Статья: "Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ".
статья по психологии
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день сверхактуальна. Мы знаем, что именно в дошкольный период идет интенсивное коммуникативное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ в рамках ФГОС.
"Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно»".
М.И. Лисина
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день сверхактуальна. Мы знаем, что именно в дошкольный период идет интенсивное коммуникативное развитие ребенка. Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь. Опыт общения в дошкольном детстве ребенок получает в семье, в детской группе, в общении со значимыми взрослыми – воспитателями и родителями и этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принят ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал препятствием на пути развития личности.
В нашем детском саду сложилась и осуществляется своя система работы по формированию коммуникативных способностей. Основной акцент в формировании коммуникативных способностей делается на коррекционной, развивающей работе с детьми, имеющими трудности в общении через игровой компонент.
Содержание работы по формированию социально-коммуникативных качеств у детей определяют три основных аспекта: желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»; умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!».
Основными условиями успешного формирования коммуникативных способностей у дошкольников является: процесс формирования коммуникативных способностей, который соответствует определенной последовательности «Диагностика – коррекция – контроль»; личностно – ориентированный педагог; привлечение родителей.
Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который в нашем детском саду формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя.
Воспитатели формируют у детей представления о социуме, самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире; воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Учитель-логопед участвует в социализации ребенка с помощью развития связной речи, активного словаря, лексико-грамматических категорий. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по ознакомлению с эмоциями, овладению языком эмоций, формированию уверенности в себе, развитию социальных навыков, коррекции эмоционально-личностных нарушений с помощью различных методов песочной терапии, сказкотерпии, изотерапии, куклотерапии и т.д. Музыкальный руководитель помогает в создании утренников, драматизаций, в развитии у детей культурно-личностных отношений посредством включения в театрализованную деятельность. В нашем детском саду успешно функционирует театральная студия, в которой задействованы все специалисты ДОУ, воспитатели, дети, родители.
Взаимодействие участников образовательного процесса в данном направлении так же включает проведение совместных педагогических советов, семинаров, мастер-классов, круглых столов, психологических тренингов для воспитателей. Посещения занятий в группах ДОУ важны для педагога-психолога и позволяют выявить проблемные зоны, разработать рекомендации воспитателям для их корректировки, что, в свою очередь, дает возможность совершенствовать методы обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями.
Сотрудничество с родителями является важным направлением работы педагога-психолога. Через родительские собрания ДОУ, организуем психологические консультации, психологические тренинги и практикумы, деловые игры для родителей детей дошкольного возраста.
В результате комплексной психолого-педагогической работы, направленной на развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, наблюдается положительная динамика.
Таким образом, профессионально слаженная и продуктивная работа всех участников образовательного процесса позволяет создать благоприятные условия в детском саду, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО.
Список литературы.
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». М., 2005.
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.
- Психологические технологии. Журнал «Обруч». № 3. 2002.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003.
- Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления деятельности педагога-психолога
Организация деятельности педагога-психолога ДОУ осуществляется по направлениям : психопросвещения, психопрофилактики, психокоррекции, психодиагностики и психоконсультирования....
Направления деятельности педагога- психолога ДОУ
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обесп...
Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом
При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...
Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью
Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная н...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ 1. Психологическая диагностика2.Психологическая коррекция3.Психологическое консультирование4.Психологическое просвещение5.Психолог...
Статья "Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность с использованием дидактического пособия".
Статья о социально-коммуникаиивном развитии детей через игровую деятельность с использованием дидактического пособия, созданного педагогами и родителями воспитанников....