадиционным спортивным оборудованием: оригинальные  коврики для массажа стопы, мишени для метания, ребристые дорожки, разнообразные шапочки для подвижных игр, тоннели для ползанья, обручи с лентами «Веселая карусель», многофункциональные дорожки для профилактики плоскостопья, мягкие мячи, спортивные бревна.  Созданная  стена осанки позволяет укрепить позвоночник ребенка и сформировать правильную осанку. Она используется для профилактики болезней внутренних органов, ортопедических заболеваний.

         Природный уголок группы - одно из любимых мест детей в группе. Он удивляет не только красотой  обилием комнатных растений, он является настоящей мастерской для дошколят. В нем создаются микроландшафты с деревянными домиками, камнями, фигурками из киндер-сюрпризов, дорожки из мелкого песочка, интересные поделки из природного материала. В нем каждый камушек играет не только эстетическую, но и познавательную роль.

         Рядом с природным уголком находится лаборатория, где есть все необходимое для опытно-экспериментальной деятельности: весы, лупы, мерные стаканчики, разнообразные коллекции минералов, гербарии, муляжи. Экспериментируя, ребята активно познают окружающую их действительность.

         Образовательная среда наполнена не только развивающими, но и психотерапевтическими элементами. Это познавательные книги с мягкими тканевыми страницами, изображения на которых приспособлены для тренировки пальцев, коврики фантазий, волшебные полянки, созданные с целью развития мелкой моторики пальцев и одновременно обладающие психотерапевтической функцией. Мягкие подушки в виде интересных сказочных образов, с которыми дети могут пошептаться. Каждому ребенку время от времени необходимо уединиться. С этой целью появился уголок уединения, место, где ребенок может чувствовать себя защищенным и тихонечко играть.

          Уют, комфорт, необходимые для  благоприятного восприятия предлагаемого материала создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, штор на стенах, салфеток на столе, наличие цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка.

Одной из важных задач моей педагогической деятельности является работа с семьей. Преемственность и содействие между детским садом и семьей благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом развитии и состоянии детей. Поэтому, в работе с родителями, стараюсь каждую нашу встречу сделать наиболее познавательной, интересной, доступной в оказании практической помощи в решении возникающих проблем. Мое общение с родителями базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Общение в непринужденной  обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.

 В целях обогащения родителей новыми способами общения с детьми,    использую следующие методы: обсуждение разных точек зрения на один и тот же вопрос; решения проблемных задач семейного воспитания; поиск наиболее подходящей формы поведения; упражнение в логичности рассуждений; развитие чувства педагогического такта; анализ родителями поведения ребенка; обращение к опыту родителей.

Перечисленные выше методы помогают делать процесс сотрудничества максимально дифференцированным, а родителям становиться активными участниками всей жизни ребенка в группе. Достичь наилучших результатов взаимодействия с родителями воспитанников, обобщить лучший семейный опыт, сообщить необходимую информацию о результатах диагностического исследования и достижениях ребенка в различных видах деятельности позволили в моей работе ряд мероприятий.

Одним из основных является посещение семей своих воспитанников, с целью выявления общих условий семейного воспитания. В своей работе с родителями провожу педагогические беседы, тематические консультации. Они являются, на мой взгляд, доступной формой установления связи с семьей. Для знакомства родителей со структурой и спецификой занятий, провожу открытые мероприятия с детьми для родителей. На групповых родительских собраниях знакомлю с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

В нетрадиционной обстановке, с обязательным участием специалистов, за «круглым столом» обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Так же в своей работе с родителями использую нетрадиционные средства наглядной педагогической пропаганды.

 

1.              Рубрика «Уроки для родителей» посвящена какой-либо проблеме или особенности речевого развития. Обсуждались следующие вопросы:

     « Речь – один из важнейших психических функций», «Спорный  

     возрастной вопрос», «Мелкая моторика».

2.              Рубрика «Домашняя игротека» посвящена знакомству родителей с простыми, интересными, а главное, полезными играми для детей. Сюда входит описание игр, способствующие развитию речи ребенка. Причем рубрика построена, таким образом, что родителям рассказывается не только, как играть с ребенком, но и когда, где. Так появился раздел:  «Игры на кухне», «Как самим придумать пальчиковые игры»

3.              Рубрика «О разном» сюда вошли такие темы, как «Логопед советует…», «Бабушкин рецепт», «Говорунчики».

       Разработанный план мероприятий помогает привлечь родителей к активному участию в проведении праздничных мероприятий, экскурсий, театральных представлений, изготовлению костюмов.  Родители участвуют в  музыкально-спортивных праздниках: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Наши папы смелые, ловкие, умелые», «День здоровья», «Веселая масленица», «КВН», в театральных представлениях: «В мире прекрасного», «Сказка не кончается», выставках, конкурсах: «Моя семья - мое богатство», «Спички – не игрушка», «Письмо Деду Морозу», «Безопасное колесо», «Семейные таланты». 

         Проведенный опрос родителей, на выявление их удовлетворенности условиями жизнедеятельности детей в группе, показал, что 95% опрошенных довольны условиями пребывания детей в группе, оценивая работу воспитателей группы на «отлично», благодарят персонал за благоприятные условия пребывания дошкольников.  5% опрошенных оценивают нашу работу на «хорошо», претензий не имеют. Таким образом, родители в целом  удовлетворены условиями пребывания детей в группе.

В нашем учреждении созданы все условия для повышения теоретического уровня и совершенствования профессиональных качеств педагога: являюсь активным участником творческой группы детского сада, принимаю участие в самоуправлении ДОУ, участвую в педагогических советах, семинарах, семинарах-практикумах, деловых играх, методических объединений воспитателей:

 В 2010-2011уч. году  в рамках педагогических советов мною проведены: консультации для воспитателей  «Содержание, формы и методы патриотического воспитания дошкольников», «Развитие интеллектуальных способностей детей путем совершенствования мелкой моторики».

  В своей работе активно применяю информационные технологии, что позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность и решать различные педагогические задачи. В MS Excel мною  создаются таблицы, отражающие уровни усвоения детьми разделов общеобразовательной программы. Используя условное форматирование, таблица оформляется в цвете, показывающем рейтинг ребенка. По результатам педагогической диагностики строю диаграммы. В MS Word   оформляю конспекты занятий,   информацию для родителей, анкеты, опросники. Интернет материалы позволяют мне использовать опыт работ других педагогов. В программе MS Publisher, ежеквартально создаю тематические газеты для родителей,  буклеты.  В программе MS PowerPoint мною были созданы презентации, которые использовались на открытых занятиях в старших группах,  на педсоветах для сопровождения консультаций для воспитателей. Преимущества использования этой программы: наглядность сложного материала (текст + графика).

Таким образом, использование информационных систем  позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность.

С 2010 года являюсь участником сетевого сообщества педагогов системы дошкольного воспитания Тамбов Вики, где публикую статьи и комментирую уже размещенные материалы, обсуждаю с участниками сообщества актуальные проблемы дошкольного воспитания.   

Хочется отметить психологическую атмосферу в нашем коллективе. Наш коллектив сплоченный, творческий, похож на дружную семью, цель которой – вырастить здоровых, мыслящих, творческих детей. Стараюсь умело взаимодействовать с коллегами: обсуждать, договариваться, сообща принимать важные решения, подчинять свои амбиции интересам коллектива. К своей работе отношусь критически, использую опыт других педагогов, помогаю молодым специалистам. Всегда чувствую поддержку своего педагогического коллектива, и поэтому хочется трудиться творчески и быть успешным педагогом.

Трудности, с которыми я встречаюсь в работе, связаны с проблемой всего нашего общества – год от года всё больше детей приходят в детский сад уже с расшатанной психикой, в основном из молодых семей с массой «проблем», а проблем становится всё больше и больше.

Недостаточность внимания к детям со стороны взрослых, обремененных бытовыми проблемами, засилье телевизионных передач, непонимание потребностей детей, пренебрежение интересами малышей со стороны родителей приводит к постепенному накоплению у детей неудовлетворенности, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации. Дети становятся все более пассивными, с ними труднее работать, труднее их заинтересовать, расшевелить.

В этих условиях стараюсь помочь каждому ребенку приобрести необходимый запас знаний, обогатить эмоциональную и познавательную сферу развития, что поможет каждому малышу успешно адаптироваться в современном обществе. Для того чтобы решить эти проблемы мне необходимо осуществить подбор методов,  приемов, технологий, которые обеспечат даже при высокой наполняемости в группе индивидуальный подход к каждому ребенку.

         Перспективными задачами считаю:

·                 сохранение здоровьесберегающей  среды в группе; 

·                 внедрение в воспитательно-образовательный процесс новых здоровьесберегающих технологий, методик, программ;

·                 создание условий для самореализации и творческого развития каждого ребенка в группе;

·                 организация дополнительных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами родителей;

·                 вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Перспективные задачи предполагаю решать совместно с родителями, формируя у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_v_papku.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

    Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

  Ведущей целью программы развития нашего дошкольного учреждения,  в разработке которой принимала участие,  является реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществления интеллектуального, нравственного, эстетического развития через включение в социальную среду и потребность в укреплении психофизического здоровья.

 Следуя поставленной цели, приоритетным направлением в работе коллектива стало художественно-эстетическое развитие дошкольников   Поставлена задача, не просто обучить детей рисовать, мастерить, конструировать, петь, танцевать, музицировать, драматизировать, а использовать художественно-эстетическое развитие детей как средство формирования творчески активной личности.

        В ДОУ работаю воспитателем 5 лет, Аттестуюсь на первую квалификационную категорию. В качестве основных задач педагогической работы определила для себя  следующие:

 создание необходимых условий для обеспечения качества образовательного процесса, с использованием современных развивающих технологий;

  предоставление воспитанникам возможности реализовывать себя во всех видах детской деятельности: учебной, игровой, трудовой, музыкальной, спортивной, коммуникативной;

 обеспечение физического и психического здоровья и здорового образа жизни;

 осуществление необходимой коррекции в познавательно-речевом развитии;

 создание предметно-пространственной эстетически развивающей среды в группе;

 взаимодействие с родителями  в решении возникающих проблем.

   Цели моей профессиональной деятельности согласованы с целями нашего учреждения. В течении некоторого времени  работаю над проблемой «Развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников». Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности . Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разметать, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены: задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.

Приоритетной задачей организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

Такие чувства не могут не возникать после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Комплексная диагностика позволяет спроектировать маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и укреплению здоровья. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Мониторинг оценки состояния здоровья детей в среднем дошкольном возрасте показал, что из 23 ребенка у 4 детей — 1 группа здоровья, у остальных — 2 группа. Много детей с отклонениями в опорно-двигательном аппарате, 2 детей с анемией. В старшем возрасте практически ничего не изменилось. Из детей со второй группой здоровья 5 ребенка имеют диагноз — туб инфицирован, у 4 детей аденоиды 1 и 2 стадии. Проанализировав данные по состоянию здоровья за три года я поставили перед собой задачи:

 •Организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка-дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. 

•Оптимизация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастно - психолого-гуманистических особенностей воспитанников, учета основных принципов педагогики оздоровления.

•Создание дошкольнику эмоционально-комфортного состояния посредством оптимально заданной интенсивности двигательных, физических, психических нагрузок. 

•Совершенствование пространственного развития среды в группе, способствующей целостному развитию личности ребенка. 

•Активация сотрудничества педагогов и родителей, повышение педагогической компетентности родителей в целях охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Основная цель использования здоровье сберегающих технологий в организации жизнедеятельности воспитанников — это осуществление комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством организации здоровье сберегающего пространства жизнедеятельности детей в ДОУ. Создание здоровье сберегающей среды в группе предполагает проведение гигиенической, рациональной, адекватной возрасту детей образовательный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Степень утомления детей, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья в прямую зависит от методов, режимов, и технологий обучения. В группе мною используется: личностно-ориентированная модель воспитания и обучения — стиль педагогического воздействия — демократический.

Данный стиль — согласованно-положительный, положительно-активный. Тип педагогического отношения к детям — устойчиво положительный. Установление партнерских взаимоотношений: педагог понимает и принимает позицию ребенка. Педагогическое воздействие строится с учетом возрастных, индивидуальных, половых особенностей ребенка. На непосредственно образовательной деятельности для детей используются разноуровневые  задания. Оптимально двигательный режим — режим, позволяющий не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности ребенка, но и предусмотреть рациональное содержание при активности, освоение на соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принципы: оздоровительная направленность, естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности, индивидуально-дифференцированный подход. Для организации оптимального двигательного режима в моей группе создан уголок физического развития, в котором есть кегли и мячи, скакалки и веревочки различной длинны и цвета, кольцеброс, мешочки с песком, серсо, кубики различной величины. Для гимнастики пробуждения  используются различные массажные коврики, дорожки и мостик, тренажеры для профилактики нарушений осанки. Для осознания своего «я» и отслеживания психологического комфорта нами сделан уголок настроения «Наше настроение». Для музыкотерапии приобретен магнитофон и подобран музыкальный материал. Для привития культурно-гигиенических навыков и создания хорошего настроения в умывальной комнате создана развивающая среда «Морской мир». Также в группе подобран соответствующий световой режим для детей с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного, или реабилитационного эффекта в его психофизического статусе. Элементы цветотерапии прослеживаются и цветовом оформлении помещений и в использовании цветовых пятен при организации двигательной активности. Учитывая состояние здоровья детей в организации жизнедеятельности, мы используем следующие здоровье сберегающие компоненты:

 1. Для обеспечения здорового ритма жизни использую: а) щадящий режим(в адаптационный период) б) гибкий режим в) организация микроклимата. 

2.Физические упражнения: а) утренняя гимнастика(проводиться каждый день, используются различные формы проведения, включая дыхательные и профилактические упражнения). б) подвижные и динамические игры (в течение всего дня в группе и на улице). в) час двигательной активности (на прогулке 1 раз в неделю). г) дыхательная гимнастика (используется до и после занятий, вместе с физкультминуткой для повышения общего тонуса и активизации детей) по Стрельниковой. д) физкультминутки (используются на занятиях). е) упражнение на предупреждение плоскостопия (ходьба по ребристой дорожке, занятие на тренажерах). ж) массаж волшебных точек ушек: «Поиграем с ушками», «Потянем ушки», «Погреем ушки». з) спортивные игры. и) дни здоровья. 

3.Закаливание: а) воздушные ванны б) гимнастика пробуждения в) игровой самомассаж г) ходьба по ребристой дорожке д) обширное умывание е) дыхательная гимнастика. 

4.Фитотерапия (фитоионогальванизация, полоскание рта отваром трав).

5.Диетотерапия ( рациональное питание). 

6.Свето и цветотерапия (достаточное поступление света в помещение, не загроможденность и чистота окон, цветовая гамма группы спокойная ). 

7.Музыкотерапия: а) музыкальное сопровождение режимных моментов (спокойная музыка во время еды, бодрая во время одевания). б) музыкальное оформление фона занятий (использование по теме занятий песен и мелодий, для отдыха детей, проведение ритмических минуток). в) хоровое пение. 

8.Аутотренинг и психогимнастика: а) игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (этюды на выражение различных эмоциональных состояний «Лисенок боится», «Поссорились и помирились», «Разное настроение»). б) игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний (игры: «Передай улыбку другому», «На что похоже настроение», «Прими решение», «Минутка шалости». Этюды «Солнце», «Радость», «Два друга», «Впереди всех»). в) релаксация — успокоение и расслабление мышц тела и эмоционального напряжения («Снежная баба», «Шалтай-болтай», «Холодно-жарко», «Свечи», «Кошечка»). г) пальчиковая гимнастика (игры потешки «Пальчики в футбол играют» «Дружба», «Цветок», «Семья»).

 9.Физиотерапия: а) кварц б) КУФ(по назначению врача педиатра) 

10.Витаминотерапия( 2 раза в год)

 11.Пропаганда ЗОЖ: а) занятия по ОБЖ (по плану) б) работа с родителями ( консультации: «Роль физического воспитания в развитии дошкольника», «Закаливание и здоровье детей», «Предупреждение плоскостопия», «Прогулка в жизни ребенка», «Как предупредить отклонения в поведении ребенка». Беседы : «Берегите зрение детей», «Дети и телевизор», «Авитаминоз», «Пищевая аллергия», «Чем занять ребенка в выходные дни»). В дальнейшем необходимо проводить с родителями обучающие упражнения, игры-тренинги, организация круглого стола. Самим овладеть гимнастикой для мозга по системе Брейн - джим, ритмопластикой.

На протяжении нескольких лет в рамках дополнительного образования  веду кружок развивающих игр «Умелые пальчики».  Результативность кружковой деятельности  состоит в следующих показателях развития воспитанников:

  1. проявляют творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяют известные им способы действий в иной обстановке;
  2. сформировалась самостоятельность, усидчивость и наблюдательность;
  3. стали последовательно и логически мыслить, научились сравнивать и обобщать.

         Принцип развивающего обучения, на котором построена деятельность ДОУ, предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе, и к речевому развитию детей. Обладая системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, применяю вариативные методики и программы, использую приемы развивающего обучения, учитывая психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.

Процесс поискового обучения я выстраиваю на диалогическом общении и взаимодействии при интеллектуальной и социальной активности ребенка. Планирование образовательного процесса происходит строго с учетом перспективы развития каждого ребенка. Объем знаний, их интеллектуализация реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а благодаря методике. Подбираю учебный материал, стимулирующий рост умственных способностей детей (занимательные и интеллектуальные игры, упражнения, игрушки).

Личностно-ориентированный подход к освоению содержания образования  проявляется в использовании разнообразных форм организации детей на занятиях, с учетом их подготовленности и характере предстоящей деятельности, различных методов и приемов. Обеспечивая развивающий характер образовательного процесса, в работе с детьми использую методы и приемы, обеспечивающие активную познавательную деятельность дошкольников:

- дифференциация по содержанию работы с детьми (задания разной степени трудности, гибкие вариативные задания);

- дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям (по возрастному составу, по половому признаку, по области интересов, по уровню достижений, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья);

- осуществляю индивидуальный подход к ребенку при развитии его речевых способностей и продвижению к успеху;

- содержание обучения строго по деятельности, основанной на информации доступной пониманию ребенка и жизненно важной для него;

- используя инновационное обучение: игры, разыгрывание ролей, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, что стимулирует потенциальные возможности детской фантазии, развивает воображении;

- уделяю внимание совместной деятельности ребенка и взрослого,  

- в обучении создаю проблемную ситуацию, побуждающую к поиску, открытию.

  Моя позиция по отношению к ребенку – любовь к нему, заинтересованность в его жизни, вера, терпимость к недостаткам. Общение с ребенком основано на сотрудничестве, демократизации отношения. Требовательность к детям основывается на доверии. Стараюсь находить лучшие качества ребенка и раскрывать его способности, видеть уникальность ребенка, уважать его права и свободу, создавать для ребенка ситуацию успеха, помогать ему в самореализации. Поощряю доброжелательные отношения между детьми (чуткость, вежливость, внимательность, доброту, ласку, дружелюбие). Создаю условия для активного делового общения (речевого, игрового, творческого).

Деятельность ребенка оценивается с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития. Достижение ребенка сравниваю лишь с его собственным, а не с достижениями других. Отслеживаю не только результат, но и процесс его деятельности. Для эффективности работы с детьми и выбора перспектив их развития, необходимо педагогическая диагностика. Она позволяет отследить качество образовательной работы с воспитанниками. Диагностика направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, встречающихся затруднений, их причин и возможностей корректировки. Результаты психолого-педагогической диагностики учитываются мною при планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса.

С целью выявления уровня психического развития детей педагогом-психологом проводится психодиагностические исследования. Результаты исследования таковы:

42% имеют высокий уровень «школьной зрелости»

58% средний уровень с благоприятным прогнозом.

         Анализ уровня выполнения программного материала за 3 года показал, что использование новых технологий и методики развивающего обучения позволило расширить знания детей и добиться высокого уровня освоения детьми комплексной программы. На основе полученных данных можно сделать вывод, что дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить, считать, решать задачи. У них отмечается достаточный уровень произвольности внимания, памяти, восприятия, а так же сформирован широкий кругозор. Ребенок, уходящий в школу, соответствует модели выпускника нашего детского сада.  

        Результатом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей  стали участие и победы  моих воспитанников в различных конкурсах и фестивалях:

        -    1 место в городском конкурсе художественного творчества «Письмо Деду Морозу» - 2012г.;

        -    победители смотра-конкурса « Разноцветный мир детства» - 2008 г.;

        - победители 5 областного конкурса детского рисунка по противопожарной тематике - 2011 г.;

        -  лауреаты международного благотворительного фестиваля детского творчества « Шедевры крошек или крошечные шедевры» - май 2008г.;

        -   диплом 1 степени во  II  областном конкурсе детского творчества «Дорогою добра и милосердия» - 2010 г.;  

          -   лауреаты областного конкурса детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей»  - 2011 год.

             

. .

       Результаты диагностики по физическому развитию воспитанников выявили следующую динамику:

Динамика показателей физического развития детей.

           

       

       Мои воспитанники- участники зимней и летней  Олимпиад среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Тамбова.

         Но вместе с  тем работа по формированию у дошкольников позиции признания ценности здоровья требует углубления и продолжения. Недостаточно эффективной  остается работа с родителями по воспитанию здорового ребенка, по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.    

Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Создавая интерьер группы, прежде всего, учитываю возрастные и психические особенности воспитанников, а так же их повышенную  двигательную активность, стремлюсь включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Предметная среда не должна быть завершенной, поэтому периодически преобразовываю и  обновляю ее с учетом специфики детского восприятия, в целях стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.

В группе оформлены различные «тематические» зоны:

- театрально-художественная;

- уединения и отдыха;

- речевая;

- двигательная.

Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в группе согласованно с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Такой подход к организации жизненного пространства в группе внушает ребенку доверие, создает у воспитанников благоприятное эмоциональное состояние. Важной психопрофилактической работой с детьми является предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. Главный показатель моей работы – высокий уровень душевного комфорта воспитанников.

Физкультурный уголок группы оснащен нетрадиционным спортивным оборудованием: оригинальные  коврики для массажа стопы, мишени для метания, ребристые дорожки, разнообразные шапочки для подвижных игр, тоннели для ползанья, обручи с лентами «Веселая карусель», многофункциональные дорожки для профилактики плоскостопья, мягкие мячи, спортивные бревна.  Созданная  стена осанки позволяет укрепить позвоночник ребенка и сформировать правильную осанку. Она используется для профилактики болезней внутренних органов, ортопедических заболеваний.

         Природный уголок группы - одно из любимых мест детей в группе. Он удивляет не только красотой  обилием комнатных растений, он является настоящей мастерской для дошколят. В нем создаются микроландшафты с деревянными домиками, камнями, фигурками из киндер-сюрпризов, дорожки из мелкого песочка, интересные поделки из природного материала. В нем каждый камушек играет не только эстетическую, но и познавательную роль.

         Рядом с природным уголком находится лаборатория, где есть все необходимое для опытно-экспериментальной деятельности: весы, лупы, мерные стаканчики, разнообразные коллекции минералов, гербарии, муляжи. Экспериментируя, ребята активно познают окружающую их действительность.

         Образовательная среда наполнена не только развивающими, но и психотерапевтическими элементами. Это познавательные книги с мягкими тканевыми страницами, изображения на которых приспособлены для тренировки пальцев, коврики фантазий, волшебные полянки, созданные с целью развития мелкой моторики пальцев и одновременно обладающие психотерапевтической функцией. Мягкие подушки в виде интересных сказочных образов, с которыми дети могут пошептаться. Каждому ребенку время от времени необходимо уединиться. С этой целью появился уголок уединения, место, где ребенок может чувствовать себя защищенным и тихонечко играть.

          Уют, комфорт, необходимые для  благоприятного восприятия предлагаемого материала создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, штор на стенах, салфеток на столе, наличие цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка.

Одной из важных задач моей педагогической деятельности является работа с семьей. Преемственность и содействие между детским садом и семьей благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом развитии и состоянии детей. Поэтому, в работе с родителями, стараюсь каждую нашу встречу сделать наиболее познавательной, интересной, доступной в оказании практической помощи в решении возникающих проблем. Мое общение с родителями базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Общение в непринужденной  обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.

 В целях обогащения родителей новыми способами общения с детьми,    использую следующие методы: обсуждение разных точек зрения на один и тот же вопрос; решения проблемных задач семейного воспитания; поиск наиболее подходящей формы поведения; упражнение в логичности рассуждений; развитие чувства педагогического такта; анализ родителями поведения ребенка; обращение к опыту родителей.

Перечисленные выше методы помогают делать процесс сотрудничества максимально дифференцированным, а родителям становиться активными участниками всей жизни ребенка в группе. Достичь наилучших результатов взаимодействия с родителями воспитанников, обобщить лучший семейный опыт, сообщить необходимую информацию о результатах диагностического исследования и достижениях ребенка в различных видах деятельности позволили в моей работе ряд мероприятий.

Одним из основных является посещение семей своих воспитанников, с целью выявления общих условий семейного воспитания. В своей работе с родителями провожу педагогические беседы, тематические консультации. Они являются, на мой взгляд, доступной формой установления связи с семьей. Для знакомства родителей со структурой и спецификой занятий, провожу открытые мероприятия с детьми для родителей. На групповых родительских собраниях знакомлю с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

В нетрадиционной обстановке, с обязательным участием специалистов, за «круглым столом» обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Так же в своей работе с родителями использую нетрадиционные средства наглядной педагогической пропаганды.

 

  1. Рубрика «Уроки для родителей» посвящена какой-либо проблеме или особенности речевого развития. Обсуждались следующие вопросы:

     « Речь – один из важнейших психических функций», «Спорный  

     возрастной вопрос», «Мелкая моторика».

  1. Рубрика «Домашняя игротека» посвящена знакомству родителей с простыми, интересными, а главное, полезными играми для детей. Сюда входит описание игр, способствующие развитию речи ребенка. Причем рубрика построена, таким образом, что родителям рассказывается не только, как играть с ребенком, но и когда, где. Так появился раздел:  «Игры на кухне», «Как самим придумать пальчиковые игры»
  2. Рубрика «О разном» сюда вошли такие темы, как «Логопед советует…», «Бабушкин рецепт», «Говорунчики».

       Разработанный план мероприятий помогает привлечь родителей к активному участию в проведении праздничных мероприятий, экскурсий, театральных представлений, изготовлению костюмов.  Родители участвуют в  музыкально-спортивных праздниках: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Наши папы смелые, ловкие, умелые», «День здоровья», «Веселая масленица», «КВН», в театральных представлениях: «В мире прекрасного», «Сказка не кончается», выставках, конкурсах: «Моя семья - мое богатство», «Спички – не игрушка», «Письмо Деду Морозу», «Безопасное колесо», «Семейные таланты». 

         Проведенный опрос родителей, на выявление их удовлетворенности условиями жизнедеятельности детей в группе, показал, что 95% опрошенных довольны условиями пребывания детей в группе, оценивая работу воспитателей группы на «отлично», благодарят персонал за благоприятные условия пребывания дошкольников.  5% опрошенных оценивают нашу работу на «хорошо», претензий не имеют. Таким образом, родители в целом  удовлетворены условиями пребывания детей в группе.

В нашем учреждении созданы все условия для повышения теоретического уровня и совершенствования профессиональных качеств педагога: являюсь активным участником творческой группы детского сада, принимаю участие в самоуправлении ДОУ, участвую в педагогических советах, семинарах, семинарах-практикумах, деловых играх, методических объединений воспитателей:

 В 2010-2011уч. году  в рамках педагогических советов мною проведены: консультации для воспитателей  «Содержание, формы и методы патриотического воспитания дошкольников», «Развитие интеллектуальных способностей детей путем совершенствования мелкой моторики».

        В своей работе активно применяю информационные технологии, что позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность и решать различные педагогические задачи. В MS Excel мною  создаются таблицы, отражающие уровни усвоения детьми разделов общеобразовательной программы. Используя условное форматирование, таблица оформляется в цвете, показывающем рейтинг ребенка. По результатам педагогической диагностики строю диаграммы. В MS Word   оформляю конспекты занятий,   информацию для родителей, анкеты, опросники. Интернет материалы позволяют мне использовать опыт работ других педагогов. В программе MS Publisher, ежеквартально создаю тематические газеты для родителей,  буклеты.  В программе MS PowerPoint мною были созданы презентации, которые использовались на открытых занятиях в старших группах,  на педсоветах для сопровождения консультаций для воспитателей. Преимущества использования этой программы: наглядность сложного материала (текст + графика).

Таким образом, использование информационных систем  позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность.

С 2010 года являюсь участником сетевого сообщества педагогов системы дошкольного воспитания Тамбов Вики, где публикую статьи и комментирую уже размещенные материалы, обсуждаю с участниками сообщества актуальные проблемы дошкольного воспитания.  

Хочется отметить психологическую атмосферу в нашем коллективе. Наш коллектив сплоченный, творческий, похож на дружную семью, цель которой – вырастить здоровых, мыслящих, творческих детей. Стараюсь умело взаимодействовать с коллегами: обсуждать, договариваться, сообща принимать важные решения, подчинять свои амбиции интересам коллектива. К своей работе отношусь критически, использую опыт других педагогов, помогаю молодым специалистам. Всегда чувствую поддержку своего педагогического коллектива, и поэтому хочется трудиться творчески и быть успешным педагогом.

Трудности, с которыми я встречаюсь в работе, связаны с проблемой всего нашего общества – год от года всё больше детей приходят в детский сад уже с расшатанной психикой, в основном из молодых семей с массой «проблем», а проблем становится всё больше и больше.

Недостаточность внимания к детям со стороны взрослых, обремененных бытовыми проблемами, засилье телевизионных передач, непонимание потребностей детей, пренебрежение интересами малышей со стороны родителей приводит к постепенному накоплению у детей неудовлетворенности, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации. Дети становятся все более пассивными, с ними труднее работать, труднее их заинтересовать, расшевелить.

В этих условиях стараюсь помочь каждому ребенку приобрести необходимый запас знаний, обогатить эмоциональную и познавательную сферу развития, что поможет каждому малышу успешно адаптироваться в современном обществе. Для того чтобы решить эти проблемы мне необходимо осуществить подбор методов,  приемов, технологий, которые обеспечат даже при высокой наполняемости в группе индивидуальный подход к каждому ребенку.

        Перспективными задачами считаю:

  1. сохранение здоровьесберегающей  среды в группе;  
  2. внедрение в воспитательно-образовательный процесс новых здоровьесберегающих технологий, методик, программ;
  3. создание условий для самореализации и творческого развития каждого ребенка в группе;
  4. организация дополнительных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами родителей;
  5. вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Перспективные задачи предполагаю решать совместно с родителями, формируя у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал из опыта работы "Самоанализ воспитателя"

От того,как воспитатель умеет проанализировать свою деятельность зависит его настоящее и будущее....

Самоанализ воспитателя.

Самоанализ воспитателя для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию....

Контроль в ДОУ. Самоанализ воспитателя "Социально-личностное развитие дошкольника"

Предлагаю вариант вопросника для осушествления контроля по теме " Социально-личностное развите дошкольника". Материал может использоваться воспитателем для самоанализа работы по образовательной област...

Самоанализ воспитателя по игровой деятельности

Самоанализ воспитателя по игровой деятельности...

самоанализ воспитателя для аттестации на 1 категорию

самоанализ воспитателя для аттестации на превую категорию составлен на основе использования совреманных образовательных технологий....