Инструментарий по ТРИЗ для средней группы
материал (средняя группа) по теме

Нечипорович Валентина Евгеньевна

В помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_srednyaya_gruppa.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий по ТРИЗ

средняя группа

Подготовила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский д/с»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

1.Умение определять состояние вещества и умение показать переход из одного состояния в другое.

Методы: наблюдения, экспериментирование, игровая деятельность.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассмотреть, например: жидкое вещество (воду), определить состояние вещества. С помощью маленьких человечков показать переход вещества в другие состояния (твёрдое, газообразное и наоборот).

Игра: дети движениями изображают состояние вещества и его переход в другое состояние, описывают словами состояние человечков, например: может ли твёрдый человечек быть весёлым, а газообразным скучным, когда это бывает? Почему?

2.Умение строить модель объекта, который состоит из двух веществ.

Методы: наблюдения, опыты, игровая деятельность.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: построить с помощью маленьких человечков, например, объект (состоящий из двух веществ): бокал с водой, ведро, наполненное водой, цветок в вазе, чаша со льдом и т.д.

3.Умение строить процессы, происходящие с веществами и процессы взаимодействия между веществами.

Методы: наблюдения, опыты.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассмотреть модель твёрдого вещества, заменить одного человечка твёрдого вещества на человечка жидкости, то это может быть процесс таяния льда, плавления железа, камня или наоборот.

Опыты: таяние льда, снега, замораживание воды и т. д.

4. Умение находить общее и отличия в предметах однородных и неоднородных.

Методы: наблюдения, игровая деятельность.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: 1. рассмотреть, например: иллюстрации птиц – что общего и чем отличаются (название, среда обитания, части тела, особенности поведения в природе в разное время года).

Игра «Хорошо – плохо» (перелётные птицы)

2.рассмотреть, например: три предмета -  листок дерева, самолёт, птицу.

Что общего? Летают.

Взлетают: самолёт с аэродрома, птица с гнезда, лист с дерева.

Самолёт перевозит пассажиров.

На птице летают букашки.

На листе -  гусеницы.

Чем отличаются?

Острые носы у птицы и самолёта, крылья, у листочка – нет.

Птица живая, она питается – самолёт и лист не живые, не питаются и т. д.

5.Умение наделять животных обратными качествами.

Методы: наблюдения, игровая деятельность.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: рассматривание, например: иллюстраций животных (взрослых и детёнышей).

Игра: заяц был маленьким, а стал большим,

          заяц был трусливым, а стал храбрым,

          зимой был белым, а летом стал серым и т. д.

6.Умение строить противоречия и разрешать их.

Методы: беседы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: рассматривание игрушек, например: собака, ёж, лиса, олень.

В начале проводятся игры:

1вариант. Игра «Нравится не нравится»

Например: нравится, что лиса рыжая, не нравится, что её далеко не видно.

Нравится, что олень высокий, не нравится, что нельзя сесть и покататься.

2вариант. Игра «Опасно – не опасно»

Например: Собака не опасна, когда с ней играешь.

Собака опасна, когда её дразнишь и т. д.

Используя эти игры – упражнения дети учатся строить противоречия и разрешать их.

Например: ёж должен быть колючим (чтобы его не съела лиса и не должен быть колючим).

 Обезьянка по сюжету сказки должна жить на севере и не должна, потому что замёрзнет (чтобы обезьянка не замёрзла она должна прыгать и ей будет тепло, построить дом из снега и т. д.)

7.Умение находить в одном объекте положительные и отрицательные качества.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: наблюдая в повседневной жизни за различными предметами, объектами и явлениями дети находят положительные и отрицательные качества данного объекта, используя игру «Хорошо – плохо».

Например: Снегопад.

- Хорошо:

Закрывает поля и деревья перед морозом,

Приятно вечером гулять на улице,

Хорошо играть в снежки свежим снегом  и т. д.

- Плохо:

Не проехать машинам, они буксуют,

Снег может попасть в обувь – можно простудиться,

Становиться скользко, можно упасть и т. д.

8.Умение создавать фантастический (сказочный) образы птиц и животных

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассмотреть птицу (игрушку, картинку, живую птицу).

Используя другие объекты (например: крокодил – зелёный, зубастый, плавающий и стол – твёрдый, блестящий).

Получается сказочный образ птицы: птица – зелёного цвета, с твёрдыми, блестящими крыльями, может их расправить и лететь, как самолёт,  зубастая, Может плавать.

9.Умение видеть объект во временном разрезе, проводить сравнения.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание дерева (включая три экрана): надсистема (группа деревьев), система (дерево), подсистема (лист).

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе на тему : «Куклы разные бывают».

Программное содержание:На основе развития мыслительных операций уточнить знания детей о резиновой, тряпичной и бумажной куклах.Формировать умение коллективного обсуждения проблем.Упражнять детей в хор...

Инструментарий к диагностике в средней группе

Инструментарий к диагностике в средней группе...

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: "Новый теремок"

Конспект НОД содержит пальчиковую гимнастику, лексико-грамматическую игру, физминутку, упражнение артикуляционной гимнастики, драматизацию сказки, ритуалы начала и конца НОД....

Занятие по технологии ТРИЗ в средней группе "Мыло"

Уважаемые коллеги! Я судовольствием предлагаю вашему вниманию конспект по познавательно-речевому развитию "Мыло" по инновационной технологии ТРИЗ...

инструментарий по мониторингу в средней группе

Инструментарий по программе " Детство". Образовательные области " Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....