Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Сидякова Людмила Константиновна

Даный мастер класс для педагогов дошколного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Магнит и магнетизм.21.16 КБ
Файл Опыты с магнитом.10.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм» ( слайд №1)

Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования. 

Слайд №2.

Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

    Задачи:

- Повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников;

- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Материалы и оборудование: 
На каждого ребёнка : магниты, автомобильные трассы нарисованные на листе формата А 4, большие скрепки, стакан с водой.
Трикотажная перчатка; красивая коробка, блюдо с рассыпанными на нём скрепками;1 большой поднос и 2 маленьких; мелкие предметы из разных материалов (деревянные фигурки; пластмассовые ложки; металлические скрепки, гайки, болты, ключи; цветы из ткани; резиновые игрушки; бумажные салфетки, картон) 

Ход мастер – класса

Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «ДА-нет»

 Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

(слайд №3)

Современный ребёнок старшего дошкольного возраста стремится, как можно больше узнать, попробовать, исследовать, поэкспериментировать.  А игры-эксперименты  дают ребёнку большую возможность самостоятельно узнать, попробовать, испытать, открыть для себя окружающий мир.          Целью нашего исследования станет: изучение физических свойств магнита, определение областей применения в повседневной жизни, через игру с элементами эксперимента.

На слайде  №4 представлены два варианта последовательности детского экспериментирования. Предлагаю выбрать правильный вариант.

 Вариант №1                                                                   Вариант №2

- Выдвижение гипотезы,                                               - Проблемная ситуация.

- Проверка предположения,                                          - Целеполагание

- Целеполагание,                                                            - Выдвижение гипотез.

- Проблемная ситуация,                                                 - Проверка предположения

- Формулировка вывода,                                                - Если предположение

                                                                                           подтвердилось:

- Новая гипотеза.                                                              формулировка вывода

                                                                                         - Если предположение не

                                                                                          подтвердилось:

                                      возникновение новой                                                                                                                                                            

                                                                                           гипотезы.       

        Что такое магнит и магнетизм.? Всё ли притягивает магнит? Почему поворачивается стрелка компаса? Можно ли намагничивать предмет?

        На эти  и другие вопросы можно найти ответ  играя, экспериментируя  и путешествуя.                                                                              

Организационный момент:

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно вам узнать
На столе коробка с «волшебной» рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.
В: Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
В: Что это? (показ предметов)
Д:( ответы детей)

В:Посмотрите. ( подносит руку в перчатке к подносу со скрепками). Вот так чудо чудное. Перчатка «поймала» все скрепки.
В: Почему рукавица волшебная? Как вы думаете? (ответы детей). Может быть, кто-нибудь из вас сможет разгадать секрет?
В: Это, ребята, обычный магнит
Много секретов в себе он хранит.
А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук. Не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром.

(слайд №5)
Побыстрее входим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили,
Хорошенько их закрыли.
Начинаем отсчёт от 1 до 10.
(Воспитатель переодевается в халат, очки и шапочку профессора)
В: Открыли глаза. Добрый день, вы прибыли в школу волшебных наук. Я – профессор Знайкина, а это наша научная лаборатория. Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.
(картинки по безопасности)

Ход опытов:

В: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.
- Какой он на ощупь?
Д: Холодный, твердый, тяжелый.

( слайд №6,7,8,9)
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
В: У вас на столе лежат разные предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос оранжевого цвета, положите, которые магнит не притягивает.
В: Как мы это проверим?
Д: С помощью магнита.
В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем!

(Дети берут по одному предмету и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет. Результаты заносятся в исследовательскую карту

Бумага-

Ткань-

Пластмасса-

Дерево-

Железо+

Резина-)

 Расскажите, что вы делали ? И что получилось?
Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
В: А какие предметы магнит не притянул?
Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.


( слайд № 10,11,12)


Опыт №2. «Не замочи руки»
В: Действует ли магнит через другие материалы ?
В: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?
Д: Версии детей.
В: Надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют) 
В: Расскажите, что получилось?
Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.
В: Что же двигало скрепку?
Д: Магнитная сила.
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила может действовать  через стекло и воду.

Физминутка (с мячом).
Игра «Притягивает – не притягивает»
В:Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы ловите, и говорите «Притягивает», если магнит его притягивает и «Не притягивает», если магнит не притягивает.


( слайд 13,14,15)


Опыт №3. Игра «Бумажные гонки».
В: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку? 
Д: Ответ детей.
В: Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. 
- Приступаем к гонкам.
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

 
Опыт №4. Оказывается у магнита есть разные полюса. Когда мы сближаем одинаковые полюсы-они отталкиваются. Когда сближаем разные, то они притягиваются.

( слайд №16)

Подвижная игра «Магнитики»

В: А теперь каждый из вас превратится в магнит с двумя полюсами.

Дети одевают на руки разного цвета перчатки- синюю на левую, красную на правую. Разбегаются в разные стороны. По сигналу « Магнитики притянулись» дети должны взяться за руки: синие ладошки за красные и наоборот.
Игра-опыт №5 «Сила магнита» ( слайд № 17,18)
В: Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).

Вывод: Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

В: Молодцы! Как и в любой школе у нас есть домашние задания. Вот специальные наклейки (стикеры), с помощью которых нужно отметить где в вашей группе можно встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства. За правильно выполненное задание вас ждет сюрприз.

В: Побыстрее входим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили,
Хорошенько их закрыли.
Начинаем отсчёт от 10до 1.
В: Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук? Что интересного вы узнали? Давайте проверим ваши знания с помощью игры «Верно-неверно»

Круги синие-да, красные-нет.

1.Магнит притягивает металлические предметы.

2.Сила магнита не действует через преграду.

3.Вода и стекло не мешают действию магнита.

4.У магнита разные полюса.

5.магнит может притягивать деревянные предметы.
В: За ваши старания вас ждет сюрприз от профессора Знайкиной – магнитики на холодильник.

( слайд №19)

Вывод мастер-класса: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. ( слайд №20)

Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.



Предварительный просмотр:

Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка (магнетита). Он очень похож на железную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Но на многих языках мира слово "магнит" значит просто "любящий" - это осмысление его способности притягивать к себе.
Свойства магниов широко используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, с помощью
неодимовых магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.

Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одну игру:)


Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Вывод

Магнит притягивает к себе только железо.

Задачка на сообразительность. 

Насыпьте в миску манку и закопайте в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

Опыт 2. Магниты действуют на расстоянии.

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние. 

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. 

Вывод

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Задача на сообразительность. 

В миску налейте сантиметра на два воды. И бросьте в нее скрепку. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов), вытащить скрепку из воды? Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.

Опыт 3. Магнит имеет два полюса.

Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. 

Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?

Задача на сообразительность.

Посмотрите на эту игрушку: если фигурку ведьмочки подвигать к метле, то последняя начинает от ведьмочки убегать. На чем основан этот фокус? Зная о свойствах полюсов магнита, нетрудно догадаться,  что и в фигуре ведьмочки, и в метле спрятаны магниты, ориентированные друг к другу одноименными полюсами.

Опыт 4. Как увидеть магнитное поле?

В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок (они есть, например, в наборе "Юный химик"). Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод

Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Опыт 5. Магнитные свойства можно передать обычному железу. 

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. 

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! 

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле. 

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.

Вывод

Магнитное поле можно создать искусственно.

Опыт 6. Магнитное поле Земли.

Компас был изобретен в древнем Китае. Предложите детям воспроизвести это изобретение. Для этого понадобится иголка и миска с водой. 

Уберите от места проведения опыта магнит и другие источники магнитного поля (мобилки, компьютеры, динамики). Намагнитьте иголку магнитом. После этого смажьте ее растительным маслом и аккуратно положите на поверхность воды. Благодаря силе поверхностного натяжения иголка не утонет, а останется свободно плавать. И не просто плавать - она развернется в воде в каком-то определенном положении. Сколько бы раз вы не проводили опыт, она всегда будет так поворачиваться. Сличите показания иголки и магнитной стрелки компаса – они должны совпасть.

Вывод

Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Домашняя лаборатория». (познавательно-исследовательская деятельность)

Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами, которые можно повторить в домашних условиях вместе с детьми....

Конспект мастер-класса на тему: Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет

Конспект мастер класса по опытно экспериментальной деятельности  для коллег. Тема : Космос-это просто....

Мастер-класс для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дома"

В материале представлены опыты, которые можно провести с детьми дома....

Конспект мастер-класса «Куклы из ниток» Совместная деятельность детей разновозрастной группы и родителей

Познакомить детей и родителей с новым видом творчествав свободное от занятий времяЗадачи:-Обучающие: обучение различным видам творчества, учить слышать и слушатьустные инструкции;-Развивающие: повысит...

Конспект мастер-класса для родителей по экспериментальной деятельности «Путешествие в сказку»

Конспект мастер-класса для родителей по экспериментальной деятельности «Путешествие в сказку»Мастер-класс для родителей по экспериментальной деятельности по теме :«Путешествие в...

Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"

Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"...