Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью
рабочая программа по теме
Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):
1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная на определение эмоционального фона, самоощущения ребенка, его адаптации в новой семье, идентификации с новой семьей (если ребенок знаком с будущей замещающей семьей, посещал ее, как гостевую или же - изучение представлений ребенка о семье);
2. знакомство ребёнка-сироты с понятием «семья», ее структурой, функциями, семейными ролями;
3. консультирование: оказание поддержки, снижение тревожности, формирование позитивной самооценки, позитивной мотивации общения, развитие коммуникативных качеств (сказкотерапия, арттерапия, релаксация, игровые упражнения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_adaptacii_detey_k_priemnoy_seme.docx | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью
Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):
1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная на определение эмоционального фона, самоощущения ребенка, его адаптации в новой семье, идентификации с новой семьей (если ребенок знаком с будущей замещающей семьей, посещал ее, как гостевую или же - изучение представлений ребенка о семье);
2. знакомство ребёнка-сироты с понятием «семья», ее структурой, функциями, семейными ролями;
3. консультирование: оказание поддержки, снижение тревожности, формирование позитивной самооценки, позитивной мотивации общения, развитие коммуникативных качеств (сказкотерапия, арттерапия, релаксация, игровые упражнения).
Перечень диагностических методик:
-цветовой тест: тест Люшера, ЦТО
(Л.Н. Собчик «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера», «Тренинг по сказкотерапии»/Под ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой);
- Незаконченные предложения (Приложение 1);
- методика «Семейный велосипед» (Приложение 2);
- разные варианты рисунка семьи: «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах животных», «Рисунок семьи в образах сказочных или мифологических героев»
(Зинкевич-евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии»);
- тест «Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллера, О.В. Черемсина
(Е.Е. Алексеева «Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет»);
-анкета-интервью с приемными детьми (Приложение 3)
(адаптированный вариант методики, разработанной В.Н. Ослон)
-диагностическая сказка «Новость» (Приложение 4)
(детский психолог доктор Луиза Дюсс).
Беседы:
«Семья» (структура, функции, семейные роли), «правила в семье», «Когда мы понимаем, что нас любят?..», «О проявлении чувств в семье».
Игры:
«В семью», «Тоннель», «Линия жизни», «Зеркало», «Семейные узы», «Работа с образами семьи»
(В.Н. Ослон «Жизнеустройство детей-сирот»)
Перечень упражнений:
- «Мои «+» и «-»», «Я в лучах солнца», «Я и мое имя» (самопознание, повышение самооценки)
(Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников», Л.Анн «Психологический тренинг с подростками»),
- «Баржа» (подбор положительных определение к существительным: мама, отец, друг, брат и т.п.), «Что общего…» (например, «я люблю и мама любит..», «мне нравится и сестре нравится…»)
(Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» II ступень (8-12 лет): методическое пособие/автор-сост. Н.И. Паршина, Е.С. Адрианова, М.Ю. Бондарева);
- релаксация (+арттерапия) на темы «Я счастлив», «Мои мечты» и т.п. (расслабление, снятие тревожности, повышение эмоционального фона)
(Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников», Л.Анн «Психологический тренинг с подростками»).
Перечень терапевтических сказок:
«Лети вверх, Соня» (повышение уверенности в себе, позитивное программирование), «О муравьишке» (о вере в себя), «Сказка о голубой мечте» (о мечтах), «Тайна другого берега» (что значит верить)
(«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе 1-4 класс»/ под ред. О.В. Хухлаевой).
«И однажды утром..» (я не одинок в этом мире)
(«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе 5-6 класс»/ под ред. О.В. Хухлаевой).
«Драгоценность» (о своей ценности и неповторимости)
(«Практика сказкотерапии»/ Под ред. Н.А. Сакович).
Важен обмен информацией с воспитателями о данном ребенке (настроении, самочувствии, ожиданиях), узкими специалистами: социальным педагогом, медицинским работником; а также с будущими замещающими родителями (если есть такая возможность), службой по подбору, подготовки и сопровождению замещающих семей.
Приложение 1
Незаконченные предложения (1 вариант)
Инструкция. Прочитайте предложения и запишите первую пришедшую вам в голову мысль.
Отношение к прошлому
1. Когда я был(а) ребенком…
2. Когда-то я…
3. Если бы снова стать ребенком…
4. Моим самым живым воспоминанием детства является…
Отношение к будущему
5. Будущее кажется мне…
6. Надеюсь на…
7. Наступит тот день, когда…
8. Когда я буду старым(ой)…
Жизненные цели
9. Я всегда хотел(а)…
10. Я мог(ла) стать счастливым(ой), если бы…
11. Моим скрытым стремлением в жизни…
12. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…
Отношение к отцу
13. Думаю, что мой отец редко…
14. Если бы мой отец только захотел…
15. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…
16. Думаю, что мой отец…
Отношение к матери
17. Моя мать…
18. Моя мать и я…
19. Считаю, что большинство матерей…
20. Я люблю свою мать, но…
Отношение к друзьям и знакомым
21. Думаю, что настоящий друг…
22. Не люблю людей, которые…
23. Больше всего люблю людей, которые…
24. Когда меня нет, мои друзья…
Отношение к семье
25. По сравнению с большинством других семей, моя семья…
26. Моя семья обращается со мной…
27. Большинство известных мне семей…
28. Когда я был(а) ребенком, моя семья…
Страхи и опасения
49. Знаю, что глупо, но боюсь…
50. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь…
51. Хотелось бы перестать бояться…
52. Мои опасения не раз заставляли меня…
Сознание вины
53. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…
54. Моей самой большой ошибкой было…
55. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым(той), если…
56. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…
Отношение к себе
57. Если все против меня, то…
58. Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы…
59. Моя наибольшая слабость заключается в том…
60. Когда мне начинает не везти, я…
Незаконченные предложения (2 вариант)
Я мечтаю о том
Моя новая семья
Я переживаю, что
В новой семье я
Мама в семье
Надеюсь на
Наступит тот день, когда
Отец в семье
Братья (сестры)
Приложение 2
| ||
Приложение 3
Анкета – интервью с приемными детьми
1. Сколько тебе лет? (напиши)_
2.Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому:
- Уход за домашними животными.
-Уборка дома, мытье посуды.
-Покупка продуктов.
-Помощь младшим братьям и сестрам.
-Помощь отцу по хозяйству.
-Другое (что именно) .
-Нет обязанностей.
3.На кого из твоих приемных родителей ты бы хотел быть похожим
(похожа):
-На отца.
-На мать.
-На обоих в равной мере.
-Ни на мать, ни на отца.
4.С кем ты советуешься по важным для тебя вопросам?
-С матерью.
- С отцом.
- Со старшим братом (сестрой).
- С другом (подругой).
- С кем-либо еще (с кем?) .
-Обычно ни с кем не советуюсь, полагаясь на себя.
5. Где ты берешь деньги на карманные расходы?
-Прошу у отца.
- Прошу у матери.
-Прошу у бабушки (дедушки).
-Других родственников.
-Стараюсь заработать сам (честно, нечестно).
-Мне дают родители без всяких просьб.
-Затрудняюсь ответить.
6.Спрашивают ли дома, на что ты тратишь карманные деньги?
-Да, спрашивают всегда.
-Спрашивают иногда.
-Не спрашивают.
7. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью родителей?
Отвечая, поставь цифру 1,2,3 (1- хотел бы), (2- не во всем), (3- не хотел бы).
-Чтобы у тебя были такие же отношения с мужем (женой).
-Чтобы вы также проводили свободное время.
-Чтобы вы также распределяли между собой домашнюю работу.
-Чтобы вы также воспитывали своих будущих детей.
-Чтобы вы также строили свои отношения с друзьями.
-Чтобы вы также относились к своим пожилым родителям.
-Чтобы вы также относились к своей работе.
8. Если ты поступал (поступала) недостойно: лгала (лгал), вела (вел) себя некрасиво, грубила (грубил), что в этом случае делала мать?
-Плакала.
-Старалась разъяснить, что делать так нельзя.
-Наказывала, лишала удовольствия.
-Запрещала выходить из дому, гулять с друзьями.
-Не разговаривала.
-Била.
-Старалась оправдать меня перед другими, защитить.
-Поступала иначе (как?) .
-Мать об этом не знала.
-Таких поступков у меня не было.
9. Что делают твои родители, когда они очень довольны тобой, твоими успехами и поступками?
-Громко радуются успехами, хвалят.
-Поощряют мои успехи обещаниями удовольствий.
-Поощряют материально.
-У них появляется хорошее настроение.
-Мы вместе обсуждаем, как мне это удалось.
-Они рассказывают о моих успехах другим, мною гордятся.
-Другое (что именно?)
10. Нравится ли тебе жить в приемной семье?
-Да, нравится.
-Не очень нравится, потому что .
-Не нравится.
Адаптированный вариант методики, разработанной В.Н. Ослон
Приложение 4
Сказка «Новость»
Данная сказка рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»
Типичные нормальные ответы:
- у нас будут гости;
- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.
Типичные патологические ответы:
- кто-то умер;
- мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
- мама сердится за то, что он опоздал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Адаптация ребенка в приемной семье"
Адаптация ребенка в приемной семье...
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ
Работа социального педагога по созданию благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемной семье....
Программа с приемными семьями "Я Родитель"
Цель программы: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов дру...
Бланк "Тировая форма паспорта приемной семьи"
Бланк для заполнения специалистом....
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в приемную семью через театрализованную деятельность
Дети, воспитывающиеся вне семьи, – это противоестественное явление. Тем не менее, в современном обществе, к большому сожалению, проблема сиротства, в том числе социального, актуальна...
Для родителей детей из приемных семей
Информация для родителей...
Консультация для родителей «Свободное время и семейный досуг в приемной семье"
Когда в семью только-только пришёл ребёнок, ему необходимо привыкнуть к своим новым родителям, узнать их поближе, понять, что им можно доверять....