Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки: мифологический жанр в живописи»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия в подготовительной группе
«В гостях у сказки: мифологический жанр в живописи»
Цель: знакомство со сказочной живописью (мифологическим жанром).
Задачи:
1. Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ.
2. Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности.
3. Дать свободу воображению, фантазии, эмоциональным проявлениям.
4. Активизировать использование слов и словосочетаний: сказка, миф, сказочная живопись, мифологический жанр, добро(ый), зло(й), идеал.
5. Приобщать к чтению художественной литературы.
6. Формировать патриотические чувства на основе сказочных образов богатырей русских.
Подготовка: чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций сказок, используемых на этом занятии: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Иван-царевич и Серый волк».
Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Материалы и оборудование: ноутбук, репродукции картин мифологического жанра, книги-сказки, игрушка – кот-ученый.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Если вы не так уж боитесь Кощея,
И Бармалея, и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее
Туда, где зеленый дуб на берегу.
Здесь гуляет котище ученый,
Не пьет молока он и не ловит мышей.
Самый настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч Змей.
И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,
И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.
В гости спешите, к нам приходите.
Сказки ждут вас с открытой душой.
(слайд 1)
На прошлой неделе мы познакомились с некоторыми известными личностями России. В их числе были поэты, писатели и художники. С ними и будет связано наше сегодняшнее занятие.
На сегодня я не зря попросила вас принести книжки со сказками, в которых добро побеждает зло. Книги создают писатели, а вот иллюстрации к ним создает художник, который называется художник – оформитель, художник – иллюстратор, или просто художник книги (смотрим принесенные книги - выставлены на показ).
Но не только иллюстраторы рисуют сказочные сюжеты для оформления книг, многие художники были очарованы красотой, силой, мудростью представленных в сказках героев и стремились создать их выразительные образы в живописи.
Известные русские живописцы Михаил Александрович Врубель и Виктор Михайлович Васнецов создали картины с запоминающимися сказочными образами (слайд № 3 и 6).
Эти картины можно отнести к мифологическому жанру (еще есть пейзаж, натюрморт, анималистический жанры). Слово «сказка, вымысел» на греческом языке звучит как «миф», поэтому ученые, которые изучают искусство, договорились называть картины на тему сказок, легенд и сказаний «мифологическим жанром».
- Давайте повторим все вместе: «мифологический жанр».
Картины данного жанра представлены на стенде.
2. Основная часть.
- Мир сказки – это мир, каким он должен быть по народным представлениям, - справедливый и прекрасный.
Итак, отправимся в путешествие в сказочную страну…
Сюрпризный момент:
-А сопровождать нас будет – Кот-ученый!
Он приготовил для нас игру-задание!
Игра «Угадай-ка».
Воспитатель рассказывает эпизод сказки, а дети выбирают картину, в которой представлен этот персонаж.
В.М. Васнецов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.
Увидал Змей Добрыню, громом загремел:
- Эх, старые люди пророчили, что убьет меня Добрыня Никитич, а Добрыня сам в мои лапы пришел. Захочу теперь - живым сожру, захочу - в свое логово унесу, в плен возьму.
В.М. Васнецов «Снегурочка»
Жили-были старик со старухой; у них не было ни сына, ни дочери. Вот они лежат на печи, а дед и говорит бабке: «Я что придумал: поди принеси снегу». Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли Снегурочку.
В.М. Васнецов «Царевна-лягушка»
Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались.
В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»
Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.
Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел...
В.М. Васнецов «Баба-Яга в ступе»
Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. А в избушке сидит Баба-Яга, костяная нога.
В.М. Васнецов «Кощей Бессмертный»
- Где же у тебя смерть, Кощей Бессмертный?
- У меня смерть в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.
М.А. Врубель «Царевна-лебедь»
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
Рассматривание произведений мифологического жанра.
А.
Детям предлагается рассмотреть женские образы на примере заявленных произведений и описать их:
- назовите основных героев этих картин;
- опишите действия каждого из них;
- какими чертами характера обладают Царевна-лебедь, Василиса Премудрая и Снегурочка?
(Красота, доброта, кротость, мягкость, скромность, но в то же время упорство и самостоятельность)
Б.
Детям предлагается рассмотреть мужские образы на примере заявленных произведений и описать их (Иван-царевич и Добрыня Никитич):
- назовите характерные черты мужских образов: царевича и русского богатыря (красота, мужество, величие, сила…)
С детьми делаем вывод: «Прекрасен богатырь русский своей любовью к Родине, к русской земле, во имя счастья людей он готов пожертвовать даже своей жизнью».
В.
Детям предлагается рассмотреть злых героев на примере заявленных произведений и описать их (Баба-Яга и Кощей Бессмертный).
Обращаем внимание на средства, с помощью которых художники раскрывают эти образы:
- каким цветом изображает В.Васнецов злых героев - Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного? Почему?
- найдите и назовите «говорящие детали», с помощью которых становится понятен характер этих героев.
Физкультминутка «Царь Горох».
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
(Дети повторяют описываемые движения.)
-Ребята, пока мы с вами занимались, кот-ученый приготовил нам еще одно задание. Давайте отгадаем его загадки!
Загадки
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть-самобранка)
Игровые упражнения, способствующие более глубокому пониманию образа:
1. Придумайте реплики для героев.
2. Разыгрывание эпизода «Ожившая картина».
3. Заключительная часть.
В конце занятия обратить внимание детей на красоту и силу характеров сказочных персонажей с помощью вопроса «На кого вы бы хотели быть похожими?»
После чего делаем вместе вывод: во всех сказках неизменно одно – твердое знание, что есть – добро и что – зло, и вера в то, что добро всегда побеждает. Иначе - сказки нет. Иначе – к чему она?
Просим подойти к выставке (либо раздаем картины на столы ребятам), найти и внимательно рассмотреть на картинах «волшебные предметы», «сказочную природу».
Используемая литература.
1) Г. А. Рубан «Мы входим в мир прекрасного». Виды и жанры изобразительного искусства: адаптированная учебная программа и методические рекомендации для работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 76 с. - с. 59-73
2) Материалы с сайта «ФизкультУра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если Вы не так уж боитесь Кощея, И Бармалея, и Бабу-Ягу, Приходите в гости к нам поскорее Туда, где зеленый дуб на берегу. Здесь гуляет черный котище ученый, Не пьет молока он и не ловит мышей. Самый настоящий кот говорящий, А на цепи сидит Горыныч Змей. И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной, И Колобок здесь дружит с рыжею лисой. В гости спешите, к нам приходите. Сказки ждут вас с открытой душой!
Михаил Александрович Врубель 5 марта 1856 г. – 1 апреля 1910 г. Русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. «Шестикрылый серафим». «Демон». «Царевна-Лебедь». «Пан».
«Царевна-Лебедь»
Васнецов Виктор Михайлович 3 мая 1848 г. – 23 июля 1926 г. Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. «Витязь на распутье». «После побоища Игоря Святославича с половцами». «Аленушка». «Иван-Царевич на Сером Волке». «Богатыри». «Кощей Бессмертный» «Царь Иван Васильевич Грозный».
«Иван-Царевич на Сером Волке»
«Снегурочка»
«Царевна-Лягушка»
«Баба-Яга в ступе»
«Кощей Бессмертный»
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Загадки Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг, как днем. (Жар-птица) Знает утка, знает птица, Где Кощея смерть таится. Что же это за предмет? Дай,дружок,скорей ответ. (Иголка) Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный. (Ступа) Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе " В гости к гжельским мастерам"
Занятие интегрированное. Детям очень понравилось. Занятие сопровождалось показом слайд - шоу ....
Конспект занятия в подготовительной группе" В гостях у господина Времечко"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему" В гостях у господина Времечко"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "В гостях у сказки"
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы...
Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки»,
Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки»,...
Открытое занятие в подготовительной группе "В гостях у Сказки"
Развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников....
Организованная образовательная деятельность ( комплексно - интегрированное занятие) в подготовительной группе. «В гостях у сказки»
Организованная образовательная деятельность( комплексно - интегрированное занятие) в подготовительной группе. «В гостях у сказки»...
Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки» с элементами ТРИЗ
Основы ТРИЗ были заложены в СССР еще в 40-50-х годах ХХ века. С тех пор она превратилась в универсальную науку. Используя данную методику в развитии речи, решается задача обучения составлению детьми т...