Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
материал на тему
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
1. Психологическая диагностика
2.Психологическая коррекция
3.Психологическое консультирование
4.Психологическое просвещение
5.Психологическая профилактика
6.Организационно-методическая работа
1. Психологическая диагностики
Задача — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
· диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
· диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
· диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
2. Психологическая коррекция
Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:
· эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
· коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
· познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).
Основные методы коррекционной работы:
· индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
· сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
· куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
· арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;
· психогимнастика;
· релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
3. Психологическое консультирование
Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
4. Психологическое просвещение
Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1) Индивидуальная
С педагогами:
· проводится по запросам и результатам диагностики;
· обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.
С родителями:
· проводится по запросам и результатам диагностики;
· психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.
2)Групповая
С педагогами:
· консультация;
· тренинг.
С родителями:
· выступления на родительских собраниях;
· тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;
· оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
· подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
5. Психологическая профилактика
Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:
1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий 1 раз в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.
Групповые психопрофилактические занятия:
Младшая группа:
· Адаптация детей;
· Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
· Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
· Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средняя группа:
· Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
· Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
· Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшая группа:
· Коммуникативные навыки;
· Творческие и познавательные способности;
· Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
· Способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительная группа:
· Готовность к школе (личностная и мотивационная);
· Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
· Способность к дифференциации эмоциональных состояний;
· Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
6. Организационно-методическая работа:
· оформление документации;
· участие в методических объединениях практических психологов;
· курсы повышения квалификации и дополнительное образование;
· методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану МБДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_pedagoga.pdf | 264.09 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления деятельности педагога-психолога
Организация деятельности педагога-психолога ДОУ осуществляется по направлениям : психопросвещения, психопрофилактики, психокоррекции, психодиагностики и психоконсультирования....
Направления деятельности педагога- психолога ДОУ
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обесп...
Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом
При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...
Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью
Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная н...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...
Статья: "Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ".
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государств...