Статья: "Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ".
статья по психологии

Жарикова Стелла Александровна

      В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день сверхактуальна. Мы знаем, что именно в дошкольный период идет интенсивное коммуникативное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ в рамках ФГОС.

"Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно»".            

М.И. Лисина

      В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день сверхактуальна. Мы знаем, что именно в дошкольный период идет интенсивное коммуникативное развитие ребенка. Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь. Опыт общения в дошкольном детстве ребенок получает  в семье, в детской группе,  в общении со значимыми взрослыми – воспитателями и родителями  и этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.      

      Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принят ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал препятствием на пути развития личности.

     В нашем детском саду сложилась и осуществляется своя система работы  по  формированию коммуникативных способностей. Основной акцент в формировании коммуникативных способностей делается на коррекционной, развивающей работе с детьми, имеющими трудности в общении через игровой компонент.

      Содержание работы по формированию социально-коммуникативных качеств у детей определяют три основных аспекта: желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»; умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!».

    Основными условиями успешного формирования коммуникативных способностей у дошкольников является: процесс формирования коммуникативных способностей, который соответствует определенной последовательности  «Диагностика – коррекция – контроль»; личностно – ориентированный педагог;  привлечение  родителей.

      Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который  в нашем детском саду формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя.

 Воспитатели формируют у детей представления о социуме,  самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире; воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Учитель-логопед участвует в социализации ребенка с помощью развития связной речи,  активного словаря, лексико-грамматических категорий. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по ознакомлению с эмоциями, овладению языком эмоций, формированию уверенности в себе, развитию социальных  навыков, коррекции эмоционально-личностных нарушений с помощью различных методов песочной терапии, сказкотерпии, изотерапии, куклотерапии и т.д. Музыкальный руководитель помогает в создании утренников, драматизаций, в развитии у детей культурно-личностных отношений посредством включения в театрализованную деятельность. В нашем детском саду успешно функционирует театральная студия, в которой  задействованы все специалисты ДОУ, воспитатели, дети,  родители.

Взаимодействие участников образовательного процесса в данном направлении  так же включает проведение совместных педагогических советов, семинаров, мастер-классов, круглых столов, психологических тренингов для воспитателей. Посещения занятий в группах ДОУ важны для педагога-психолога и позволяют выявить проблемные зоны, разработать рекомендации воспитателям для их корректировки, что, в свою очередь,  дает возможность совершенствовать методы обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями. 

Сотрудничество с родителями является важным направлением работы педагога-психолога. Через родительские собрания ДОУ, организуем психологические консультации, психологические тренинги и практикумы, деловые игры для родителей детей дошкольного возраста.

          В результате комплексной психолого-педагогической работы,  направленной на развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, наблюдается положительная динамика.  

    Таким образом, профессионально слаженная и продуктивная работа всех участников образовательного процесса позволяет создать благоприятные условия в детском саду, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО.   

     

Список литературы.

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
  2. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста.  М., 2007. 
  3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». М., 2005.
  4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
  5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
  6. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.
  7. Психологические технологии. Журнал «Обруч». № 3. 2002.
  8. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
  9. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003.
  11. Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности педагога-психолога

Организация деятельности педагога-психолога ДОУ осуществляется по направлениям : психопросвещения, психопрофилактики, психокоррекции, психодиагностики и психоконсультирования....

Направления деятельности педагога- психолога ДОУ

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обесп...

Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом

При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...

Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью

Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним  проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная н...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ  1. Психологическая диагностика2.Психологическая коррекция3.Психологическое консультирование4.Психологическое просвещение5.Психолог...

Статья "Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность с использованием дидактического пособия".

Статья о социально-коммуникаиивном развитии детей через игровую деятельность с использованием дидактического пособия, созданного педагогами и родителями воспитанников....