Самоанализ воспитателя по игровой деятельности
статья (средняя группа) по теме

Самоанализ воспитателя по игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_fomichevoy_po_igre.doc675.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

Воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения ЦРР детского сада № 455 «Снеговичок»

Фомичевой Людмилы Александровны

Новосибирск 2008

Я, Фомичёва Людмила Александровна, воспитателем в МДОУ ЦРР детском саду № 455 работаю шесть лет. В 2002 году окончила Новосибирское педагогическое училище № 4, а в 2005 году – Новосибирский Государственный Педагогический Университет по специальности «Дошкольная педагогика и психология». В настоящее время работаю в средней общеразвивающей группе, где находится 21 ребенок.

        Основною целью своей работы считаю, создание условий для дальнейшего развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия в игровой подгруппе.

        Для достижения своей цели я ставлю перед собой следующие основные задачи: 

  • Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
  • Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.

Для реализации данных задач я использую 3 позиции:

Позиция «со-игрока» Я – врач, ребенок – пациент «Я – доктор, проходите ко мне на прием. Здравствуйте. Что у вас болит? У вас болит горлышко? Когда вы заболели? Давайте посмотрим ваше горлышко. Откройте широко рот, скажите «а-а-а». Какое красное горлышко, я вам сейчас выпишу лекарство». Далее я спрашиваю, кто хочет быть медсестрой? Ребенок надевает шапочку. Сюжет продолжается. В заключение в роли доктора выступает ребенок, а я в роли пациента.

Позиция «помощника» Например: в игре в «Доктора» один ребенок – врач, другой – медсестра; остальные дети пациенты. Я нахожусь рядом с детьми, но, не являясь участником игры, координирую их замысел, подсказывая в случае затруднений.

Позиция «наблюдателя» При возникновении сложностей в ходе игры дети обращаются ко мен  за советом («А что можно дальше сделать?»). Самостоятельному обращению детей ко мне способствует партнерская позиция, обеспечивающая принятия меня в качестве игрока.

Дети переходят к активному использованию замещающих игровых действий, самостоятельно организуют игровое пространство, развертывают сюжет, предлагают интересные игровые темы. Задача педагога – не только выступать организатором разнообразных сюжетно-ролевых игр, но и оказывать поддержку тем играм, которые ребенок организует по своей инициативе.        

К четырем годам ребенок уже использует в игре ролевые действия и ролевую речь, направленную на кукольных персонажей, вступает в ролевое взаимодействие со сверстником – называет сою роль, ведет короткий ролевой диалог. Дети придают большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни.

 Необходимо, чтобы в группах был и «Центр сюжетной игры», где должны быть куклы разного пола и разных профессий (повар, врач), мягкие игрушки (котята, лисята, зайцы и т.д.), наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, игрушки – предметы бытовой техники: пылесос, стиральная машина и пр., разнообразные виды транспорта, наборы домашних и диких животных. Так, машинки должны быть разного вида и назначения (легковые, грузовые, пожарная, «скорая помощь» и т.д.), посуда кухонная и столовая.  

Для развития игры и детского воображения я использую предметы заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом. Например: объемные геометрические фигуры вместо овощей, фруктов; палочки вместо градусника; коробка вместо телевизора и т.д.

К оформлению игровых мест я часто привлекаю детей: делаем «продукты» для игры в «Магазин», билетики для игры в «Автобус». Участие ребенка в оформлении группы способствует развитию его активности, более бережному отношению с игровыми материалами.

Время от времени я детям создаю с помощью игрушек ситуации, которые наталкивают детей на новый игровой сюжет или дополнение уже знакомого сюжета.

В течение года, в начале и конце, я провожу диагностику уровня развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину) доработана в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», под редакцией Т.Н. Бабаевой, В.И. Логиновой, Н.А. Ноткиной (см. Приложение № 3).

По результатам диагностики  составляется перспективное планирование на основе разработок Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., Калинченко А.В.,  Микляевой Ю.В. (см. Приложение №2).

        Так же представлен раздел помогающий мне в работе с детьми по программе «Детство» - «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» во 2 младшей и средней группах, которые помогали мне в моей работе с детьми (см. Приложение № 1).  

        

Приложение № 1

«В игре ребенок развивается, познает мир, общается»

2 младшая группа

Показатели освоения программы

Уровни освоение программы

Низкий

Средний

Высокий

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Не ставит игровые задачи для партнеров.


Испытывает трудности в постановке игровых задач для партнеров по игре

Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга.



Сюжет и содержание

Игры однообразны и примитивны по содержанию. Отражают в игре назначение предметов.

Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Действия с орудиями и предметами отодвигается на второй план.  

Ребенок отражает в игре разные сюжеты. Наряду с бытовыми, дети используют сюжеты из хорошо знакомых сказок. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.



Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Затрудняется обозначить свою игровую роль. Участвует в общих играх, организуемых воспитателем, но проявляет неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игра редко сопровождается репликами.  

Называет свою игровую роль. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником. Сопровождает отдельными репликами исполнение роли.

Называет свою игровую роль. С интересом включается в ролевой диалог, иногда с воображаемым собеседником. В индивидуальной игре много говорит в слух, меняет интонацию голоса. С интересом воспроизводит ролевые действия, эмоционально передает ролевое поведение. Охотно общается с детьми и вступает с предложениями по  поводу игр.


Игровые действия и предметы

Ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обыграть. Начинает игровые действия и быстро прекращает их, переходит к новым игрушкам и так же быстро оставляет игру, не развив сюжет. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение.

Игровые действия разнообразны. Испытывает трудности в согласовании игровых действий. Принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в играх, адаптируется к воображаемым предметным ситуациям.


Называет игровые действия. Самостоятельно пользуется предметами-заместителями. Придумывает разнообразные замещения, изменяет первоначальное игровое назначение предмета, заменяет предметы и действия словом. Хорошо владеет действиями с сюжетно-образными игрушками.



Правила

Осознает, но легко нарушает правила.

Правила присутствуют, проявляются в действиях, но не обозначаются.

Правила регулируют последовательность действий. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.



Игровое взаимодействие с воспитателем

В совместной игре с воспитателем не инициативен.

Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в игре игровые действия и речь воспитателя.


В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу.




«В игре ребенок развивается, познает мир, общается»

Средняя группа

Показатели освоения программы

Уровни освоение программы

Низкий

Средний

Высокий

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

В игре решается 1-2 игровые задачи со стандартными способами их решения. Договариваются об игре с помощью воспитателя.

Игровые задачи словесно обозначаются, используется несколько способов их решения, договор по поводу начала игры носит эпизодический характер, происходит частично с помощью воспитателя.

Воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Дети договариваются перед началом игры (темы, сюжет, распределение ролей).

Сюжет и содержание

Ребенок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета.

Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Действия с орудиями и предметами отодвигается на второй план.

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Отражает в играх содержание литературных произведений, мультипликационных фильмов. Содержанием становиться отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. В игре комбинируются эпизоды из сказок и реальной жизни.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Обозначает роль, ведет ролевой диалог. Затрудняется придумать новую роль, сменить первоначальную роль партнера.

Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнять разные роли. Не проявляет инициативы в смене роли. Диалоги становятся более длительными и содержательными.

Передает в роли характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности. Самостоятельно распределяет роли. Меняется ролью с воспитателем, действуя в соответствии с новой позицией. Выступает инициатором новых идей и новых ролей, активен в ролевом диалоге.

Игровые действия и предметы

Предметно- игровые действия хорошо освоены и разнообразны. Затрудняется придумать новые игровые действия.  

В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители, воображаемые предметы.

Самостоятельно выбирает и играет с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, дает им словесное обозначение, принимает воображаемые игровые действия других играющих.

Правила

В сюжетно-ролевой игре правила определяют только последовательность действий. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала.

В с/р игре правила начинают регулировать взаимоотношения партнеров. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).

Правила регулируют ролевые взаимоотношения партнеров. Выполняет правила в соответствии с взятой на себя ролью. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает выполнение правил.  

Игровое взаимодействие с воспитателем


В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В  игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диалоге.

Сохраняет доброжелательное отношение к партнерам по игре.


Охотно отвечает на вопросы о любимых играх. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, любит игры познавательного содержания с элементами соревнования.

Игровая компетентность

По напоминанию воспитателя называет несколько подвижных и хороводных игр.

Знает и называет несколько подвижных, хороводных, настольно-печатных, словесных игр.

Знает разные игры: подвижные, хороводные, настольно-печатные, словесные и пр.


Приложение № 2

 Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе на 2007 – 2008 уч. год 

Составлено на основе разработок Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., Калинченко А.В.,  Микляевой Ю.В.

Дата

Тема игры

Формирование навыков игры

Типы сюжетов

Роль

Игровые действия

Сентябрь

В гостях у матрешки

Несколько связанных по смыслу действий, направленных на кукольного персонажа

Продемонстрировать детям разные варианты выполнения роли


Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами

Октябрь

Детский сад

Двухперсонажные сюжеты из 2 – 3 событий с парными взаимодополнительными ролями

Выделять для детей игровую роль через цепочку специфических предметных игровых действий


Производить цепочку специфических предметных действий, объединенных сюжетом

Ноябрь

Доктор Айболит

Двухперсонажные сюжеты из 2 – 3 событий с парными взаимодополнительными ролями

Выделять для ребенка название себя именем игрового персонажа. Ввести удвоенные роли для вовлечения большого числа детей.



Способствовать освоению детьми специфических предметных действий, характерных для отдельных персонажей, стимулировать использование предметов-заместителей и воображаемых предметов.

Декабрь

Магазин (продавец, покупатель)

Сюжеты с парными ролями, где дополнительная роль требует активных действий

Формировать ролевое взаимодействие: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-взрослого.


Продолжать способствовать освоению детьми специфических предметных действий в рамках определенной роли; создать условия для использования предметов-заместителей и воображаемых предметов

Январь


Парикмахерская

Сюжеты с парными ролями, где дополнительная роль требует активных действий


Продолжать формировать ролевое взаимодействие: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-взрослого.

Продолжать способствовать освоению детьми специфических предметных действий в рамках определенной роли; замещению реальных предметов заместителями и воображаемыми

Февраль


Магазин игрушек

Сюжеты с парными взаимодополнительными  ролями, с 2-3 повторяющимися эпизодами. Сюжеты с тремя разными персонажами.  

Стимулировать детей к «оживлению» партнеров-игрушек, развертыванию ролевой речи за себя и за игрушку.

Обыгрывание (озвучивание, осуществление движений) партнеров-игрушек

Март


Больница

Сюжет с парными взаимодополнительными ролями, где основную роль берет на себя взрослый, а дополнительная роль удваивается.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-сверстника.

Способствовать называнию ребенком игровых действий и замещаемых (воображаемых) предметов для партнера.  

Апрель


Семья

Сюжет с тремя ролями, каждая пара которых представляет собой взаимодополнительную. Сюжеты с замкнутой цепочкой взаимодействующих персонажей

Выделять в совместной игре необходимость обозначения игровых ролей. Стимулировать ролевой диалог между детьми.

Игровые действия в речевом плане (телефонные разговоры персонажей в рамках предложенного сюжета)

Май


Пароход

Сюжеты с тремя (или более) персонажами (ролями).




Развивать у ребенка умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу парную дополнительную роль, совместно развертывать 1-2 сюжетные ситуации.



Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры в средней группе на 2008 – 2009 уч. год 

Составлено на основе разработок Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., Калинченко А.В.,  Микляевой Ю.В.

Дата

Тема игры

Формирование навыков игры

Типы сюжетов

Роль

Игровые действия

Сентябрь

Детский сад

(музыкальный руководитель)

Сюжет с парными взаимодополнительными ролями

Продолжать формировать умение включаться в ролевое взаимодействие с партнером, активизировать ролевой диалог

Действия в речевом плане (телефонные разговоры). Использование предметов заместителей и воображаемых предметов, словесное их обозначение.

Октябрь


День рождения

Сюжет с основной ролью и 2-3 дополнительными, связанными с основной по смыслу («смысловые кусты»). События в сюжете меняются через последовательное введение нового персонажа.

Формировать умение гибко менять ролевое поведение в ответ на изменившуюся роль партнера

Использование в игровой обстановке предметов-заместителей и воображаемых предметов, словесное их обозначение.

Ноябрь


Салон красоты

Сюжеты с основной ролью и 2-3 дополнительными, связанными с основной по смыслу («смысловые кусты»).

Продолжать формирование умения гибко менять ролевое поведение в ответ на изменившуюся роль партнера. Смена роли осуществляется на уровне «телефонного разговора», где дополнительную роль берет на себя воспитатель. Способствовать использованию ребенком выразительных средств для обозначения характера персонажа.

Стимулирование детей к обогащению игры новыми игровыми действиями за счет обращения к их жизненному опыту.

Декабрь


Больница

Сюжеты с основной ролью и несколькими дополнительными, но одна роль связана с основной функциональной связью («доктор-пациент»), а другая субординационной («доктор-медсестра»)

Продолжать формировать умение гибко менять ролевое поведение в ответ на изменившуюся роль партнера. Стимулирование ролевого диалога. Создать условия для передачи ребенком характерных особенностей персонажа.

Продолжать стимулирование детей к обогащению игры новыми игровыми действиями за счет обращения к их жизненному опыту, использованию знаний, полученных в других видах деятельности.

Январь


Салон красоты

Сюжеты с основной ролью и несколькими дополнительными (функционально, субординационно и дружески связанными)


Выделять через сюжетные игры различные типы ролевых отношений (функциональные, субординационные: управление-подчинение, равноправные). Добиваться соответствия действий ребенка новой позиции.

Способствовать самостоятельному выбору детьми игровых предметов, созданию игровой среды.

Февраль


Овощной магазин

Сюжеты с основной ролью и 2-3 дополнительными («смысловые кусты»), появляющимися последовательно, по мере смены событий.



Формировать умение последовательно менять роли в ходе игры (обязательно словесно обозначая этот момент) по мере появления новых персонажей в сюжете; использовать смену ролей как средство развертывания сюжета. Развивать инициативу детей в выборе новых ролей.

Способствовать самостоятельному выбору детьми игровых предметов, созданию игровой среды. Создать условия для изготовления детьми необходимых атрибутов и игровых предметов.


Март


Мы переходим улицу

Сюжеты с основной ролью и 2-3 дополнительными («смысловые кусты»), появляющимися последовательно, по мере смены событий.



Продолжать формировать умение последовательно менять роли в ходе игры при введении в сюжет нового персонажа. Поддерживать идеи детей в создании детализированных выразительных образов.

Способствовать самостоятельному выбору детьми игровых предметов, созданию игровой среды.

Апрель


Столовая

Сюжет с 3 взаимозависимыми ролями.

Формировать умение использовать смену роли при развертывании сюжета в совместной игре со взрослыми и сверстниками. Развивать ролевой диалог.

Способствовать самостоятельному выбору детьми игровых предметов, созданию игровой среды, использованию воображаемых предметов.

Май


Театр

Сюжет с 3 взаимозависимыми ролями («смысловой куст ролей»)


Развивать у ребенка умение подключаться к игре двоих сверстников, находя подходящую по смыслу роль.

Способствовать самостоятельному выбору детьми игровых предметов, созданию игровой среды, использованию воображаемых предметов, их словесному обозначению.


                                  Диагностика уровня освоения программы по разделу                                                   Приложение № 3

                 «В игре ребенок развивается, познает  мир, общается»    (Программа «Детство»)

Фамилия и имя ребенка

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Сюжет и содержание

Выполнение роли и взаимодей-ствие детей в игре

Игровые действия, игровые предметы

Правила

Игровое взаимодей-ствие с воспитателем

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1.  Анисимов Вова

+

+

+

+

+

+

2.  Бардаков Игорь

+

+

+

+

+

+

3.  Веретельникова Настя

+

+

+

+

+

+

4.  Горкаева Настя

+

+

+

+

+

+

5.  Демидов Гоша

+

+

+

+

+

+

6.  Дмитриев Саша

+

+

+

+

+

+

7.  Егоров Дима

+

+

+

+

+

+

8.  Кари Юра  

+

+

+

+

+

+

9.  Королёв Артем

+

+

+

+

+

+

10.  Котова Алена

+

+

+

+

+

+

11.  Кочнев Ваня

+

+

+

+

+

+

12.  Крупич Максим

+

+

+

+

+

+

13.  Леонова Лиза

+

+

+

+

+

+

14.  Михайлов Саша

+

+

+

+

+

+

15.  Морозова Даша

+

+

+

+

+

+

16.  Плотников Никита

+

+

+

+

+

+

17.  Семенец Алина

+

+

+

+

+

+

18.  Симанович Алина

+

+

+

+

+

+

19.  Солдатова Эллина

+

+

+

+

+

+

20.  Тырыкина Полина

+

+

+

+

+

+

21.  Фомичев Дима

+

+

+

+

+

+

22. Фролова Даша

+

+

+

+

+

+

23. Цивкин Дима

+

+

+

+

+

+

13

10

-

12

11

-

11

12

-

14

9

-

20

3

-

11

12

-

 Группа № 4    (2 младшая)             сентябрь          


                                           

                                    

        - низкий уровень                      -  средний уровень                     - высокий уровень

Диагностика уровня освоения программы по разделу                                               

                 «В игре ребенок развивается, познает  мир, общается»    (Программа «Детство»)

Фамилия и имя ребенка

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Сюжет и содержание

Выполнение роли и взаимодей-ствие детей в игре

Игровые действия, игровые предметы

Правила

Игровое взаимодей-ствие с воспитателем

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1.  Анисимов Вова

+

+

+

+

+

+

2.  Бардаков Игорь

+

+

+

+

+

+

3.  Веретельникова Настя

+

+

+

+

+

+

4.  Горкаева Настя

+

+

+

+

+

+

5.  Демидов Гоша

+

+

+

+

+

+

6.  Дмитриев Саша

+

+

+

+

+

+

7.  Егоров Дима

+

+

+

+

+

+

8.  Кари Юра  

+

+

+

+

+

+

9.  Королёв Артем

+

+

+

+

+

+

10.  Котова Алена

+

+

+

+

+

+

11.  Кочнев Ваня

+

+

+

+

+

+

12.  Крупич Максим

+

+

+

+

+

+

13.  Леонова Лиза

+

+

+

+

+

+

14.  Михайлов Саша

+

+

+

+

+

+

15.  Морозова Даша

+

+

+

+

+

+

16.  Плотников Никита

+

+

+

+

+

+

17.  Семенец Алина

+

+

+

+

+

+

18.  Симанович Алина

+

+

+

+

+

+

19.  Солдатова Эллина

+

+

+

+

+

+

20.  Тырыкина Полина

+

+

+

+

+

+

21.  Фомичев Дима

+

+

+

+

+

+

22. Фролова Даша

+

+

+

+

+

+

23. Цивкин Дима

+

+

+

+

+

+

Общее количество:

9

10

4

5

17

1

7

16

-

7

15

1

15

8

-

5

18

-

 Группа № 4    (2 младшая)             май


                                           

                                    

        - низкий уровень                      -  средний уровень                     - высокий уровень

Диагностика уровня освоения программы по разделу «В игре ребенок развивается, познает мир, общается»

(Программа «Детство»)

Группа  № 4   (средняя)       сентябрь

Фамилия и имя ребенка

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Сюжет и содержание

Выполнение роли и взаимодей-ствие детей в игре

Игровые действия, игровые предметы

Правила

Игровое взаимодей-ствие с воспитателем

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1.  Агапов Данила

+

+

+

+

+

+

2.  Анисимов Вова

+

+

+

+

3.  Бардаков Игорь

+

+

+

+

+

+

4.  Веретельникова Настя

+

+

+

+

5.  Демидов Гоша

+

+

+

+

+

+

6.  Дмитриев Саша

+

+

+

+

+

+

7.  Егоров Дима

+

+

+

+

+

+

8.  Ерёменко Саша

+

+

+

+

+

+

9. Жданова Эрика

+

+

+

+

+

+

10.  Кари Юра

+

+

+

+

+

+

11.  Королёв Артём

+

+

+

+

+

+

12.  Котова Алёна

+

+

+

+

+

+

13.  Кочнев Иван

+

+

+

+

+

+

14.  Мелёхин Максим

+

+

+

+

+

+

15.  Мельников Кирилл

+

+

+

+

+

+

16.  Михайлов Саша

+

+

+

+

+

+

17.  Семенец Алина

+

+

+

+

+

+

18.  Симанович Алина

+

+

+

+

+

+

19.  Фролова Даша

+

+

+

+

+

+

20.  Хабибуллина Яна

+

+

+

+

+

+

21.  Экель Иван

+

+

+

+

+

+

Общее количество:

11

10

-

9

12

-

9

12

-

4

17

-

11

10

-

7

14

-

                                           

                                    

        - низкий уровень                      -  средний уровень                     - высокий уровень


Уровни освоение программы по разделу

«В игре ребенок развивается, познает мир, общается»  

 (2 младшая группа)

Низкий

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Не ставит игровые задачи для партнеров.

Сюжет и содержание

Игры однообразны и примитивны по содержанию. Отражают в игре назначение предметов.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Затрудняется обозначить свою игровую роль. Участвует в общих играх, организуемых воспитателем, но проявляет неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игра редко сопровождается репликами.  

Игровые действия и предметы

Ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обыграть. Начинает игровые действия и быстро прекращает их, переходит к новым игрушкам и так же быстро оставляет игру, не развив сюжет. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение.

Правила

Осознает, но легко нарушает правила.

Игровое взаимодействие с воспитателем 

В совместной игре с воспитателем не инициативен.

Средний

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Испытывает трудности в постановке игровых задач для партнеров по игре

Сюжет и содержание

Ребенок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Сюжеты бытовые. Условное использование предметов, появляется отражение взаимоотношений взрослых.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Называет свою игровую роль. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником. Сопровождает отдельными репликами исполнение роли.

Игровые действия и предметы

Игровые действия разнообразны. Испытывает трудности в согласовании игровых действий. Принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в играх, адаптируется к воображаемым предметным ситуациям.

Правила 

Правила присутствуют, проявляются в действиях, но не обозначаются.

Игровое взаимодействие с воспитателем

Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в игре игровые действия и речь воспитателя.

Высокий

Замысел игры, постановка игровых целей и задач Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга.

Сюжет и содержание

Ребенок отражает в игре разные сюжеты. Наряду с бытовыми, дети используют сюжеты из хорошо знакомых сказок. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Называет свою игровую роль. С интересом включается в ролевой диалог, иногда с воображаемым собеседником. В индивидуальной игре много говорит в слух, меняет интонацию голоса. С интересом воспроизводит ролевые действия, эмоционально передает ролевое поведение. Охотно общается с детьми и вступает с предложениями по  поводу игр.

Игровые действия и предметы

Называет игровые действия. Самостоятельно пользуется предметами-заместителями. Придумывает разнообразные замещения, изменяет первоначальное игровое назначение предмета, заменяет предметы и действия словом. Хорошо владеет действиями с сюжетно-образными игрушками.

Правила

Правила регулируют последовательность действий. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.

Игровое взаимодействие с воспитателем

В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу.

Уровни освоения программы по разделу

«В игре ребенок развивается, познает мир, общается»  

(средний возраст)

Низкий

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

В игре решается 1-2 игровые задачи со стандартными способами их решения. Договариваются об игре с помощью воспитателя.

Сюжет и содержание 

Ребенок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Обозначает роль, ведет ролевой диалог. Затрудняется придумать новую роль, сменить первоначальную роль партнера. 

Игровые действия и предметы

Предметно-игровые действия хорошо освоены и разнообразны. Затрудняется придумать новые игровые действия. 

Правила

В сюжетно-ролевой игре правила определяют только последовательность действий. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала.

 Игровое взаимодействие с воспитателем

В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В  игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диалоге.

Средний 

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Игровые задачи словесно обозначаются, используется несколько способов их решения, договор по поводу начала игры носит эпизодический характер, происходит частично с помощью воспитателя.

Сюжет и содержание 

Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Действия с орудиями и предметами отодвигается на второй план.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнять разные роли. Не проявляет инициативы в смене роли. Диалоги становятся более длительными и содержательными.

Игровые действия и предметы

В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители, воображаемые предметы.

Правила

В с/р игре правила начинают регулировать взаимоотношения партнеров. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).

Игровое взаимодействие с воспитателем

Сохраняет доброжелательное отношение к партнерам по игре.

Высокий

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Дети договариваются перед началом игры (темы, сюжет, распределение ролей). 

Сюжет и содержание

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Отражает в играх содержание литературных произведений, мультипликационных фильмов. Содержанием становиться отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. В игре комбинируются эпизоды из сказок и реальной жизни.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Передает в роли характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности. Самостоятельно распределяет роли. Меняется ролью с воспитателем, действуя в соответствии с новой позицией. Выступает инициатором новых идей и новых ролей, активен в ролевом диалоге.

Игровые действия и предметы

Самостоятельно выбирает и играет с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, дает им словесное обозначение, принимает воображаемые игровые действия других играющих.

Правила

Правила регулируют ролевые взаимоотношения партнеров. Выполняет правила в соответствии с взятой на себя ролью. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает выполнение правил.  

Игровое взаимодействие с воспитателем

Охотно отвечает на вопросы о любимых играх. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, любит игры познавательного содержания с элементами соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Консультация для воспитателей, в которой даны рекомендации развития игры....

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности в свете ФГТ»

В свете современных требований выделяются два возможных  пути  организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание...

Консультация для воспитателей " Развитие игровой деятельности в свете ФГТ"

Консультация для воспитателей " Развитие игровой деятельности в свете ФГТ"...