Инструментарий по ТРИЗ для средней группы
материал (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Инструментарий по ТРИЗ
средняя группа
Подготовила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский д/с»
Нечипорович Валентина Евгеньевна
1.Умение определять состояние вещества и умение показать переход из одного состояния в другое.
Методы: наблюдения, экспериментирование, игровая деятельность.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: рассмотреть, например: жидкое вещество (воду), определить состояние вещества. С помощью маленьких человечков показать переход вещества в другие состояния (твёрдое, газообразное и наоборот).
Игра: дети движениями изображают состояние вещества и его переход в другое состояние, описывают словами состояние человечков, например: может ли твёрдый человечек быть весёлым, а газообразным скучным, когда это бывает? Почему?
2.Умение строить модель объекта, который состоит из двух веществ.
Методы: наблюдения, опыты, игровая деятельность.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: построить с помощью маленьких человечков, например, объект (состоящий из двух веществ): бокал с водой, ведро, наполненное водой, цветок в вазе, чаша со льдом и т.д.
3.Умение строить процессы, происходящие с веществами и процессы взаимодействия между веществами.
Методы: наблюдения, опыты.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: рассмотреть модель твёрдого вещества, заменить одного человечка твёрдого вещества на человечка жидкости, то это может быть процесс таяния льда, плавления железа, камня или наоборот.
Опыты: таяние льда, снега, замораживание воды и т. д.
4. Умение находить общее и отличия в предметах однородных и неоднородных.
Методы: наблюдения, игровая деятельность.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: 1. рассмотреть, например: иллюстрации птиц – что общего и чем отличаются (название, среда обитания, части тела, особенности поведения в природе в разное время года).
Игра «Хорошо – плохо» (перелётные птицы)
2.рассмотреть, например: три предмета - листок дерева, самолёт, птицу.
Что общего? Летают.
Взлетают: самолёт с аэродрома, птица с гнезда, лист с дерева.
Самолёт перевозит пассажиров.
На птице летают букашки.
На листе - гусеницы.
Чем отличаются?
Острые носы у птицы и самолёта, крылья, у листочка – нет.
Птица живая, она питается – самолёт и лист не живые, не питаются и т. д.
5.Умение наделять животных обратными качествами.
Методы: наблюдения, игровая деятельность.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: рассматривание, например: иллюстраций животных (взрослых и детёнышей).
Игра: заяц был маленьким, а стал большим,
заяц был трусливым, а стал храбрым,
зимой был белым, а летом стал серым и т. д.
6.Умение строить противоречия и разрешать их.
Методы: беседы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: рассматривание игрушек, например: собака, ёж, лиса, олень.
В начале проводятся игры:
1вариант. Игра «Нравится не нравится»
Например: нравится, что лиса рыжая, не нравится, что её далеко не видно.
Нравится, что олень высокий, не нравится, что нельзя сесть и покататься.
2вариант. Игра «Опасно – не опасно»
Например: Собака не опасна, когда с ней играешь.
Собака опасна, когда её дразнишь и т. д.
Используя эти игры – упражнения дети учатся строить противоречия и разрешать их.
Например: ёж должен быть колючим (чтобы его не съела лиса и не должен быть колючим).
Обезьянка по сюжету сказки должна жить на севере и не должна, потому что замёрзнет (чтобы обезьянка не замёрзла она должна прыгать и ей будет тепло, построить дом из снега и т. д.)
7.Умение находить в одном объекте положительные и отрицательные качества.
Методы: наблюдения.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: наблюдая в повседневной жизни за различными предметами, объектами и явлениями дети находят положительные и отрицательные качества данного объекта, используя игру «Хорошо – плохо».
Например: Снегопад.
- Хорошо:
Закрывает поля и деревья перед морозом,
Приятно вечером гулять на улице,
Хорошо играть в снежки свежим снегом и т. д.
- Плохо:
Не проехать машинам, они буксуют,
Снег может попасть в обувь – можно простудиться,
Становиться скользко, можно упасть и т. д.
8.Умение создавать фантастический (сказочный) образы птиц и животных
Методы: наблюдения.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: рассмотреть птицу (игрушку, картинку, живую птицу).
Используя другие объекты (например: крокодил – зелёный, зубастый, плавающий и стол – твёрдый, блестящий).
Получается сказочный образ птицы: птица – зелёного цвета, с твёрдыми, блестящими крыльями, может их расправить и лететь, как самолёт, зубастая, Может плавать.
9.Умение видеть объект во временном разрезе, проводить сравнения.
Методы: наблюдения.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: рассматривание дерева (включая три экрана): надсистема (группа деревьев), система (дерево), подсистема (лист).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.
Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....
Конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе на тему : «Куклы разные бывают».
Программное содержание:На основе развития мыслительных операций уточнить знания детей о резиновой, тряпичной и бумажной куклах.Формировать умение коллективного обсуждения проблем.Упражнять детей в хор...
Инструментарий к диагностике в средней группе
Инструментарий к диагностике в средней группе...
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: "Новый теремок"
Конспект НОД содержит пальчиковую гимнастику, лексико-грамматическую игру, физминутку, упражнение артикуляционной гимнастики, драматизацию сказки, ритуалы начала и конца НОД....
Занятие по технологии ТРИЗ в средней группе "Мыло"
Уважаемые коллеги! Я судовольствием предлагаю вашему вниманию конспект по познавательно-речевому развитию "Мыло" по инновационной технологии ТРИЗ...
инструментарий по мониторингу в средней группе
Инструментарий по программе " Детство". Образовательные области " Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....
Инструментарий педагогической диагностики в средней группе (4-5 лет)
средний возраст...