Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: "Новый теремок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Иванова Надежда Алексеевна

Конспект НОД содержит пальчиковую гимнастику, лексико-грамматическую игру, физминутку, упражнение артикуляционной гимнастики, драматизацию сказки, ритуалы начала и конца НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по образовательной области

«Речевое развитие»

с элементами ТРИЗ

в средней группе

на тему: «Новый теремок»

Автор-составитель:                                                                                                

Иванова Н.А.

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 130»

г. Рязань, 2014 г.

Программное содержание:

Цель. Формировать умение придумывать добрый конец сказке.

Задачи.

1. Закрепить умение передавать образ героев сказки через движения, голос, мимику.

2. Развивать интонационную выразительность и эмоциональность речи, память, творческое воображение.

3. Воспитывать дружелюбие через героев сказки, доброту, желание прийти на помощь.

Оборудование и материалы: шапочки для героев сказки (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), части нового теремка из бумаги для конструирования на фланелеграфе, фланелеграф, три пиктограммы с изображением эмоций (весёлый, грустный, злой), два мольберта, ширма, стол, волшебная палочка, указка, фонограмма песни о дружбе.

Организация детей: начало НОД – стоя в полукруге, в кругу, затем – сидя на стульях, конец НОД – стоя в кругу на ковре.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Теремок».
  2. Драматизация сказки.
  3. Разучивание ритуала начала и конца занятия.
  4. Лексико-грамматическая игра «Что нужно домику?» - составление предложений по образцу воспитателя.
  5. Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбка».

Ход НОД:

Организационная часть (дети стоят полукругом).

Воспитатель. Дорогие ребята! Мы с Татьяной Ивановной, нашим психологом, очень рады вас снова видеть. А вы рады нашей встрече?

Дети. Да.

Воспитатель. Посмотрите, у нас в группе присутствуют гости. Давайте покажем, что мы их очень рады видеть, улыбнёмся и поздороваемся.

Воспитатель, психолог и дети. Здравствуйте, гости! Милости просим!

Педагог-психолог. Ритуал начала НОД «Доброе животное». Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, также ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.»

I этап – мотивационно-ориентировочный

Педагог-психолог. Дети, закройте, пожалуйста, глаза. (Воспитатель приводит ребёнка из подготовительной группы в костюме медведя).

Воспитатель. Откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети. К нам пришёл медведь.

Воспитатель. Его зовут Миша. Давайте поздороваемся с ним все вместе.

Дети. Здравствуй, Миша!

Воспитатель. Миша не знает, как вас зовут. Я вам покажу, как можно с ним познакомиться. (Берёт за руку медведя и говорит: «Здравствуй, Миша! Меня зовут Надежда Алексеевна».) Говорите громко, чтобы Миша вас услышал. (Каждый ребёнок здоровается за руку и называет своё имя).

Воспитатель. Дети, а вы заметили, что Миша пришёл к нам грустный. (Воспитатель указывает на пиктограммы). Обратите внимание на эти лица и найдите нашего гостя. (Один ребёнок подходит к мольберту и с помощью указки показывает пиктограмму – грустный). Объясните, почему вы так думаете?

Дети. У него брови «домиком», глаза грустные, уголки губ опущены вниз.

Воспитатель. Молодцы. Миша, почему ты такой грустный?

Медведь. Я весь теремок развалил, и поэтому от меня убежали все друзья.

Воспитатель. Миша, ты такой большой, неуклюжий, косолапый. Вы догадались, из какой сказки этот медведь?

Дети. Этот медведь из сказки «Теремок».

Воспитатель. Как развеселить Мишу?

II этап – поисковый

Дети. Надо построить новый теремок и придумать добрый конец сказке.

Воспитатель. Постройка теремка – очень трудная работа, давайте присядем и хорошо подумаем. (Дети садятся на стулья).

Воспитатель. Из чего можно построить теремок?

Дети. Из строительного материала, из бумаги, построить из частей на фланелеграфе.

III этап – практический

Воспитатель. Назовите, какие части есть у дома?

Дети. У дома есть стены, крыша, окна, этажи, балкон, крыльцо.

Воспитатель. Прежде чем приступить к постройке нового теремка, давайте подготовим наши пальцы и руки.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Раз, два, три, четыре, пять,                     Загибают пальцы левой и правой руки.

Будем строить и играть.                         Стучат кулаком об кулак.

Дом большой, высокий строим.           Соединяют пальцы, делают крышу и поднимают руки вверх.

Стены ставим, крышу кроем.                Разводят руки в стороны, делают крышу.

Вот какой красивый дом!                      Все пальцы в кулачок, показывают большие пальцы.

Будут жить все звери в нём.                  Шевелят пальцами правой и левой руки.

Воспитатель. Давайте дружно возьмёмся за работу и построим новый теремок, высокий и прочный. (Работа в парах).

Лексико-грамматическая игра «Что нужно теремку?»

(составление предложений по образцу воспитателя).

Воспитатель. Что нужно теремку?

Дети. Теремку нужны стены. Теремку нужны окна. Теремку нужен балкон. Теремку нужны этажи.

Теремку нужна крыша. Теремку нужно крыльцо. (Дети строят теремок из частей на фланелеграфе).

Воспитатель. Молодцы, дети, вы построили высокий теремок. Миша вам очень благодарен. Но он ещё грустный, как ему помочь?

Дети. Нужно найти Мише друзей и придумать добрый конец сказке.

Воспитатель. Встанем дружно мы в кружок, чтоб найти Мишиных дружков.

Физкультминутка «Как у наших у зверят»

Как у наших у зверят                               Хлопки в ладоши.

Лапки весело стучат:                              

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.                      Топание ногами.

А устали ножки,                    

Хлопают ладошки:                                

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.         Хлопки в ладоши.

А потом вприсядочку                              Приседания.

Пляшут звери рядышком.                      Прыжки на месте.

Воспитатель. Давайте вспомним, какие слова говорили Мишины друзья, когда подходили к теремку?

Дети. Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Воспитатель. Кто первым прибежал к теремку?

Дети. Мышка-норушка. (Повторяют вместе).

Воспитатель. Какая мышка? Что умеет делать? Как пищит?

Дети. Мышка маленькая, быстро бегает, пищит: «Пи-пи-пи». (Дети идут по кругу и изображают мышку. Воспитатель выбирает ребёнка, лучше всех изобразившего мышку и надевает ему шапочку. Дети называют всех остальных героев сказки: лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка-систричка, волчок-серый бочок, описывают каждого героя по плану: какой герой? (Быстрый, ловкая, хитрая, сильный, храбрый). Что умеет делать? (Квакает, прыгает, скачет, рыщет). Каким голосом говорит? (Ква-ква, у-у, изображают). Воспитатель распределяет роли и надевает шапки).

Обсуждение с детьми, какими словами можно закончить сказку? (И стали они дружно жить-поживать, да добра наживать.)

Воспитатель. Очень стыдно стало Мишке и решил тогда топтыжка:

Медведь. «Всех зверей я соберу дружно с ними заживу!»

Воспитатель с помощью волшебной палочки превращает детей в Мишиных друзей:

«Вокруг себя обернись и в мышку-норушку превратись. И так с каждым героем. Они садятся на отдельные стулья. Остальные дети – зрители, садятся на свои стулья и смотрят сказку).

Драматизация сказки.

Воспитатель. Стоит в поле терем-теремок, он не низок, не высок-не высок. Бежит мимо Мышка-Норушка. Остановилась, постучалась (ребёнок топает ногой) и говорит:

Мышка-Норушка. «Пи-пи, терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Воспитатель. Никто мышке не ответил, забежала в теремок и стала в нём жить. (Ребёнок заходит за ширму). Прискакала Лягушка-Квакушка и постучалась:

Лягушка-Квакушка. Ква-ква, терем-теремок, кто в тереме живёт?

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка, а ты кто?

Лягушка-Квакушка. А я Лягушка-Квакушка. Пусти меня в теремок.

Мышка-Норушка. Будем жить дружно.

Воспитатель. И стали они жить вдвоём. Прискакал Зайка-Попрыгайка и постучал:

Зайка-Попрыгайка. «Терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка.

Лягушка-Квакушка. Я Лягушка-Квакушка.

Мышка-Норушка и Лягушка-Квакушка. А ты кто? 

Зайка-Попрыгайка. А я Зайка-Попрыгайка. Пустите меня в теремок.

Мышка-Норушка и Лягушка-Квакушка. Будем жить дружно.

Воспитатель. И стали они жить втроём. Прибежала Лисичка-Сестричка и постучала:

Лисичка-Сестричка. «Терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка.

Лягушка-Квакушка. Я Лягушка-Квакушка.

Зайка-Попрыгайка. Я Зайка-Попрыгайка.

Все. А ты кто?

Лисичка-Сестричка.  А я Лисичка-Сестричка. Пусти меня в теремок.

Все. Будем жить дружно. 

Воспитатель. И стали они жить вчетвером. Прибежал Волчок-Серый бочок и постучался:

Волчок-Серый бочок. «У-у, терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка.

Лягушка-Квакушка. Я Лягушка-Квакушка.

Зайка-Попрыгайка. Я Зайка-Попрыгайка.

Лисичка-Сестричка.  Я Лисичка-Сестричка.

Все. А ты кто?

Волчок-Серый бочок. А я Волчок-Серый бочок. Пусти меня в теремок.

Все. Будем жить дружно.

Воспитатель. И стали они жить впятером. Бредёт по полю Медведь-Косолапый, остановился, постучал и заревел:

Медведь. «Р-р, терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка.

Лягушка-Квакушка. Я Лягушка-Квакушка.

Зайка-Попрыгайка. Я Зайка-Попрыгайка.

Лисичка-Сестричка.  Я Лисичка-Сестричка.

Волчок-Серый бочок. Я Волчок-Серый бочок.

Все. А ты кто?

Медведь. А я Медведь-Косолапый. Пусти меня в теремок.

Все. Будем жить дружно.

Все дети вместе с воспитателем. И стали они дружно жить-поживать, да добра наживать. (Дети заходят за ширму, снимают шапочки. Затем выходят и кланяются. Все дети встают в круг.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли Мише придумать добрый конец сказке и встретиться с друзьями, он развеселился. Посмотрите на лица, найдите его. (Дети находят нужную пиктограмму и объясняют, почему они так думают?)

Дети. Брови радугой, глаза весёлые, уголки губ вверху.

Воспитатель. Покажем всем, как Мишка улыбается.

Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так (растягивание разомкнутых губ), чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5-10 секунд. (Можно вместе с детьми пропеть звук «и», и губы растянуться в улыбке).

IV этап – рефлексивно-оценочный

Воспитатель. Дети, кому мы сегодня помогали? Как мы ему помогли? (Мы построили Мише новый теремок, придумали добрый конец сказке  и нашли друзей). Миша говорит вам «спасибо» за помощь. Ему пора спать, медведи зимой спят. (Медведь прощается с детьми и уходит).

Педагог-психолог. Ритуал окончания НОД «Эстафета дружбы».

(Дети берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие). «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к саше и т.д., и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До Свидания!                

(Звучит фонограмма песни о дружбе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме "Новый теремок"

Цель: умение детей выстраивать последовательность предметов от самого маленького до самого большого.Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие....

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...