Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В современной науке используются два термина:
Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.
Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
Ге́ндер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием педагогов и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Образовательные задачи полового гендерного воспитания:
ü воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру;
ü закладывать основы осознания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
ü воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
ü развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
ü развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;
ü уметь управлять своими эмоциями и поведением;
ü обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
ü развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера…) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание…);
ü формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»
города Губкина Белгородской области
Гендерное воспитание дошкольников
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
Подготовила:
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад
компенсированного вида №37 «Ягодка»
Шубина Елена Викторовна
В современной науке используются два термина:
Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.
Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
Ге́ндер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием педагогов и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Образовательные задачи полового гендерного воспитания:
- воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру;
- закладывать основы осознания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;
- уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера…) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание…);
- формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
Программы гендерного воспитания дошкольника призваны влиять на психическое и физическое развитие мальчика и девочки. Цель оптимизация деятельности, связанной с отношениями представителей разного пола к своим социальным ролям в обществе.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
В России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. Необходимо помнить, что после шести лет сменить полоролевую ориентацию психологическими методами невозможно. Дошкольный период асексуальный половые гормоны не влияют на развитие ребенка. В этом возрасте формируются основы моральных установок будущих мужчины и женщины.
Особенности развития мальчиков:
- У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.
- У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
- Физически сильнее.
- Ориентируются на дальнее зрение.
- Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
- Смелее.
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
- У мальчиков по величине больше легкие.
- Крови на пол литра больше, чем у девочек.
- Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная.
- Себя зачастую изображают на фоне машин.
- Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.
- Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты.
Особенности развития девочек:
- Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления.
- Девочки дышат грудью.
- Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
- Физически слабее.
- Организм лучше сопротивляется болезням.
- Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
- Быстрее утомляются.
- Чувствительны к шуму.
- Кожная чувствительность выше.
- Ориентируются на ближнее зрение.
- Менее подвижны. Более усидчивы.
- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
- Отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым цветам.
- Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.
- Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
- Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны.
- Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей.
Психологическое различие - Мальчики:
- хорошо запоминают информацию расположенную вертикально;
- мало реагируют на эмоциональную сторону речи;
- эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы);
- адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности;
- высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени;
- быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные;
- хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.
Психологическое различие - Девочки:
- хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально;
- для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность;
- быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся;
- похвала не побуждает их к дальнейшему действию;
- внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала;
- активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.
Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением.
Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы.
Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве.
Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.
Среди методических приемов используем: наблюдения, рассматривание фотографий, беседы о том, кто есть кто и какой он.
Беседы: «Одинаковые и разные», «Кто мальчики помогают маме», «Как девочки могут помочь папе», «Как люди заботятся друг о друге», «Как утешить товарища», «Одежда для девочек, для мальчиков и для всех», «У нас дружная семья», «Такие разные дети», «Кто я и кем хочу быть», «Наши прически», «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…
Дидактические игры: «Давай познакомимся», «Какая твоя мама», «На кого ты похож», «Какое настроение», «Какой твой папа».
Иллюстрации и пиктограммы об эмоциях.
Сюжетно-ролевые игры:
Для девочек: «Семья», «Ателье», «Салон красоты», «Дочки - матери» и т.д.
Для мальчиков: «Космонавты», «Охотники», «Пограничники», «Я строитель», «Водители», «Пожарные», «Полицейские», «Моряки».
Совместные игры: «Домашние заботы», «Дом дружбы», «Родственники»
В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.
Чтение художественной литературы: Л. Успенский «Ты и твое имя», былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», В. Косовицкий «Будущий мужчина», Р. Гамзатов «Мой дедушка», А. Барто «Я расту», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», А. Печерский «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Крошечка - Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и ленивица», сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» , «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о русских солдатах, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и др.
Словесные игры «Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож (похожа)?», «Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»…
Тренинги и педагогические ситуации «Обратись ко мне по имени», «Поможем девочкам», Волшебная ромашка», «Снежный ком из ласковых имен», «Комплименты»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления деятельности педагога-психолога
Организация деятельности педагога-психолога ДОУ осуществляется по направлениям : психопросвещения, психопрофилактики, психокоррекции, психодиагностики и психоконсультирования....
Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом
При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста» за 2014-2015 учебный год
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста» за 2014-2015 учебный год...
Основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп
В презентации показаны основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп....
Основные направления работы педагога-психолога. Из опыта работы
В данной презентации представлены виды деятельности педагога-психолога ППМС-центра...
Статья "Основные направления работы педагога-психолога в дошкольном учреждении с часто длительно болеющими детьми "
Статья "Основные направления работы с часто длительно болеющими детьми"...
Статья: "Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ".
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государств...