Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом
рабочая программа по теме
При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может протекать достаточно сложно, так как новые условия жизнедеятельности отличаются от прочих, а также в силу различных деформаций процесса развития его личности. От успешности протекания адаптационного периода в дальнейшем будет зависеть процесс личностного развития ребенка. Очень важно оказывать ребенку психологическую поддержку, помощь в адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_adaptacii_detey_v_uchrezhdenii.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации
Диагностика личностной, познавательной сферы (проводится в начале адаптационного периода и через некоторое время: от нескольких месяцев до 6-8 мес.).
- Диагностика:
Личностная сфера - выявление особенностей личностных качеств, уровня самооценки, наличие тревожности, страхов, адаптированность;
примерный перечень диагностических методик (включая наблюдение, опрос воспитателей):
Название методики | Цель | Применение по возрасту | Автор, литературный источник |
Цветовой тест/ МЦВ | личностная сфера, эмоциональное состояние | старший дошкольный возраст, школьный возраст |
|
ЦТО | изучение отношений | старший дошкольный возраст, школьный возраст | О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога средней школы» |
Тест школьной тревожности Филлипса | общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих | младший школьный возраст | О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы/средней школы» |
Методика рисуночной диагностики адаптации детей: рисунок «Я в школе/детском саду/детском доме» | адаптация, тревожность | старшие дошкольники, младший школьный возраст | методика А.М.Баркана |
Методика «Дерево»/ «Смешные человечки» | адаптация самооценка | младший школьный возраст старший дошкольный возраст | Л.П. Пономаренко «Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе»/ М.Н. Ильина «Подготовка к школе» |
Опросник «Шкала социально-психологической адаптированности» | определение уровня социально-психологической адаптированности растущего человека как субъекта собственного развития, способного адаптироваться к ценностям и нормам социальной среды, выстраивать отношений с социальным окружением и самим собой | авторы К Роджерс, Р. Раймонд (модифицированный вариант Т.В.Снегирёвой) | |
«Дождливая серия»: рисунки «Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране» | исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды – социальная адаптация | С 8-9 лет | Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии») (подростковый возраст |
Методика незаконченных предложений | отношение к себе, другим, будущему и прошлому, школе, выявление личностных проблем | школьный возраст | О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы/средней школы» |
Дом-дерево-человек | исследование личности | школьный возраст | Дж.Бук |
Рисуночный тест «Кактус» | Агрессивность, интроверсия-экстраверсия, импульсивность, тревожность, стремление к домашней защите, демонстративность | старший дошкольный, школьный возраст | М.Панфилова «Игротерапия общения» |
Несуществующее животное | исследование личности | школьный возраст | А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты»/ Е.И.Рогов «Настольная книга практического психлогав образовании»/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога средней школы» |
Рисунок семьи (разные варианты: «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах животных», «Рисунок семьи в образах сказочных или мифологических героев») | исследование образа семьи | старший дошкольный, школьный возраст | А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», Зинкевич-евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии» |
Тест акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека | изучение акцентуаций характера | подростковый возраст | Практическая психология в книгах, или как научиться понимать себя и других |
Методика экспресс-диагностки характерологических особенностей личности Айзенка/ Самооценка психических состояний личности Г. Айзенка | темперамент, экстраверсия-интроверсия, нейротизм тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность | подростковый возраст | О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога средней школы» |
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела | исследования личности | Подростковый возраст | Р. Кеттела |
Тест самоотношения В.В.Столина | Глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других | подростковый возраст | Е.В. Ветерок «Играй белыми. Сценарии игр с подростками в загородном лагере» |
Тесты на выявление самооценки:
| Изучение самооценки | для дошкольников и учащихся начальной школы, подростковый возраст | М.Н. Ильина «Подготовка к школе» О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы/средней школы» |
Рисованный апперцептивный тест РАТ | изучения личностных проблем подростка | С 12 лет | Людмила Собчик |
Методика «Контурный С.А.Т. – Н» | исследования особенностей личностной (эмоционально-волевой) сферы | младший школьник | Автор Э. Крис, авторская модификация Н.Я. Семаго. |
Тест руки | предсказание открытого агрессивного поведения | подростковый возраст | Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером |
Анкета интересов: Анкета «Анализ интересов и направленности школьников», «Анализ интересов и направленности подростков» | интересы учебные и внеучебные | младший школьный возраст подростковый возраст | Приложение 1 |
Познавательная сфера – выявление развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики и т.д.): соответствие возрастной норме, составление коррекционно-развивающих программ, рекомендаций; методики подбираются в соответствии с возрастом детей (для дошкольников Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»; для младших школьников - пособия: Л.Шипицына «Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста», И.Н. Шевлякова «Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста»).
По результатам диагностики, наблюдения создается индивидуальный план работы с ребенком, который включает следующие виды работ в начале адаптационного периода.
2.Индивидуальные консультации с детьми: оказание поддержки, снижения тревожности; способствование продуктивному выстраиванию отношений со взрослыми и сверстниками (сказкотерапия (метафоры, притчи), арттерапии, игротерапия, релаксация):
- для детей среднего и старшего дошкольного возраста:
«Сказка о подсолнечном семечке» (снижение страха перед новой жизненной ситуацией), «О медвежонке» (снижение агрессии) - «Лабиринт души: терапевтические сказки» / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева;
- для младших школьников:
сказка «Маленькая Баба-Яга» (адаптация в новом коллективе), «Лети вверх, Соня» (повышение уверенности в себе, позитивное программирование) - «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе 1-4 класс»/ под ред. О.В. Хухлаевой;
- для подростков сказка «Драгоценность» (о своей ценности и неповторимости) - «Практика сказкотерапии»/ Под ред. Н.А. Сакович; «Снова колобок – жизнь после смерти» (Е.К. Прудис «Сказкотерапия трудного детства»; обсуждение готовности к трудным жизненным ситуациям (Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников»)
Упражнения:
-«Я через 10 лет», «Линия жизни» (временная перспектива),
- арт-терапевтические упражнения «Дерево счастья», «Ракушка и ребенок» (коррекция страхов, работа с негативными переживаниями) – Программа формирования и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в детских домах «Ты и Я»: методическое пособие/автор-сост. Н.И. Паршина, М.Ю. Бондарева,
- релаксации (Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников»).
Важен обмен информацией с воспитателями о вновь поступившем в ребенке (настроении, самочувстви), узкими специалистами: социальным педагогом, медицинским работником; беседы с детьми той группы, куда поступил ребенок.
Приложение 1
Анкета «Анализ интересов и направленности школьников»
Фамилия, имя, класс___________________________________________Дата___________
/. Любимые занятия:
что делать
что читать
в чём и кому помогать
2. Продолжи предложения:
Охотнее всего я встречаюсь в школе с
Меньше всего мне хотелось бы встречаться с
Беседа на тему: «Что вам интересно?»
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.
Протокол беседы:
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Что привлекает тебя в школе больше всего: общение с ребятами, узнавание нового, сам процесс учения или что-нибудь другое? | |
2. | Какой предмет даётся тебе труднее всего? | |
3. | Что в этом предмете для тебя самое сложное? | |
4. | А какой предмет нравится тебе больше всего? | |
5. | Чем тебе нравится этот предмет? |
АНКЕТА «Анализ интересов и направленности подростков»
Фамилия, имя, класс___________________________________________Дата___________
Цель анкетирования: выявить интересы и направленности подростков.
Любимые занятия (интереснее всего):
а) что делать ________________________________________;
б) что читать ________________________________________;
в) о чем говорить ____________________________________.
2. Что у Вас получается лучше всего? ____________________.
3. Интересы научные и технические:
а) любимые учебные предметы __________________________;
б) интересные для Вас области науки _____________________;
в) интересные для Вас области техники ___________________;
г) самые интересные ученые, изобретатели ________________;
д) область науки и техники, в какой Вы хотели бы заниматься сами
____________________________________________________;
е) выдающиеся научные произведения ____________________;
ж) выдающиеся изобретения _____________________________.
^ 4. Эстетические интересы:
а) любимый художник, его произведения __________________;
б) любимый композитор, его произведения ________________;
в) любимый скульптор, его произведения __________________;
г) любимый архитектор, его произведения _________________;
д) любимый писатель, его произведения ___________________;
е) какой областью искусства интересуетесь ________________.
^ 5. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных.
а) В каких олимпиадах, конференциях принимали участие? ___.
б) В каких конкурсах участвовали? _______________________.
в) Какие призы и награды имеете и за что? _________________.
^ 6. Интерес к профессии.
а) Какие профессии Вам кажутся привлекательными? ________.
б) Представителем какой профессии Вы видите себя в будущем?
____________________________________________________.
в) Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере?
____________________________________________________.
^ 7. Чем привлекает Вас эта специальность? (Нужное подчеркнуть.)
а) возможностью приносить пользу обществу;
б) умею работать по этой специальности и имею способности к ней;
в) перспективная специальность;
г) хорошо оплачивается;
д) интересная и увлекательная.
8. В какой мере Вы уверены, что осуществите мечту? (Нужное подчеркнуть.)
а) Абсолютно уверен;
б) надеюсь, что удастся;
в) не уверен, что удастся;
г) уверен, что не удастся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Помощь семьи в адаптации детей при поступлении в ДОО
Детский сад в жизни каждого ребенка – это особый новый период. Здесь детки получают свой первый опыт общения в коллективе. Придя в детский сад, малыши окунаются в новую совершенно им непри...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Помощь детям в адаптации к условиям ДОУ.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новая социальная роль. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без...
Помощь детям в адаптации к детскому саду
Помощь детям в адаптации к детскому саду...
Помощь детям в адаптации к детскому саду.
Помощь детям в адаптации к детскому саду....
Помощь детям в адаптации к ДОУ
Помощь детям в адаптации к детскому садуНа продвинутых родительских сайтах много статей о вреде детского сада. Некоторые психологи прямо утверждают, что малыш не может адаптироваться к саду без психот...